Принципы и приёмы проектирования современного урока русского языка и литературы (презентация)
методическая разработка
В презентации "Принципы и приёмы проектированиясовременного урока русского языка и литературы" рассмотрена структура урока в соответствии с требованиями:
- самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
- организационная, а не информационная роль учителя;
- обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока, анализирует свою деятельность или деятельность одноклассников, формулирует свои впечатления;
- высокая степень речевой активности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Принципы и приёмы проектирования современного урока русского языка и литературы | 1.48 МБ |
razdatka.docx | 442.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Цели должны отвечать смарт-критериям:
S – конкретная (объясняется, что именно необходимо достигнуть; в ней проецируется итоговый результат, соотносимый с темой урока): описать картинку по теме «Домашние животные».
M – измеримая (объясняется, в чем будет измеряться результат): описать картинку по теме «Домашние животные» в количестве 5-7 предложений.
A – достижимая (указывается, посредством чего будет достигнута цель): описать картинку по теме «Домашние животные» в количестве 5-7 предложений с опорой на ключевые слова.
R – значимая (поясняется значение формирования конкретного функционального навыка для современной жизни): навык построения монолога-описания необходим для устной характеристики существующих объектов в жизни.
T – соотносимая с конкретным сроком (указывается срок, за который обозначенная цель может быть реализована): за 15 минут может быть реализована.
Для постановки целей рекомендуется использовать глаголы (глагольные существительные), указывающие на действие с определенным результатом: смогут
- «писать», «распределять по категориям»,
- «систематизировать», «сравнивать»,
- «определять», «создавать»,
- «классифицировать», «описывать»,
- «разрабатывать», «оценивать»,
- «соотносить», «выявлять», «обосновывать»,
- «прогнозировать», «объяснять»,
- «задавать вопросы», «указывать причины почему»,
- «пересказывать», «обобщать», «иллюстрировать».
Для методики современного урока русского языка актуальными являются:
- практическая ориентированность;
- достижение результатов на предметном и метапредметном уровне;
- направленность на формирование различных способов деятельности;
- формирование функциональной грамотности;
- компетентностный подход.
Основные элементы проектирования урока русского языка:
- мобилизация (собраться и приготовиться);
- целеполагание (вспомнить → узнать → научиться);
- осознание недостаточности имеющихся знаний;
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, самоконтроль;
- рефлексия.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. | Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Какие требования предъявляются к современному уроку русского языка:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:
- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи);
- не устанавливается жёсткая последовательность элементов, хотя определяется логика построения;
- выделяются два блока (организационный и мотивационный), которые не имеют локализации, пронизывают всё пространство урока;
- четыре блока помещены парами, так как на практике часто сложно отделить один от другого (получение информации тесно связано с её осмыслением и анализом, а оценка нередко дополняется рефлексией);
- выделенные элементы не заставляют учителя совершать конкретные действия (проверять домашнее задание, выставлять отметки, говорить вводные слова, работать с учебником и т.п.), потому что он сам должен решить, что ему конкретно стоит спланировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
В данной презентации представлены активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы....
Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).
Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....
Презентация "Модель современного урока русского языка и литературы""
В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта школа должна сформировать систему универсальных способов деятельности учащихся, определяю...
Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ /ЗПР/.
Особенности в психичнском статусе ребёнка с ЗПР. Приоритетные направления в работе....
Семинар учителей русского языка и литературы "Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"
quot;Современный урок русского языка и литературы в контексте ФГОС"...
Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"
Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...
Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС...