Применение технологии педагогических мастерских при построении урока в соответствии ФГОС
учебно-методический материал
Данная технология, на мой взгляд, позволяет максимально близко соответствовать целям и задачам урока ФГОС. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе, а значит, происходит формирование УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shtro_l.i.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии педагогических мастерских
при построении урока в соответствии ФГОС
Штро Любовь Ивановна,
учитель биологии и химии,
филиала МБОУ ВСОШ №1 - Учхозская СОШ
Высокогорского муниципального района РТ
Технология «Педагогическая мастерская» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Данная технология, на мой взгляд, позволяет максимально близко соответствовать целям и задачам урока ФГОС. Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе, а значит, происходит формирование УУД. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределенности в понимание. Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои различные психические состояния и учатся ими управлять. Главное отличие мастерской от урока, лекции, семинаров в том, что даже самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип: “Делай, как я или делай лучше меня”. Закон мастерской: “Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта”. Данная технология позволяет осуществить саморазвитие ребенка, способствует активному восприятию обучающимися учебного материала, повышает интерес к процессу обучения, а также позволяет формировать УУД в процессе урока. На мой взгляд, алгоритм проектирования педагогических мастерских очень близок со структурой урока по ФГОС.
Алгоритм проектирования педагогических мастерских в сравнении со структурой урока по ФГОС - урока усвоения новых знаний
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – все то, что побуждает ребенка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – все то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное. На этой фазе учащиеся формулируют, ставят проблему. ( по ФГОС этап урока -Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. )
Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создается информационный запрос.
Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы ее решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идет работа по выполнению заданий, которые дает учитель.(По ФГОС -Актуализация знаний)
Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Дается одно задание на весь класс, идет работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп. (По ФГОС- Первичное усвоение новых знаний)
Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. (По ФГОС -Первичная проверка понимания)
Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). (По ФГОС -Первичное закрепление)
Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществленной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.( рефлексия подведение итогов занятия- по ФГОС)
Почему мастерские оказались нужны современному учителю?
1. Интерес к занятиям возникает у всех, кто становится участником мастерской.
2. Мастерские "запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей
3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.
4. Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и совместное творчество.
Заключение. Мы вынуждены искать новое, чтобы идти в ногу со временем. Но при этом не забывать о закономерностях возраста, о личном благополучии детей, их умении пользоваться полученными знаниями. Главной целью новых ФГОС стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружелюбной среды, в том числе и в послеурочное время. Применение описанной технологии придаёт урокам особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к предмету, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, что подтверждается в процессе урока. Чтобы понять эту технологию, нужно в ней поучаствовать, поприсутствовать на уроке другого педагога, составить и провести свою пед.мастерскую. Нельзя пед.мастерскими заменить уроки, ими нужно их разнообразить, помня о том, что «доводы до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». (Б.Паскаль, фран. философ 17 века)
Список литературы:
- Макаренко О.В. «Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся», Саратов 2012г.
- Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская. "Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002
- Павлова, И.Р. Педагогическое ателье.- Казань: Вестфалика, 2008г.– 38 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"
Методическое сообщение об основных методах, применяющихся в педагогической технологии развивающего обучения. Статья основана на изучении методической литературы, систематизирует психолого-педагогическ...
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских.
Презентация к уроку "Происхождение слов русского языка". 8 класс. Урок с применением технологии педагогических мастерских....
Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.
В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...
Методические рекомендации по построению урока в соответствии с требованиями ФГОС.
1.Структурные элементы учебного занятия, соответствующие требованиям ФГОС.2. Структура уроков в рамках деятельностного подхода 3. Методы обучения4. Информационно – комму...
Выступление на педагогическом совете по теме «Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики»
Цель дифференцированного обучения: создать комфортную среду для обучения и развития личности с учётом индивидуально- психологических особенностей....
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" с применением технологии "Педагогическая мастерская"
По теме: "Лирика М.Ю. Лермонтова" мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии "педагогических мастерских". Данная технология позволяет научить...