Принципы и приёмы проектирования современного урока русского языка и литературы (презентация)
методическая разработка

Никулина Наталья Владимировна

В презентации "Принципы и приёмы проектированиясовременного урока русского языка и литературы" рассмотрена структура урока в соответствии с требованиями:

  • самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
  • организационная, а не информационная роль учителя;
  • обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность или деятельность одноклассников, формулирует свои впечатления;
  • высокая степень речевой активности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Цели должны отвечать смарт-критериям:

S – конкретная (объясняется, что именно необходимо достигнуть; в ней проецируется итоговый результат, соотносимый с темой урока): описать картинку по теме «Домашние животные».

M – измеримая (объясняется, в чем будет измеряться результат): описать картинку по теме «Домашние животные» в количестве 5-7 предложений.

A – достижимая (указывается, посредством чего будет достигнута цель): описать картинку по теме «Домашние животные» в количестве 5-7 предложений с опорой на ключевые слова.

R – значимая (поясняется значение формирования конкретного функционального навыка для современной жизни): навык построения монолога-описания необходим для устной характеристики существующих объектов в жизни.

T – соотносимая с конкретным сроком (указывается срок, за который обозначенная цель может быть реализована): за 15 минут может быть реализована.

Для постановки целей рекомендуется использовать  глаголы (глагольные существительные), указывающие на действие с определенным результатом: смогут

  • «писать», «распределять по категориям»,
  • «систематизировать», «сравнивать»,
  • «определять», «создавать»,
  • «классифицировать», «описывать»,
  • «разрабатывать», «оценивать»,
  • «соотносить», «выявлять», «обосновывать»,
  • «прогнозировать», «объяснять»,
  • «задавать вопросы», «указывать причины почему»,
  • «пересказывать», «обобщать», «иллюстрировать».

Для методики современного урока русского языка актуальными являются:

  1. практическая ориентированность;
  2. достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
  3. направленность на формирование различных способов деятельности;
  4. формирование функциональной грамотности;
  5. компетентностный подход.

Основные элементы проектирования урока русского языка:

  1. мобилизация (собраться и приготовиться);
  2. целеполагание (вспомнить → узнать → научиться);
  3. осознание недостаточности имеющихся знаний;
  4. коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
  5. взаимопроверка, самоконтроль;
  6. рефлексия.

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Какие требования предъявляются к современному уроку русского языка:

  • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время сбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи);
  • не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения;
  • выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока;
  • четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией);
  • выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

В данной  презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....

Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).

Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....

Презентация "Модель современного урока русского языка и литературы""

    В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  школа должна сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяю...

Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ /ЗПР/.

Особенности в психичнском статусе ребёнка с ЗПР. Приоритетные направления в работе....

Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"

Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...

Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС...