Основные способы словообразования в русском языке
презентация к уроку русского языка (11 класс) на тему
Презентация подготовлена для 11 класса к ЕГЭ часть В1.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_sposoby_obrazovaniya_slov_v_russkom_yazyke.pptx | 82.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В задании В1 предлагается выписать из указанных предложений слово, образованное определенным способом или указать способ образования обозначенного слова. Ответ требуется записать одним словом.
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным , сложением Приставочный способ – к исходному слову прибавляется приставка: ехать – при ехать Особенно продуктивен этот способ при образовании глаголов, но используется также и при образовании существительных (агент – супе рагент), прилагательных – (интересный – пре интересный), наречий – ( удивительно - не удивительно) Запомните: Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы.
Суффиксальный способ – к основе добавляется суффикс: добрый – добр еньк ий . Суффиксальный способ используется в словообразовании всех основных частей речи: существительных – ( земля – земл ян ин ), прилагательных – ( конь – кон н ый ), глаголов – (ужин – ужин а ть), наречий – (интересный – интересн о ), причастий – (услышать – услыша нн ый), деепричастий – (увидеть – увиде в )
Приставочно-суффиксальный способ – прибавление к основе одновременно и приставки, и суффикса: лес – за лес н ый . Наиболее часто образуются таким способом существительные с суффиксами: ник, и(е), ок : на езд ник , по бережь е , по дар ок ; глаголы с постфиксом ся : вы спать ся , раз делать ся ; наречия с приставкой по и суффиксами и , ому, ему : по -дружеск и , по -летн ему , по -особ ому .
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (син ий – синь) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (запис ать – запись ) Этот способ ещё называется нулевой суффиксацией.
В каком ряду все слова образованы суффиксальным способом? 1) писатель, циркач, предыстория 2) глупыш, свежесть, ежевечерний 3) куда-либо, кое-как, заборчик силач, вредитель, лисий В каком ряду все слова образованы приставочным способом? 1) развесёлый, дошить, подоконник 2) утомление, прескверный, сыграть 3) подполковник, накрепко, пригород 4) сочувствие, слева, забежать В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом? 1) бездонный, всмотреться, переувлажнить 2) разбежаться, контратака, израсходовать 3) докрасна, по-русски, подснежник 4) нахлебник, сверхинтересный, подземный В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом? 1) удар, сушь, час 2) насыпь, загар, выходка 3) ширь, чернь, безбилетник 4) просека, отказ, дичь В каком ряду все слова образованы способом сложения? 1) тёмно-синий, углекоп, оргстекло, навсегда 2) дымоход, спецмашина, умалишённый, сегодня 3) пылесос, предгрозовой, сенокосилка, сейчас 4) сверхмощный, хлебозавод, сорвиголова, сталевар В каком ряду все слова являются сложносокращёнными? 1) ООН, ЦСКА, профком, белозубый 2) главк, ФСБ, спецназ, нелегал 3) МГУ, РФ, вуз, местком 4) РГПУ, светотень, РАН, юрфак
Номер теста Номер правильного ответа 1 4 2 3 3 3 4 4 5 2 6 3
Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом: 1. Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. 2. В мглисты весенний денёк вышел размяться, сунув карман полиэтиленовый пакет. На всякий случай. 3. Заместитель главы одного из городских районов спрашивал у своего коллеги, как они хотят отметить годовщину. Чиновник вздохнул и ж алобно сказал: «Да не знаем пока…»
Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом: 1. Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?.. 2. Главное – сознание. Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. 3. Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1
Работа ставит своей целью повторить материал по теме и рассмотреть самые распространённые ошибки при определении способа словообразования....
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.
Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке
«Технологическая карта урока» Тема урока: Способы словообразования в русском языке ...
Урок русского языка в 10 классе по теме «Способы словообразования в русском языке»
Продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку, повторить способы образования слов в русском языке....
Урок-практикум по теме "Основные способы словообразования в русском языке"
Презентация содержит теоретический и практический материал. Предназначена для учащихся 6 класса...
Методические материалы по русскому языку для 6 класса "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке"
Данные материалы помогут провести интересный урок по теме "Практикум. Основные способы словообразования в русском языке". В перечень входят конспект урока, презентация, рабочие листы....