Урок русского языка "Работа с текстом" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал  содержит план-конспект урока русского языка "Работа с текстом".  Форма проведения урока " урок-экскурсия"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_rabota_s_tekstom.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 5 класс.

ТЕМА: «РАБОТА  С  ТЕКСТОМ».

ЦЕЛИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:  1)РАЗВИТИЕ РЕЧИ: все виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо; речеведческая работа с текстом, умение вслед за литературном образцом создавать свой текст (написания сочинения(миниатюры)-рассуждения в публицистическом стиле

 (формирование коммуникативной компетенции).

2) ЗНАНИЯ: знакомство с публицистическим стилем, обобщение и закрепление теоретических сведений: текст как предмет речи, его признаки, типы и стили речи, выразительные средства (олицетворение, ряды однородных членов, оценочная лексика (формирование языковой компетенции).

3) УМЕНИЯ: умение работать с различными источниками информации (формирование информационной компетенции), умение создавать компьютерную презентацию.

4) НАВЫК грамотного письма: орфография: безударная гласная в корне слова (проверяемая, непроверяемая, чередующаяся), падежные окончания имён существительных, прилагательных; правописание личных окончаний глагола, непроизносимые согласные в корне слова; пунктуация: знаки препинания при однородных членах, запятая в сложном предложении, тире между подлежащим и сказуемом  (формирование языковой компетенции).

 5) СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ: анализ текста публицистического стиля, определение его особенностей (убедительность, эмоциональность, актуальность) и выразительных средств, характерных для текстов этого стиля.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание любви к родному краю , формирование активной жизненной позиции, направленной на сохранение природных богатств нашей Родины; воспитание уважения и любви к родному языку (формирование ценностно-смысловых и общекультурных компетенций).

РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие познавательной активности, мышления, внимания.

                               ФОРМИРОВАНИЕ УУД.

  1. Перцептивные умения: умение внимательно слушать, читать, воспроизводить текст.
  2. Учебно – интеллектуальные умения: выполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения.
  3. Поисково-информационные умения: работа с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами.
  4. Учебно-познавательные умения: составление плана ответа, формулировка тезисов, умение их доказывать.
  5. Учебно-организационные: умение планировать текущую и перспективную деятельность, осуществлять оценку текущей работы и конечного результата.

                       ОБОРУДОВАНИЕ:

компьютер, экран, проектор.

                      ТИП УРОКА:

развитие речи.

                 МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ:

беседа, анализ языкового материала, компьютерная презентация, самостоятельная работа учащихся.

                                     ПЛАН УРОКА:

  1. Оргмомент.
  2. Аналитическая беседа (презентация).
  3. Речеведческая работа.
  4. Заочная экскурсия (презентация).
  5. Беседа.
  6. Речеведческая работа.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

I. ОРГМОМЕНТ.

- Здравствуйте, уважаемые гости нашего занятия, здравствуйте ребята.

Я рада вас приветствовать и надеясь, сегодня на уроке вам не будет скучно, и вы узнаете много интересно.

    Т.к. урок у нас сегодня необычный, то и работать мы будем немного по-другому: записи вы будете делать не в тетрадях, а на листочках, которые лежат у вас на партах. Что вы будете в них писать? Чтобы мы могли в конце урока подвести итоги, я попрошу вас записать самое важное из нашего разговора, т.е. сформулировать тезисы.

II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

  1. ВИД РАБОТЫ:  аналитическая беседа, сопровождающаяся    

                                  компьютерной презентацией.

МЕТОД. КОММЕНТ.: в    ходе разговора ребята делают записи.

ВОПРОСЫ: 

     1. Недавно на уроке литературы, посвящённом стихотворениям С.А.Есенина, ученикам в конце урока было дано задание написать сочинение-миниатюру на тему «Родное», т.е. ребята должны были объяснить, что в жизни для них самое родное и почему.

      Вот послушайте одно такое сочинение и скажите, поняли ли вы, что хотел сказать его автор: «Родное для меня дом. Там где тепло. Всегда там  чисто.

И даже дома вся семья.  Ещё роднее родина моя. На поле выйду и понюхаю цветы. С  ребятами побегать и попрыгать. А вот потом мы сядем на скамейку».   

  1. Почему непонятно, что хотел сказать ученик? Может быть, он писал на непонятном нам языке или использовал непонятные нам слова? Нет? Тогда почему же? (Потому что нет связи между предложения, нет единой темы, идеи.)
  2. Давайте вспомним, какими признаками должен обладать текст (Слайд № 1)
  3. Ребята, а почему для того, чтобы передать какую-нибудь информацию, обменятся впечатлениями, нам необходимо построить именно текст? Почему нельзя обойтись отдельными звуками, словами или предложениями? (У звука нет смыслового значения, слова и словосочетания только называют явления действительности, отдельные предложения тоже не позволяют полностью раскрыть свои мысли.)
  4. Итак, делаем вывод, что текст является основной единицей речи. И умение создавать различные тексты необходимо для того, чтобы окружающие нас хорошо понимали. (Слайд №2)

      6.   Какое умение при работе с текстом ещё необходимо?   (Умение   понимать        разные тексты.)

      7. Ребят, а как вы считаете, важное ли это умение? (Это умение необходимо,   чтобы понимать других, необходимо для успешной учёбы, ведь очень важно понимать объяснение учителя и содержание параграфов учебника. А ещё на примере текстов мастеров слова мы можем научиться правильно строить свои тексты.)

2. ВИД РАБОТЫ:  речеведческая   работа с текстом.

МЕТОД. КОМ.: работа ведётся по тексту упр.№333 (Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.:Просвещение,2011), материалы раздаются каждому ученику.

ВОПРОСЫ:

  1. Ребята, я хочу предложить сегодня вам для работы текст, который не оставил меня равнодушной, позже я объясню почему, надеюсь вас он тоже тронет. Этот текст дан в упражнении 333 (ДМ), страница 104. послушайте его. (Учитель читает  текст.)
  2. О чём этот текст, как бы вы определили его тему? (Взаимодействие леса и воды.)
  3. А что отражает заголовок? Тему или идею? (Идею: берегите лес.)
  4. А как вы думаете, можно ли то, о чём говорится в тексте, назвать проблемой? Как вы понимаете это слово? (Проблема-это несоответствие между тем, что должно быть, и тем, что есть.)
  5. А какая это проблема? Экологическая, нравственная, общественная, социальная или какая-то ещё? (Слайд № 3)
  6. Ребят, автором этого текста является известный русский писатель, Сергей Тимофеевич Аксаков (Слайд №4). Он говорил о проблеме сохранения лесов, значит, она существовала уже тогда, в 19 веке; а как вы думаете, актуальна ли эта проблема сейчас, т.е. стоит ли она в нашем обществе, интересна ли она  людям нашего времени?

  3. ВИД РАБОТЫ: заочная экскурсия. (Слайды № 5- 20)

       МЕТОД.КОМ.: слово учителя сопровождается компьютерной    

       презентацией.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

   - Я обещала рассказать, почему я выбрала для урока именно этот текст. Так вот, актуальность этой проблемы я могу подтвердить своим жизненным опытом. А для этого я предлагаю вам совершить заочную экскурсию на мою малую родину.

    Я родилась в селе Павловка Барышского района Ульяновской области. Наш район называют «маленькой Швейцарией Ульяновской области». И не случайно: у нас очень красивые места. И главное богатство – это лес. Это и ценнейший сосновый лес, и смешанный, в котором много грибов и ягод и в котором ещё недавно обитало множество диких животных: кабанов, лосей, косулей.

     Но со временем всё меняется. Если раньше лес был густой, то сейчас он весь «издырявлен»: всё чаще видны просветы ДЕЛЯНОК (от слова «делит», это участок леса, предназначенный для разработки). И самый крупный зверь, которого теперь можно увидеть в наших лесных угодьях – это заяц, ну или лиса. Это и понятно: вырубаются леса и животные лишаются своей среды обитания.

      А лес вырубается постоянно. Сколь я себя помню, из наших мест вывозят древесину. И уже десять лет мы живём в Самаре, но часто ездим к родителям, и не было ещё ни одной поездки, в которой нам не встретился бы лесовоз. Даже удивительно, что в наших краях ещё не весь лесной массив уничтожен.

      У вырубки лесов есть и другое негативное последствие. Это как раз то, о чём говорит и Аксаков, становится меньше лесов – уходит и вода.

      У нас в селе раньше текла небольшая речка. Небольшая, но её вод хватало, чтобы наполнить четыре пруда, которые располагались на протяжении всего села. И ещё я помню, что вдоль речки было много ключей, которые резво били из-под земли. Они, наверное, и питали речку.

        А сейчас я приезжаю и вижу, какие изменения здесь происходят. От речки практически не осталось и следа, не говоря уже о ключах. А от крупных родников, которых было четыре, остался один, и тот с каждым годом становится всё скуднее.

        И когда я об этом думаю, мне становится страшно: если такие изменения произошли за 20 с небольшим лет, то что будет лет через 50, а 100? Неужели люди, ослеплённые своей алчностью, не видят, не понимают, что грозит нам в будущем.

4.ВИД РАБОТЫ: беседа.

       ВОПРОСЫ:

  1. Ребят, а как вы думаете, актуальна ли эта проблема для Самары? (Наверное, да.  Ведь Волгу питает множество мелких рек.)   А для  всего мира, можно ли эту проблему назвать ГЛОБАЛЬНОЙ? Обоснуйте своё мнение.

   5.ВИД РАБОТЫ:    речеведческая работа.

   МЕТОД.КОМ.:    продолжается работа по упр. 333.

   ВОПРОСЫ:

  1. А как автор текста «Берегите лес» подчёркивает актуальность этой проблемы? (Последнее предложение.)

    Ребята, определите позицию автора по данной проблеме, в чём он видит её причину. Обратитесь к тексту (Предпоследнее предложение).

  1. А давайте определим, к какому стилю относится этот текст. Вспомним, от чего зависит выбор стиля. (От цели, которую ставит перед собой говорящий или пишущий.) 

Какие стили речи вы знаете? Вспомните, в чём задача каждого стиля. (Слайд № 21) Может быть это разговорный стиль? (Нет.  Цель этого текста  более важная и глубокая, чем просто обменяться впечатлениями.)  Тогда, наверное, научный? (Нет.  Ведь в научном тексте даётся точная информация и отсутствует эмоциональная оценка явления, а в данном тексте мы можем точно определить авторскую оценку.)                           

Может, художественный. Чувствуем ли мы воздействие на наши эмоции? (Наверное, да. Аксаков подчёркивает, как красива наша Родина, как она богата.) Но наверное, не только на эмоции, в большей степени автор хочет оказать влияние на наше сознание, на наши взгляды на окружающий мир, заставить на задуматься над важнейшей проблемой сегодняшнего дня. И этой цели, ребят. Служит стиль ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ. (Слайд № 22)

  1. У публицистического стиля, также как и у других, есть свои особенности, свои выразительные средства. Может быть, вы заметили таковые? (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: «Леса – хранители вод…» РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ). С какой целью автор употребляет такое количество однородных членов? (Чтобы подчеркнуть, как много леса значат, какую важную роль они играют в природе и жизни человека - во втором предложении.) Обратите внимание, какое оценочное значение имеют слова, связанные с лесом (Положительное: «краса земли», «жилище» - лес определяется автором как большая ценность. А слова, связанные с уничтожением лесов, - резко негативное значение («бедность», «мотовство».) Эти выразительные средства и помогают автору ясно и ярко определить свою позицию.
  2. Ребят, а в каком типе речи построен данный текст? Докажите своё мнение.
  3. Итак, давайте подведём итоги. Понятный ли, выразительный текст, убедительный текст «Берегите лес»? И мы видели, какими средствами это было достигнуто: текст представляет собой единое целое, всё в нём: и стиль, и тип речи, и выразительные средства - работают на раскрытие авторского замысла.  

        III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Наш урок подходит к концу. Я хочу вас поблагодарить за активную работу. Вы очень хорошо отвечали: мы многое вспомнили, повторили, о многом поговорили, многое обсудили. Теперь слово вам, что вы записали на своих листочках.

Вы можете и по-другому высказать свои мысли, например, продолжить предложения:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Было интересно…

Меня удивило…

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (Слайд № 23).

- Ребят, я думаю, что тема, поднятая Аксаковым, не оставила вас равнодушными. И чтобы привлечь внимание других к этой проблеме, я предлагаю вам дома оформить листовки, которые бы так и назывались «БЕРЕГИТЕ ЛЕС». Это и будет ваше домашнее задание. А чтобы вам было легче его выполнять,  мы обговорим, что именно вы должны сделать.

- Знаете ли вы, что такое ЛИСТОВКА? В чём её назначение? В каком стиле и типе речи вы будете строить свой текст? (Слайд № 24)

- Что будет тезисом? Можете ли вы доказательства к нему сформулировать на основе этого текста. Доказательства для своей листовки вы можете сформулировать используя и другие тексты на данную тему.

- Какие слова могут послужить заключением? (Слайд № 25-26)

 

СТИЛЬ:                ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

  ТИП РЕЧИ:             РАССУЖДЕНИЕ

                                           

   

ТЕЗИС:                                                      БЕРЕГИТЕ ЛЕС!

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:        ВЕДЬ  ЛЕС – ХРАНИТЕЛЬ ВОД И ЖИЛИЩЕ    

                                                                  ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:                      ЭТО КРАСА НАШЕЙ ЗЕМЛИ. 

- Если вы считаете такое задание слишком сложным для себя, можете просто выполнить упр. 333 по заданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Классики отечественной прозы и поэзии на уроках русского языка (урок русского языка в 8 классе)

   Данный урок русского языка «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» разработан для 8 классов  и входит  в систему уроков  по теме: «Повторение», та...