Из опыта практического применения технологии Педагогических мастерских
методическая разработка по русскому языку
В своей педагогической практике использую технологию Педагогических мастерских. Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером.
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_masterskaya.docx | 25.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Михайловское Казенное Общеобразовательное Учреждение
Михайловская Средняя Общеобразовательная Школа
Методическая мастерская
в рамках районного конкурса
«Учитель года 2022»
«Использование технологии «Педагогическая мастерская»
на уроках русского языка и литературы»
Автор: Коломбитова В.С.
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МКОУ Михайловская СОШ
ТЕМА МОЕЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
«Использование технологии «Педагогическая мастерская»
на уроках русского языка и литературы»
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании. Поэтому в своей педагогической практике использую технологию Педагогических мастерских. Своё название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учителем – он становится Мастером.
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.
Для успешной реализации основных принципов образования посредством применения технологии Педагогических мастерских я составила Алгоритм проведения урока по данной технологии, который является основополагающим в моей педагогической деятельности на сегодняшний день. На уроках русского языка и литературы чаще всего использую мастерские построения новых знаний и мастерские творческого письма.
Основные этапы мастерской:
1 этап: Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Индуктором могут быть слово, предмет, образ, рисунок, воспоминание, текст. Важны подбор и подача индуктора.
При проведении мастерской по творчеству А.С. Пушкина (5 класс) для индуктора выбираю образы, созданные поэтом в своих произведениях, и прошу подобрать к ним слова, сходные по звучанию. На уроке, посвящённом творчеству М.Ю. Лермонтова по теме «Образ Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова» (8 класс) предлагаю написать на листе бумаги (каждый индивидуально) слово «Кавказ» и все слова, которые спонтанно рождаются при этом слове. При проведении урока - мастерской по рассказу К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» в качестве индуктора можно использовать текст о писателе, рисунок, изображающий хлеб или коня, и следующий вопрос:
- Какие ассоциации вызывают у вас текст или рисунок?
Во время урока - мастерской в 5 классе по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» в качестве индуктора предлагаю продолжить строчку: «У Лукоморья…» и вопрос:
- Знакомое произведение? Откуда оно, кто автор? (Пролог к поэме «Руслан и Людмила»).
- Прислушайтесь к своим мыслям и чувствам (чтение пролога «У Лукоморья» на фоне вступления «Море» к опере Н.А. Римского - Корсакова «Садко»).
- Запишите чувства и мысли, возникающие у вас при прослушивании пролога. Слова или словосочетания. Как вы видите, основным методом на I этапе работы мастерской является метод ассоциаций.
Индуктор создаёт необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой мастера и подмастерьев. Так на уроке русского языка по теме «Экспрессивные возможности конструкций с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами», который проводился в 8 классе, учащимся был предоставлен текст Н.В.Гоголя из произведения «Мёртвые души» (описание сада Плюшкина) и предлагалось задание - сравнить с картиной А.Герасимова «После дождя» («Мокрая терраса»), увидеть сходство и различие. После сравнения встаёт вопрос:
- Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками, а как это удалось сделать Н.В.Гоголю? На что мы должны обратить внимание, анализируя текст Н.В.Гоголя? Опираясь на формулировку темы, учащиеся выходят на постановку проблемного вопроса: какую роль в этом тексте сыграли конструкции с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами?
Для решения этой задачи учащиеся делятся на группы и происходит переход ко второму этапу мастерской, где начинается осмысление текста.
Самоконструкция - исследование обучающимися проводится индивидуально. При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывать влияние других.
Социоконструкция - исследование обучающимися проводится в группах. Взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет ученику сопоставить свои знания с опытом товарища. Дети в парах задают друг другу вопросы, обмениваются записями, рисунками и дополняют друг друга.
Необычны самоконструкция и социоконструкция на уроке – мастерской при изучении стихотворных произведений по теме «Русские поэты 19 века о родной природе» (8 класс). После прочтения стихотворения ученикам можно предложить следующее: «Если вы попытаетесь прочитать это стихотворение без слов и вам захочется сделать какие-то жесты, то сделайте их». Затем все распределяются по парам или в группы и создают образ этого стихотворения: это или пластическая картина, или живописная, или радиопередача, где идёт прочтение этого стихотворения (поисковый метод). Самоконструкция плавно перетекает в социоконструкцию.
Социализация -всё, что сделано ребятами индивидуально, в паре, в группе, должно быть озвучено , чтобы другие могли услышать и дополнить свои работы, свои словесные ряды. Афиширование - афишируют промежуточные работы ребята по своему выбору: озвучить, показать, прикрепить к доске, положить на стол мастеру, чтобы он озвучил и т.д. Выбор за обучающимися.
3 этап: ядро. Этот этап в построении мастерской очень важен, так как именно в этот период обучающиеся должны получить новые знания.
Так, в мастерской по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 класс) разрывом может быть вопрос:
- Зачем А.С. Пушкину нужно было создавать вступление «У Лукоморья…», тратить время, талант и силы, если он всего лишь повторил всё то, что до него создал народ в жанре волшебной сказки? (Обсуждение в группах –метод мозговых атак).
Ядром в мастерской «Сказка «Спящая царевна В.А. Жуковского» является конструирование таблицы по тексту событий со знаками «плюс» и «минус».
После знакомства и переработки новых знаний ребята переходят
к четвертому этапу – творческая работа:рисунки, крылатые выражения, театрализация, синквейны, формулировка проблемных вопросов. Творческую работу можно продумать и индивидуально, и в парах, и в группах. Всё зависит от уровня подготовки класса. Если перед вами сильный класс, то творческую работу каждый может выполнять индивидуально. Если послабее,– то можно продумать работу в парах: один создаёт текст, другой – иллюстрацию и т.д.
Составленные тексты предлагаются участникам и прочитываются вслух. Обычно это делаю я сама. Работы могут быть не подписаны, что снимает определённый психологический барьер. Звучат сочинения, слушают те, у кого, может быть, не очень хорошо получилось, идёт процесс самооценки.
Пятый этап - рефлексия. Работа в мастерской обычно заканчивается рефлексией, которая может быть и дискуссией, и пожеланием, и отражением того, о чём мыслю и сама, и другие. На этапе рефлексии участники мастерской рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Они учатся осознавать свои чувства и их высказывать. Подводя итоги урока, учащиеся делают для себя, например, были такие выводы:
- А мне понравилось работать в группе, чувствуешь, что не один, что рядом товарищи, придут на помощь, с ними интереснее работать. Или
- Раньше для меня конструкции с обособленными членами были каким-то
отвлечённым понятием, где я должна была правильно поставить знаки препинания, правильно писать причастия. Сегодня я поняла, зачем существуют такие конструкции в языке, они делают речь такой живой, образной.
В заключении хотелось бы сказать, что проведение уроков по технологии Педагогических мастерских способствует созданию наиболее благоприятных условий развития личности ученика как индивидуальности через творческий процесс. Мастерская выступает как совокупность пространств - игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребёнок приобретает опыт жизни, сам выстраивает собственные знания, формирует нравственные ценности, культуру.
В ходе проведения уроков по данной технологии происходит реализация основополагающих принципов современной педагогики:
- урок – это открытие, поиск и осмысление истины, где знание является только его содержанием, а ключевой результат – развитие интеллекта и духовное обогащение каждого участника образовательного процесса;
- урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой части должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
- высшей ценностью на уроке является человек.
Все эти принципы включает в себя урок, построенный на технологии «Педагогическая мастерская», что доказывает инновационность, универсальность и необходимость применения данной технологии учителем, желающим творчески работать и развивать креативные способности своих учеников.
Литература
- Т.Я. Еремина. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. Москва: «Просвещение», 2013.
- И.П. Цибулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы. Москва: «Просвещение». 2014.
- В.Г. Орешкин. Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса. Санкт-Петербург: «Речь», 2008.
- Т.И. Павлова. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка. Ростов-на- Дону: «Легион», 2012.
- Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. Современный урок. «Ростов-на-Дону», 2007.
- О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина и др.Современные педагогические технологии в основной школе в условиях ФГОС. СПб: «Каро», 2013.
- И.А. Подругина, О.В. Сафронова. Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы. Москва: «Просвещение», 2013.
- Е.В.Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной среде. Москва: «Просвещение», 2014.
- Т.И. Павлова, Т.В. Белоусова. Компетентностные задания по русскому языку. Ростов-на- Дону: «Легион», 2012.
- А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: «Просвещение», 2011.
- Н.Ф. Ефремова. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе. Москва: «национальное образование», 201
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"
В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Из опыта работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах.
Опыт работы по использованию технологии педагогических мастерских на уроках литературы в старших классах. Такие уроки повышают мотивацию детей к приобретению новых знаний. Применение технологии мастер...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"
По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...
Применение технологии педагогических мастерских при построении урока в соответствии ФГОС
Данная технология, на мой взгляд, позволяет максимально близко соответствовать целям и задачам урока ФГОС. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выпол...
Применение технологии «Педагогическая мастерская» в работе с обучающимися с ЗПР во внеурочной деятельности
Статья «Применение технологии «Педагогическая мастерская»в работе с обучающимися с ЗПР во внеурочной деятельности» представляет собой выводы из опыта учителя русского язы...