Словообразование в русском языке.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Сулейменова Ирина Валерьевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slovoobrazovanie.ppt656.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ часть В ЗАДАНИЕ В1 (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ в русском языке)

Слайд 2

Способы словообразования 1.Морфологический способ 2.Неморфологический способ

Слайд 3

Способы словообразования Морфологический способ 1.Приставочный 3.Приставочно- суффиксальный 2.Суффиксальный 4.Бессуффиксный 5.Сложение

Слайд 4

Приставочный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе приставки пре опасный опасный кое -кто кто вы бежать бежать

Слайд 5

Суффиксальный способ - появление новых слов в результате присоединения к производящей основе суффикса 1.Желт ок желтый 2.Глаз аст ый глаз 3.Зелен е ть зеленый

Слайд 6

Приставочно- суффиксальный способ -появление новых слов путём одновременного присоединения к основе приставки и суффикса со курс ник курс п ере нос иц а нос в читать ся читать Проверь! Нет однокоренного слова «курсник» - не приставочный способ. Нет однокоренного слова «сокурс» - не суффиксальный способ.

Слайд 7

Бессуффиксный способ - появление новых слов без добавления аффиксов ( суффиксов) Заплыв заплыв а ть Синь синий Привал привал и ть Проверь! Существительное должно иметь значение действия (существительное образовано от глагола , а не наоборот) или значение признака (существительное образовано от прилагательного , а не наоборот)

Слайд 8

Сложение - образование новых слов путём соединения двух или более = слов : вечнозеленый, диван-кровать = корней : сенокос, ледоход = частей слов : зарплата, пединститут = букв : МГУ, МЧС, НТВ = звуков: вуз, МХАТ, ТЮЗ

Слайд 9

Задание В1 - словообразование При словообразовательном анализе нужно , прежде всего, определить, какой частью речи является данное слово , а затем- какую морфему прибавили последней , чтобы получилось это слово. Помни! Если в слове есть и приставка, и суффикс – это НЕ означает, что оно образовано приставочно-суффиксальным способом. Исследова ни е исследовать (суффиксальный способ образования)

Слайд 10

Маленькие подсказки Только СУФФИКСАЛЬНЫЙ 1 .деепричастие - (что сделав? Что делая?) ПРОЧИТА- В ( от ПРОЧИТАТЬ) ЧИТА- Я ( от ЧИТАТЬ) ЗАДУМА— ВШИ —СЬ (от ЗАДУМАТЬСЯ) 2. причастие (какой? Что делающий? Что сделавший?) ЧИТА- ЮЩ -ИЙ (от ЧИТАТЬ) ЧИТА- ЕМ -ЫЙ ПРОЧИТА- ВШ- ИЙ (от ПРОЧИТАТЬ) ПРОЧИТА- НН -ЫЙ ЗАВИС- ЯЩ -ИЙ (от ЗАВИСЕТЬ) ЗАВИС- ИМ- ЫЙ ВЫМЫ- ВШ -ИЙ (от ВЫМЫТЬ) ВЫМЫ- Т - ЫЙ

Слайд 11

Только СУФФИКСАЛЬНЫЙ 3. существительное (что?) ( АБСТРАКТНЫЕ ---первичное значение ДЕЙСТВИЯ ): На -ЕНИЕ (-АНИЕ) ЗАЯВЛ- ЕНИЕ ЗАЯВИТЬ ПЕРЕПИСЫВ- АНИЕ ПЕРЕПИСЫВАТЬ ПРЕДУБЕЖД- ЕНИЕ ПРЕДУБЕЖДАТЬ ( АБСТРАКТНЫЕ первичное значение ПРИЗНАКА ): На -ОСТЬ ПРЕДУБЕЖДЕНН- ОСТЬ ПРЕДУБЕЖДЕННЫЙ 4.если в слове есть суффиксы –ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ ПОЧЕМУ-ТО КАКОЙ-ЛИБО СКОЛЬКО-НИБУДЬ

Слайд 12

Образование наречий – суффиксальный способ Большинство наречий образуются от прилагательных Бесшумно бесшумный Нелегко нелегкий Бесстрашно бесстрашный !Подсказка : при определении способа образования наречий нельзя отбрасывать приставку.

Слайд 13

Приставочный 1 . Если слово (местоимение или наречие) имеет приставки ни-, не, кое- НИКАКОЙ НИКТО НЕГДЕ КОЕ-ГДЕ, НЕКТО НИКАК КОЕ-ЧТО НИКОГДА НЕСКОЛЬКО 2 . Если слово имеет приставку НЕ- и без НЕ- употребляется ( кроме НАРЕЧИЙ ) НЕПРАВДА (от ПРАВДА) НЕВЕСЕЛЫЙ (от ВЕСЕЛЫЙ) НЕЗАСЕЯННЫЙ (от ЗАСЕЯННЫЙ) 3 .Если в прилагательном можно отбросить приставку Заоблачный ( от облачный) бесстрашный ( от страшный)

Слайд 14

Только ПРИСТАВОЧНЫЙ 4.Глаголы в основном образуются от глаголов с помощью разнообразных приставок: бежать – прибежать – убежать – забежать –выбежать – отбежать - сбежать Глаголы прошедшего времени тоже образованы приставочным способом (вспомним, что суффикс Л-формообразующий) Увидела – увидеть – видеть подгорел –подгореть - гореть

Слайд 15

БЕССУФИКСНЫЙ Короткие существительные с нулевым окончанием и без суффиксов ( первичное значение действия или признака, т.е. можно образовать глаголы или прилагательные) ПЕРЕХОД ПЕРЕХОДИТЬ ПОДОГРЕВ (воды) ПОДОГРЕТЬ , НО ПОДОГРЕВ (воду) –деепричастие- ПОДОГРЕТЬ ( суффиксальный) ЗЕЛЕНЬ ЗЕЛЕНЫЙ СИНЬ СИНИЙ

Слайд 16

Только Приставочно-суффиксальный способ Наречия, которые пишутся через дефис. приставка ПО- и суффикс –ОМУ,-ЕМУ ПО-ЗИМНЕМУ ЗИМНИЙ приставка ПО- и суффикс -И ПО-ФРАНЦУЗСКИ ФРАНЦУЗСКИЙ ПО-ВОЛЧЬИ ВОЛК приставки В-(ВО-) и суффиксы –ЫХ (-ИХ) ВО_- ВТОРЫХ ВТОРОЙ В –ТРЕТЬИХ ТРЕТИЙ .

Слайд 17

Приставочно-суффиксальный способ НАРЕЧИЯ – определяем, от какого прилагательного образовано Наглухо глухой (нет наглухой) Затемно темный (нет затемный Направо правый (нет направый) Добела белый (нет добеый) Издалека далекий (нет издалекий)

Слайд 18

Приставочно-суффиксальный способ ОБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( Чтобы определить способ у слова нужно попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются нелепые слова, значит это слово образовано приставочно-суффиксальным способом . ) Под-березов- ик . В русском языке нет слова березови к , или слова подберезовый .

Слайд 19

Еще примеры: при бреж н ый берег – нет слов приберег или брежный раз мечтать ся мечтать – нет слов размечтать или мечтаться под окон ник окно – нет слов подокон или оконник По куп а ли – по куп а ть купить – нет слов купать(другое значение) или покуп раз мышл я ли – раз мышл я ть мыслить – нет с лов размышл или мышлять.

Слайд 20

Способ словообразования кратких прилагательных и причастий определяем по полной форме: Беспомощны (прил.) – беспомощный помощь ( приставочно- суффиксальный ) Бесстрашны(прил.) – бесстрашный страшный ( приставочный ) Прикрыты (прич.)–прикрытый от глагола прикрыть ( только суффиксальный )

Слайд 21

внимание! суффиксы-«невидимки». Вариант 1 : неверное выделение окончания. Например,в слове со звезд ие окончание -Э,а не - ие ( созвездие , созвездия , созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс . Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом: со -звезд- [ ий  -э ] (от звезда )– нет слов созвезда или звездие)

Слайд 22

Вариант 2 Приставочно-суффиксальный способ Не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е: по-бережь- [ й  - э ] (от берег) – нет слов побереж или бережье

Слайд 23

Потренируемся! Определите способ словообразования Созыв - Путешествие – Подберезовик – Вкрутую – Затемно - Бессистемно – Опрос – По-дружески – Неярко – Закричали - бессуффиксный суффиксальный приставочно-суффикс. приставочно-суффикс. приставоч.-суффикс. суффиксальный бессуффиксный приставоч.-суффиксал. суффиксальный приставочный

Слайд 24

неморфологический способ Неморфологический способ: переход одной части речи в другую. БОЛЬНОЙ (КТО?) ожидал врача.-существительное БОЛЬНОЙ (какой?) ребенок –прилагательное Среди ПРИСУТСТВУЮЩИХ (КОГО?) ОКАЗАЛСЯ И МОЙ ЗНАКОМЫЙ (кто?) .- существительные ПРИСУТСТВУЮЩИЕ (какие?) ученики – причастие ЗНАКОМЫЙ ( какой?) человек – прилагательное быть ПЕРВЫМ ( КАКИМ?) УЧЕНИКОМ – числительное ПЕРВЫЙ ( КТО?) вышел на старт – существительн. ДРУГОЕ (что ?) увидеть - существительное ДРУГИЕ (КАКИЕ?) предметы - местоимение

Слайд 25

Выполните задание. В1-1. Из предложений 5-6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Чтобы найти такие слова в тексте, действуйте по алгоритму: Выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс. Определите часть речи! Исключить из списка деепричастия, причастия, существительные на –ение,-ание,-ость и короткие существительные без окончаний.

Слайд 26

4. У оставшихся слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс. Если при этом получаются существующие в русском языкеслова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и , следовательно, нам не подходит.

Слайд 27

5).И правда, появилась целая глава. 6).Яркая, сильная, являвшая поистине вершину толстовского творчества, в которой описывался сенокос. По -явила- сь , по -истин- е , о -писывал- ся . а)Появилась( гл.) явилась - приставочный; б) Поистине (нар.) истина ( истине, поистина –таких слов нет, следовательно, способ образования слова - приставочно- суффиксальный ) в)Описывался (гл.) описывал (писывался-нет такого слова),значит, - суффиксальный.

Слайд 28

В1-2.Укажите способ образования слова ВОСКЛИЦАНИЕ. Это имя существительное на -АНИЕ, следовательно, способ словобразования- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. Восклица-ни-е восклицать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные способы словообразования в русском языке

Презентация подготовлена для 11 класса к ЕГЭ часть В1....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке

«Технологическая карта урока»         Тема урока:  Способы словообразования в русском языке ...

Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»

Продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку, повторить способы образования слов в русском языке....

Урок-практикум по теме "Основные способы словообразования в русском языке"

Презентация содержит теоретический и практический материал. Предназначена для учащихся 6 класса...

Методические материалы по русскому языку для 6 класса "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке"

Данные материалы помогут провести интересный урок по теме "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке". В перечень входят конспект урока, презентация, рабочие листы....