Урок русского языка "Работа с текстом" по отрывку сказки "Серая Шейка" (формирование эмоционального интеллекта)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Морозова Татьяна Викторовна

В ходе данного урока происходит работа с текстом, направленная на развитие эмоционального интеллекта школьников. Представлены различные приемы работы по развитию ЭИ (работа с высказываниями,  со смайлами, с картой эмпатии)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология развития эмоционального интеллекта на уроках русского языка: работа с текстом» (5 класс)

1. Приветствие

-Добрый день, дети. Предлагаю начать наш урок с ваших мыслей о сегодняшнем дне. Поделитесь своими ощущениями, что вы сейчас чувствуете, готовы ли к получению знаний?

2. Прием « Мысли правят миром» (Платон)

- Платон, великий философ древности,  утверждал, что мысли правят миром. Так вот сегодня я вам предлагаю сделать синтаксический разбор не обычного предложения, а того, которое нас заставит задуматься. Записываем и разбираемся.

Удача – спутник смелого.

-Подчеркнем все члены предложения, сделаем схему и дадим характеристику с точки зрения цели высказывания, эмоциональной окраски, количества грамматических основ и наличия второстепенных членов. /на доске один, остальные в тетрадях/

-Как   вы понимаете эту пословицу? /дети/

-Помните, мы с вами на прошлом уроке работали со сказкой Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»? Как вы думаете, можно ли данную пословицу отнести к этой сказке? /дети/

3. Прием «Язык смайликов»

-А теперь я вам предлагаю продолжить работу с текстом сказки. Давайте одновременно слушать актерское исполнение и читать. Возьмите, пожалуйста, в руки карандаши, чтобы по ходу чтения подчеркнуть те слова, которые вам вдруг будут непонятны.  

-А   еще я попрошу приготовить наши смайлики, они нам тоже понадобятся, чтобы вы показали ВАШИ чувства, возникающие во время чтения.

/Прослушивание (чтение) с остановками, во время остановок вопрос к детям об испытываемых чувствах, которые нужно показать имеющимися смайликами, а затем пояснить, что именно вызвало данную эмоцию/

        Р..ка, на которой осталась Серая Шейка, весело к..тилась в горах, покрытых густым лесом. По утрам вода у б..регов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лед таял.

        «Неужели вся река замерзн..т?» — думала Серая Шейка с ужасом.

        Скучно ей было одной, и она все думала про св..их ул..тевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополуч(?)но ли дол..тели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточ(?)но, чтобы подумать обо всем. Узнала она и од..ночество.  //остановка, смайлик//

        Раз со скуки Серая Шейка забралась в лес и страшно перепугалась, когда из-под куста кубарем выл..тел Заяц.

— Ах, как ты меня напугала, глупая! — прог..ворил Заяц', немного успокоившись.

— Душа в пятки ушла... И зачем ты толчешься здесь? Ведь все утки давно ул..тели...

— Я не могу л..тать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем мален(?)кой...

— Уж эта мне Лиса!.. Нет хуже зверя. Она и до меня давно добирается... Ты берегись ее, особенно когда, река покроет(?)ся льдом. Как раз сцапает...

        Они познакомились. Заяц был такой же беззащитный, как и Серая Шейка, и спасал свою жизнь постоянным бегством.

— Если бы мне крылья, как птице, так я бы, кажется, никого на свете не боялся!.. У тебя вот хоть и крыльев нет, так зато ты плавать уме..шь, а не то возьмешь и нырнешь в воду, — говорил он. — А я постоянно дрожу со страху... У меня — кругом враги. Летом еще можно спрятат(?)ся куда-нибудь, а зимой все видно.

//остановка, смайлик//

        Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все зат..хало и на реке не было волн. Река точ(?)но засыпала, и хол..д старался сковать ее льдом со(нн/н)ую.

        Серая Шейка была в отчаянии, потому что не замерзла только самая середина реки, где образовалась широкая полын(?)я. Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен. Огорчение Серой Шейки дошло до последней степени, когда на берегу показалась Лиса, — это была та самая Лиса, которая переломила ей крыло. //остановка, смайлик//

— А, старая знакомая, здравствуй! — ласково проговорила Лиса, останавливаясь на берегу. — Давненько не видались... Поздравляю с зимой.

— Уходи, пожалуйста; я совсем не хочу с тобой разговаривать, — ответила Серая Шейка.

        Когда Лиса убралась, приковылял Заяц и сказал:

— Берегись, Серая Шейка: она опять придет.

        И Серая Шейка тоже начала боят(?)ся, как боялся Заяц. Бедная даже не могла любоваться творившимися кругом нее чудесами. Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта бел..снежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шуб..у. Да, чудно, хорошо было кругом; а бедная Серая Шейка знала только одно, что эта красота не для нее, и трепетала при одной мысли, что ее полын(?)я вот-вот замерзнет и ей некуда будет дет(?)ся. //смайлик//

4. Работа со словарем (индивидуально)

- Я просила вас подчеркнуть слова, которые вам были непонятны. Есть такие? /дети/

5. Прием «Карта эмпатии»

-С помощью смайлов  вы показали сейчас свои чувства, а давайте попробуем понять чувства героев, в этом нам помогут карты эмпатии, предлагаю работать в парах. Кто-то опишет внутренне состояние Зайца, кто-то Серой Шейки. Заполните, пожалуйста, таблицы, которые у вас на столах. Нужно выписать слова и словосочетания из текста, которые передадут, что ГОВОРИТ, ДУМАЕТ, ЧУВСТВУЕТ и ДЕЛАЕТ герой.

-Если встречаются слова, в которых пропущены буквы, пожалуйста, объясните эти орфограммы. /5 минут работают в парах с текстом и картой/

-Давайте услышим, что у вас получилось, что выписали. /дети/

-Отлично, сделаем вывод, каково же внутренне состояние героев? /дети/

6. Характеристика текста 

-Давайте посмотрим на данный фрагмент как на текст в прямом смысле этого слова.

-Определим стиль речи, тип речи, поработаем со средствами выразительности и фразеологизмами. А вот орфографию мы с вами оставим на следующий урок.

-Итак, к какой функциональной разновидности языка относится этот фрагмент?  /дети/

- Тип речи? /дети/

-Прочитайте, пожалуйста, те описания, которые встречаются среди общего повествования? /дети/

-Скажите, а есть ли моменты, которые могут вызвать у нас положительные эмоции? /дети/

-Какие средства выразительности помогают нам точнее увидеть природу? Нарисовать себе картинку? /дети/ 

-Но можем ли мы в полной мере наслаждаться красотой природы? Почему? /дети/

- Да, вы правы, переживания за других часто и нам не дает возможности чувствовать себя счастливыми. Я думаю, что это не плохо, а хорошо, потому что в подобном случае мы постараемся помочь тому, кто нуждается в нашей помощи.

7. Рефлексия (прием «Пословица или фразеологизм»)

- На мой взгляд, мы сегодня все хорошо поработали, но предлагаю вам самим оценить свою работу. А для этого мы воспользуемся хорошо нам знакомыми пословицами и фразеологизмами.

Выберите то выражение, которое соответствует вашей сегодняшней работе. /выбирают, называют вслух/

Слушал краем уха

Вложил душу

Работал за троих

Как белка в колесе

Старался изо всех сил

Хлопал ушами

Трудился в поте лица

Шевелил мозгами

Считал ворон

Работал спустя рукава

-Спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сажень 15 сажен = 31,95 м

Слайд 3

Анализ текста с точки зрения : Функциональной разновидности (стиля) Типа речи Средств выразительности: Метафоры Эпитеты Сравнения Фразеологизмы, пословицы

Слайд 4

Моя работа на уроке Слушал краем уха Вложил душу Работал за троих Как белка в колесе Старался изо всех сил Хлопал ушами Трудился в поте лица Шевелил мозгами Считал ворон Работал спустя рукава



Предварительный просмотр:

Карта эмпатии

ГоворитD:\Desktop 1\fb06183b-e375-5818-9528-cd15932342d8.jpg

Думает

Чувствует

Делает

Сделайте вывод : каково внутреннее состояние героя

Карта эмпатии

ГоворитD:\Desktop 1\733ae242-fae9-5fc1-9b0b-f570024b2df8.jpg

Думает

Чувствует

Делает

Сделайте вывод : каково внутреннее состояние героя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Игровые технологии на уроках русского языка как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной и эмоциональной активности учащихся

Задача современного обучения – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного ...

Урок русского языка "Работа с текстом" 5 класс

Материал  содержит план-конспект урока русского языка "Работа с текстом".  Форма проведения урока " урок-экскурсия" ...

Урок русского языка "Работа над ошибками": традиции и инновации

Материалы статьи могут быть использованы учителем при подготовке к уроку русского языку "Работа над ошибками"...