Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку
материал по русскому языку
План самообразования по теме "Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку" направлен на организацию работы педагога по данному направлению. Это уроки, исследовательские проекты с обучающимися, рапспространение опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по самообразованию
Мурзабаевой Гульнафис Маратовны,
учителя русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Нефтеюганск
Личные данные
Фамилия | Мурзабаева |
Имя | Гульнафис |
Отчество | Маратовна |
Должность, преподаваемый предмет | Учитель истории и обществознания |
Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» |
Населенный пункт (город, район) | город Нефтеюганск |
Стаж (педагогический) | 31 лет |
Стаж (по специальности) | 30 лет |
Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Башкирский государственный университет Филолог. Преподаватель. (Специализация: Русский язык и литература) |
Тема самообразования: «Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку»
Актуальность темы:
Важное место в современном преподавании русского языка занимает формирование лингвокультурологической компетенции.
Лингвокультурология- интегрированная наука, объединяющая в себе лингвистику и культурологию. Объектом ее изучения является взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в процессе их функционирования.
Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку рассматривает язык как отражение культуры народа. Действительно, в слове, и следовательно, в языке отражается и сам носитель этого языка: его характер, взгляды, образ жизни, духовные и материальные ценности. Лингвокультурологическая концепция формируется через интерес к культурным традициям своего народа, семьи, через интерес к слову, его этимологии, через постижение культуры другого народа. Мы должны помочь учащимся осознать, что язык- это феномен культуры. Изучая культурный компонент языковых единиц слова, фразеологии, грамматики, текста, дети постигают национальную специфику языковой картины мира
Лингвокультурология изучает материальную и духовную культуру в виде концептов культуры, получающих наименование в языке. Это наименование и есть слово (слово- имя концепта).
Знакомство со словом как концептом позволяет учащимся глубже понять историю и характер народа. Особенно это проявляется во фразеологизмах, пословицах и поговорках, в которых отразились и исторические события, народное отношение к ним, отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам. Изучение их вводит нас в лабораторию народа-языкотворца.
Работая над словом-концептом на уроках русского языка, учащиеся познают языковую картину мира русского народа, учатся сопоставлять ее с языковой картиной мира своего народа. Обогащается их словарный запас синонимами, фразеологизмами, пословицами, поговорками. Для того чтобы найти использование слова-концепта в тексте, учащимся необходимо обратиться к художественной литературе, что является очень важным, поскольку формируется читательская компетенция. Очень важной является работа с различными типами словарей.
В настоящее время одной из актуальных проблем школьного воспитания является воспитание у учащихся толерантности. Работа над словом-концептом воспитывает у учащихся это чувство терпимости, уважения к другим народам, их культуре. Успешно решает ее и сравнительный анализ слова-концепта на родном и русском , иностранном языках.
Реализация лингвокультурологической концепции возможна в любой школе при условии, что учитель сам понимает основные идеи концепции и имеет желание донести их до учащихся.
О системе работы по лингвокультурологической концепции обучения русскому языку
Комплексная работа с текстом и описание слова-концепта
Осуществлению взаимосвязи в изучении слова и текста способствует использование на занятиях (в классе и дома) такого вида упражнений, как комплексная работа с текстом. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические , пунктуационные навыки учащихся.
Целью уроков комплексного анализа текста является формирование языковой, коммуникативной и литературной компетенции, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка. Содержанием уроков комплексной работы с текстом становится анализ языка текста. Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. С одной стороны, в произведении отражается личность его создателя, с другой- это явление объективно представляющее систему языка, на котором оно создано.
Кроме этого, текст может решить и проблему лингвокультурологического обучения. В данной методической разработке при работе с текстом учащимися выделяется ключевое слово (слова) , которое затем учащимися описывается как слово-концепт. Разработка концепта может проводиться как на уроке, так и дома. Если дети не имеют навыков работы со словом-концептом, целесообразно проводить эту работу в классе. Если же у учащихся имеется опыт описания концепта, то эта работа может им быть задана на дом.
Новым в таком виде работы является то , что текст является начальным звеном в работе над описанием концепта. Разработка слов-концептов заканчивается также текстом. После защиты исследовательских проектов по описанию концепта можно посвятить урок или часть урока сравнению текстов: того, что был на первом уроке , и того, что подобрали учащиеся. Таким образом, текстом начинается и заканчивается разработка концепта.
Ниже приводятся тексты с заданиями, которые можно использовать в 5- 9 классах. (Все материалы были опубликованы в газете «Русский язык», здесь представлена часть этих разработок с изменениями и дополнениями).
Повторение темы «Глагол» . 5- 6 кл.
А. Барто
Требуется друг
Все живут- не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у кати расписной,
Красные колготки.
А характер кроткий.
Я шепчу: - Дружи со мной…
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти-
Ты во всем должна пойти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
А девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят:
- Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье:
«Срочно требуется друг»…
Задания и вопросы
- Какова тема стихотворения? Для чего девочке «требуется друг»? Каково ваше отношение к дружбе?
- Выпишите глаголы в форме инфинитива, настоящего времени, прошедшего и будущего времени. Выделите в них ту часть, которая является показателем времени. Выберите один глагол и напишите его полную парадигму.
- Выпишите глаголы разных наклонений. На конкретном примере докажите, что форма не всегда соответствует значению наклонения. Объясните особенность такого употребления наклонения.
- Выпишите из текста однокоренные слова, укажите часть речи, разберите по составу.
- Объясните значение выражений девчонок свита, девчонки на дыбы.
- Объясните пунктуацию при диалоге.
#1054;пишите слово-концепт друг
Образец работы 6-классников
Друг- это духовно близкий человек, который готов всегда поддержать и помочь. Друг и дружба всегда ценились и ценятся как у русского, так и других народов.
Значение слова в Толковом словаре С. И. Ожегова: Друг , -а, мн. Друзья, м. 1. Тот, кто связан с кем-н. дружбой. Старый друг лучше новых двух (посл.). Д. дома. (друг семьи). Зеленый д. (о деревьях). 2. кого- чего. Сторонник, защитник кого-чего-н. (высок.). Друг детей. Друг свободы. 3. Употребляется как обращение к близкому человеку, а также (прост.) как вежливое отношение к товарищу, к соседу, к встречному человеку. Д мой! Помомги,д. // ласк. дружок, -чка, м (к 1 и 3 знач., разг.), дружочек, - чка, м (к 1 и 2 знач.; разг.), // прил. дружеский, -ая, -ое (к 1 знач.)
Слово друг по происхождению древнерусское.
Производные слова : дружба, дружный, дружеский, дружественный, дружелюбие, дружить.
Сочетаемость : (по Словарю сочетаемости слов русского языка под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковкина).
Хороший, лучший, плохой, близкий, старый, давний, новый, настоящий, верный, искренний, преданный, закадычный(разг.), школьный, фронтовой, единственный, мой, его…друг; неразлучные…друзья.
Друг кого-чего: (о человеке) ~ мужа, брата, сына, Петра …семьи, дома …; друг детства….
Мнение, совет, помощь. Поддержка, приезд, письмо, день рождения, портрет, фотография, судьба, характер, здоровье, болезнь, смерть, гибель, семья, отец, мать, жена, сын, дочь, адрес, телефон… друга.
Иметь, найти, разыскать, поздравить, с чем-л., выручить , поддержать, попросить о чем-л., подвести, обидеть, предать, сохранить, потерять, представить кому-л., познакомить с кем-л., … друга (вин). Лишиться, избегать … друга.(род.). верить, доверять, помочь, советовать что-л., сочувствовать, быть преданным, написать, позвонить, подражать … другу. Гордиться … I своим I другом; быть, стать, остаться, считаться … чьим-л. Другом; стать, остаться … друзьями.
В друга (верить ~ …). В друге (ошибиться ~ …). Для друга ( сделать что-л. ~ …). За друга ( заступиться ~, вступиться ~, поручиться ~, беспокоиться ~ …) К другу ( пойти ~, поехать ~, зайти ~, обратиться ~ …). О друге (помнить ~, рассказывать ~, расспросить ~, скучать ~, беспокоиться ~ …) по другу ( скучать ~ …). С другом (встретиться ~, поговорить ~, спорить ~, поссориться ~, помириться ~, потерять связь ~, познакомить кого-л. ~ …). У друга (жить ~, остановиться ~ , остаться ~…).
У кого-л. есть друг, нет друга.
Синонимы: товарищ, приятель
Антонимы: враг, недруг, противник
Фразеологизмы: в значении «друг»- свой брат; в значении «дружно»- рука об руку, плечом к плечу.
Пословицы разных народов:
Без хорошего друга человек не знает своих ошибок(Россия. Алтай)
Будь истинным другом своих друзей и остерегайся друзей фальшивых.(Сирия)
Дерево крепко корнями, а человек друзьями (Абхазия)
Привлекай к себе друзей хорошими деяниями (Сирия)
Пословицы русские:
Нет друга ищи, а нашел береги.
Друг до поры – тот же недруг
Без беды друга не узнаешь
Друг познается в несчастье
Для друга все не туго
Люби друга своего как самого себя
Лучше друг верный, чем камень драгоценный
Не мил свет, коли друга нет
Не тот друг, кто потакает, а тот друг, кто помогает
Верный друг лучше сотен слуг.
Поговорки разных народов:
И тысячи друзей мало, и одного врага много. (Лакская)
Лучше иметь умного врага, чем глупого друга. (Адыгейская)
Другу платишь злом- чем заплатишь другу? (Шумерская)
В кармане пусто- друзей не густо. (Туркменская)
Видел раз- знакомый; видел два- товарищ, видел три- друг. (Башкирская)
Если дал другу коня- не проси беречь его. (Башкирская)
Если умер отец- не забывай его друга (Башкирская)
Русские поговорки:
Друзей много, а друга много.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Ассоциации: верный, преданный, товарищ, поддержка, помощь, близкий.
Художественный текст:
Е. Евтушенко.
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.
В битвах и перед казнью
Или на Млечном Пути
Люди сильны боязнью
В чем-то друзей подвести.
Анализ стихотворения и работа со словом-концептом
Н. Рубцов.
(7- 9 кл.)
Россия, Русь- куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
I.
Какое слово в стихотворении выражает его главную мысль?
2. Найдите и выпишите
а) метафору;
б) анафору;
в) перифраз.
II.
3. Найдите и выпишите из стихотворения:
а) однокоренные слова;
б) формы одного и того же слова.
4. Подберите и запишите синонимы к выделенным словам.
5. Найдите грамматическую основу 2-го предложения.
6. Сколько рядов однородных членов во втором предложении? Составьте их графическую схему.
#1054;пишите слова-концепты Россия и Русь
И. Бунин. Старая яблоня.
(6- 9 кл.)
Вся в снегу, кудрявом, благовонном, 1
Вся-то ты гудишь блаженным звоном 2
Пчел и ос, завистливых и злых… 3
Старишься, подруга дорогая? 4
Не беда. Вот будет ли такая 5
Молодая старость у других? 6
I.
1. Заголовок стихотворения отражает:
а) тему; б) идею
2. Укажите номера строк, в которых есть следующие изобразительно-художественные средства:
А. Эпитет
Б. Метафора
В. Риторический вопрос
Г. Олицетворение
Д. Оксюморон
Е. Аллитерация
(А- 1(2,3); Б- 1; В- 4; Г- 4; Д - :; Е – 3)
3. Какое предложение выражает идею стихотворения?
1- е, 2- е, 3- е, 4- е.
4. Основной прием стихотворения:
а) антитеза;
б) олицетворение;
в) аллегория.
II.
5. Найдите односоставные предложения, укажите их тип.
6. Найдите анафору. Каким членом предложения является это слово в первом и во втором случае?
7. Найдите в тексте обособленные определения и объясните условия обособления.
8. Найдите в стихотворении существительные, прилагательные и глаголы, соответствующие схеме
#1054;пишите слово-концепт яблоня
Работа со словом-концептом на уроке
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Повторение темы «Сложноподчиненные предложения»
(на материале концепта добро)
Цели: повторить , обобщить изученное о сложноподчиненном предложении, в слиянии обучению языку и речи в единое целое дать комплексное представление о концепте “добро”, обогатить словарь учащихся; развивать умение выбора сочетаемости слов в речи, умения проводить различные виды разборов, анализировать и составлять разные типы текстов, формировать умение обобщать; воспитывать стремление к добру и самосовершенствованию.
Тип урока: Урок-обобщение
Вид урока: Урок-исследование.
Оборудование: компьютеры, лингвокультурологический словарь, сочинения учащихся, презентация.
Ход урока:1. Организационный момент
Приветствие учащихся.
Постановка целей и задач урока
На доске запись темы: Повторение и обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
- Каковы задачи нашего урока? Какие цели вы ставите перед собой?
Да, сегодня на уроке мы должны повторить , обобщить изученное о сложноподчиненном предложении. А делать мы эту работу будем на основе концепта «добро».
- Понимаете ли вы, что такое добро?
- Думаю, что да, понимаете, умеете различить добро от зла. Чтобы проверить это, выполните задание.
2. Восстановите пословицы
Благоуханный рай для тех открыт, кто помнит зло.
Худо тому, кто добрыми делами знаменит.
Хорошо тому добро делать, кто добра не делает никому.
Худо тому, кто помнит.
(Благоуханный рай для тех открыт, кто добрыми делами знаменит.
Хорошо тому добро делать, кто помнит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Худо тому, кто помнит зло.
- Что общего между этими пословицами?
- А что общего в структуре этих предложений-пословиц?
(Это сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным)
3. Работа по описанию слова-концепта добро.
Вспомним, что такое концепт?
Концепт – это слово, отражающее образ жизни, культуру народа, э то национальный образ культуры, воплощенной в слове.
В языковой картине мира русского народа концепт “добро ” занимает особое место, ведь добро — понятие нравственности. Оно противоположно явлению зла. В обычном смысле этот термин принадлежит ко всему, что получает у человека хорошую оценку, или ассоциируется со смехом, радостью и светом.
- Каково значение слова добро?
- Давайте посмотрим толкование слова по словарю с помощью Интернета, т.е. воспользуемся онлайн-словарями. Первый вариант работает со словарем Ожегова, а второй- со словарем Даля.
Выступления учащихся о значении слова. (слайд )
– Каково происхождение слов добро, добрый? Кто-нибудь может ответить на этот вопрос самостоятельно? К какому словарю мы должны обратиться?
- Да, обратимся к этимологическому словарю русского языка Фасмера онлайн.
Работа учащихся с онлайн-словарем.
Сообщение учащегося об этимологии слова. (слайд).
Из этимологического словаря мы также узнали, что непроизводным является слово добрый. Назовите слова, которые образованы от этого слова.
– А теперь посмотрим словообразовательное гнездо по словарю, используя также ресурсы Интернета. Находим словообразовательный словарь. Итак, посмотрите на гнездо этого слова. Много ли слов образовано от слова добрый?. (слайд)
- Какие слова из приведенного ряда вы чаще всего употребляете в речи?
- Какие уменьшительно – ласкательные суффиксы использованы?
- С какими словами сочетается это слово?
Сообщение учащегося о сочетаемости слова добро с другими словами.
- В каких фразеологизмах употребляется слово добро и однокоренные ему слова?
- Поработаем с фразеологическим онлайн-словарем. (слайд)
Сообщение учащегося о фразеологии с рассматриваемым словом.
- А какие вы знаете пословицы и поговорки со словом добро?
Работа с Интернетом. Поиск пословиц и поговорок о добре.
Сообщения учащихся. (слайд)
4 . Работа по повторению сложноподчиненного предложения
А сейчас мы рассмотрим пословицы о добре, представляющие собой сложноподчиненные предложения.
Устный опрос
Какие предложения называются сложными?
-Какие виды сложных предложений вы знаете?
-Что такое сложносочиненные предложения?
-Что такое бессоюзные сложные предложения?
-Что такое сложноподчиненные предложения?
- Как узнать главное и придаточное предложения?
Практические задания
- Среди пословиц на доске найдите такие , которые не являются сложноподчиненными. (слайд)
Кто за худым пойдет, тот добра не найдет
Не видеть зла - добра не оценить(уйгурская)
Злой не верит, что есть добрые люди. (рус.)
Кто доброе творит, того зло не вредит. (рус.)
Лихо тому, кто неправду творит кому. (рус.)
Тому тяжело, кто помнит зло. (рус.)
Худо тому, кто добра не делает никому. (рус.)
Добрые умирают, да дела их живут (или: не пропадают).
Плох тот ветер, который не приносит добра. (рус.)
Те песни люби, что людям радость несут
Счастье приходит в дом, где слышен смех. (Яп.)
Где лихо пристанет, там и трава вянет
Голуби летают, где их привечают
Иди и к злому человеку смело, когда он доброе задумал дело. (дагест.)
Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
Пока свершаешь добрые дела сам ты можешь не бояться зла(тадж)
Как поступишь с другими, так поступят и с тобой. (Ассир.)
Как поживешь, так и прослывешь.
Час в добре пробудешь - все горе забудешь. (рус.)
Уважай другого, чтобы тебя уважали. (Египет)
Сотворив добро, хоть в воду кинь - оно не пропадет
- Какие из них можно преобразовать в сложноподчиненное? Преобразуйте. Определите вид придаточного. Объясните пунктуацию.
-Как связываются предложения в сложноподчиненном предложении?
- Как отличить союзные слова от союзных слов? Приведите примеры предложений с союзными словами и союзами. Составьте схему выделенной пословицы.
- Какие виды придаточных предложений вы знаете? Найдите сложноподчиненные предложения с разными придаточными.
- Какие придаточные вам не встретились?
-Составьте сами СПП с придаточным следствия и причины. Начало должно быть таким: Я очень добрый человек,
-Найди предложения, соответствующие схемам:
2)
3)
(слайд)
- Сколько предложений, соответствующих этим схемам, вы нашли?
-Чем отличается последняя схема от остальных?
Найдите еще такие предложения среди пословиц на доске.
- Где может еще находиться придаточное предложение?
Переделайте одну из пословиц таким образом, чтобы придаточное предложение находилось внутри главного предложения. Какова будет при этом пунктуация в предложении?
Какие слова из данных пословиц относятся к той же тематической группе, что и слово добро?
- Какие из слов являются антонимом к этому слову?
Составьте небольшой текст на тему добро с использованием сложноподчиненных предложений.
5. Обобщение
- А теперь давайте рассмотрим весь материал со словом добро, который вы собрали на уроке. (слайд
У нас получился творческий проект- работа над словом-концептом добро. Это ваш совместный труд. Вы работали со словарями, справочниками, узнали много нового - молодцы!
Обобщение
- По-вашему, много ли добра в нашей жизни? От кого это зависит?
- Это зависит от нас. Не нужно ждать добрых поступков от окружающих, жаловаться на их злобу, грубость. Попробуйте сами делать добрые дела, помня о том, что добро бескорыстно.
И помните: добро имеет еще одно важное качество: оно обязательно возвращается.
- Закончить урок я бы хотела словами А.Чехова
Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
Пусть это будет вашим девизом.
6. Д.З. Составить схемы 5 предложений-пословиц .
7. Оценка деятельности учащихся.
Проектная деятельность
Календарно-тематическое планирование проектной деятельности по русскому языку для 5- 7 классов «С л о в о- ч у д о»
Программа
Пояснительная записка
Современный стандарт образования в предметной области «Русский язык» выстраивает стратегию формирования не только языковой и коммуникативной компетенций, но и – что особенно значимо- компетенции лингвокультурологической. Этот взгляд позволяет формировать у школьников новый образ языка: язык- знаковая система и феномен культуры. Одним из вопросов лингвокультурологии является логико-философский подход к изучению соотношения языкового значения и культурного смысла, выраженного в текстах (связь языка, литературы, и культуры народа). Следовательно, практическая работа с концептами, познание концептосферы русского языка, работа с разными типами словарей, лингвокультурологической анализ текста- в совокупности позволит формировать компетенции языковой личности.
Исследование сущности языкового значения как специфического отражения объективного мира связано с изучением феномена мышления, сознания и языка, а также способов существования значения в пространстве культуры. С этим представлением о языке и связана программа курса «Слово-чудо». Программа входит в систему лингвокультурологического образования школьников.
№ | Тема | Форма занятия | Дата |
1 | Лингвокультурология- новая отрасль языкознания Слово как концепт культуры | Беседа | |
2 | Составляем анкету слова. Творческий проект № 1 | Практикум | |
3 | Этимология слова. Этимологические словари | Тренировочн. | |
4 | Значение слова. Толковые словари. | Тренировочн | |
5 | Антонимы. Словари антонимов. | Тренировочн | |
6 | Синонимы. Словари синонимов. | Тренировочн | |
7 | Фразеологизмы. Словари фразеологизмов | Тренировочн | |
8 | Состав слова. Морфемный и словообразовательный словари. | Тренировочн | |
9 | Описание слова-концепта | Тренировочн | |
10 | Творческий проект № 2 | Практикум | |
11 | Поговорка | Тренировочн | |
12 | Пословица | Тренировочн | |
13- 14 | Пословицы и поговорки русского народа | Тренировочн | |
15 | Языковая картина мира русского народа | Тренировочн | |
16 | Творческий проект № 3 | Практикум | |
17 | Реалии русской культуры | Тренировочн | |
18 | Языковая картина мира моего народа | Тренировочн | |
19 | Реалии родной культуры | Тренировочн | |
20 | Работа над выбранным концептом . Творческий проект № 4 | Практикум | |
21 | Защита проектов | Практикум | |
22 | Слово-концепт в художественном тексте | Тренировочн | |
23 | Слово-концепт в художественном тексте | Тренировочн | |
24 | Отражение концепта в искусстве | Тренировочн | |
25-28 | Лингвокультурологический анализ текста. Практикум. | Тренировочн Практикум | |
29 | Работа над выбранным концептом. Творческий проект № 5 | Практикум | |
30 | Защита проектов | Практикум | |
31 | Лингвокультурологические словари | Тренировочн | |
32 | Работа над выбранным концептом . Творческий проект № 6 | Практикум | |
33 | Защита проектов. | Практикум | |
34 | Обобщающее занятие | Беседа |
Научно-исследовательская работа с учащимися
Кроме всего вышесказанного, ведется и исследовательская работа с учащимися. Учащиеся описывают слова-концепты, самостоятельно работая со словарями, справочниками, художественными текстами. При этом они работают с концептом и на русском, и на родном языках. Таким образом они сравнивают языковые картины мира.
Учащиеся представляют исследовательские работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее» , на Кирилло-Мефодиевских чтениях.
Этапы реализации программы:
2017-2018 учебный год (Диагностический, подготовительный)
Выявление исходного уровня сформированности грамматических навыков, анализ результатов диагностики, составление и реализация плана ликвидации пробелов, поиск и выбор эффективных приемов, форм, методов обучения.
2018-2019 учебный год (Теоретический)
Изучение литературы, теоретическое освоение дидактической многомерной технологии. Работа над исследовательскими проектами.
2019-2020 учебный год (Практический). Работа над исследовательскими проектами. Составление лингвокультурологического словаря.
2020-2021 учебный год (Контрольно-оценочный)
Подведение итогов и анализ результатов использования в обучении лингвокультурологического подхода в многонациональной школе.
Первый этап:
Первый этап работы по данной программе предполагал проведение констатирующего эксперимента, целью которого стало выявление исходного уровня сформированности навыков учащихся среднего звена, анализ результатов диагностики, составление и реализация плана ликвидации пробелов, поиск и выбор эффективных приемов, форм, методов обучения. Основными методами на данном этапе были: беседы с обучающимися, учителями, анкетирование, тестирование.
Второй этап. Изучение литературы, теоретическое освоение лингвокультурологической концепции обучения русскому языку.
Человек любой национальной принадлежности обладает историей и традициями. В любом направлении деятельности человек будет сталкиваться с лингвокультурологической компетенцией как неотъемлемой частью культуры и истории. Лингвокультурологическая компетенция реализуется двумя путями в процессе обучения русскому языку. Во-первых, ученик должен обращаться к текстам высокой лингвокультурологической значимости. Во-вторых, для ученика должны быть созданы условия для «вторичной коммуникативной деятельности» – собственного текстопорождения. Данный коммуникативный процесс охватывает трёх участников: автора произведения, ученика и учителя. Особенность коммуникативного процесса заключается в том, что он охватывает весь детский коллектив одновременно, независимо о того, высказываются ученики или нет. Обсуждение текста охватывает одновременно весь детский коллектив, а не направлено только на одного ученика. Нередко ученик даже не осознаёт, что постепенно включается в коммуникативный процесс.
Третий этап: Работа над исследовательскими проектами. Составление лингвокультурологического словаря
Предполагаемый результат:
Итогом работы по данной концепции является формирование лингвокультурологической компетенции учащихся. Это комплексное понятие , которое включает в себя:
- знания о мире, обществе, в котором личность живет и развивается, о народе, к которому принадлежит; это знания, отражающиеся в языковой картине мира.
-умение адаптироваться к окружающей действительности, владея при этом всеми видами речевой деятельности;
- опыт использования языка и речи во всех социально значимых функциях;
- опыт эмоционально-ценностной ориентации в мире, в обществе, в социуме, освоение личностью норм общества и ценностей культуры с помощью родного языка.
Таким образом, лингвокультурологическая концепция обучения русскому предполагает приобщение личности к культуре общечеловеческой, усвоение языка как сокровищницы культуры, изучение языка в диалоге культур.
Тезаурус
Лингвокультурология — это научная дисциплина, пограничная между науками, изучающими культуру, и филологией (лингвистикой).
Языковая личность — это личность, выраженная в языке, т. е. в создаваемых ею устных и письменных текстах, обеспечивающих ее жизнедеятельность в обществе.
Полилингвальная языковая личность — это человек, владеющий несколькими языками.
Концепт — это как бы сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит во внутренний мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее. Концепт — основная ячейка культуры в ментальном мире человека
(Ю. С. Степанов).
Концептосфера — это национальная языковая картина мира, выраженная с помощью концептов и их наименований — слов .
Безэквивалентная лексика — слова, обозначающие реалии русской культуры. Реалии — слова (и словосочетания), называющие объекты, характерные для жизни (быта, культуры, социального и исторического развития) одного народа и чуждые другому.
Фоновая лексика — слова, значение которых в разных языках совпадает, но реальное содержание различается, так как в разных культурах слова имеют свое наполнение внеязыковыми знаниями, свой лексический фон: кино, школа, театр и др.
НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
№ | Основные направления | Способы достижения | Уч.год, сроки | Результат |
1 | Изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования и имеющегося опыта | #1054;знакомление с психолого-педагогической, методической литературой по теме самообразования. #1056;абота с интернет источниками по теме самообразования. | Регулярно | #1060;ормирование у ученика положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. #1048;зучается методическая литература по теме самообразования. |
2 | Повышение профессионального уровня развития | #1055;рохождение курсов повышения квалификации учителей. #1048;зучение опыта работы педагогов города и округа через участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях, мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы. #1048;зучение опыта московских школ («Обмен опытом: эффективные практики для обеспечения качественного образования») | Регулярно | Прошла курсы повышения квалификации: «Государственная итоговая аттестация (ОГЭ, ЕГЭ) по русскому языку: содержание, оценивание, подготовка обучающихся»,2016 |
3 | Планирование работы с детьми, которые испытывают трудности в обучении | #1048;зучение литературы по теме. #1057;оздание индивидуальных образовательных маршрутов. | Ежегодно | Изучена литература по теме самообразования: Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения: метод. рук. для учителей русского яз. (5-11 кл.) / Л.Г. Саяхова.— Уфа: Китап, 2006 .— 223 с., Судакова Н.А. О лингвокультурологической компетенции школьника [Электронный ресурс]//Вестник ТГПУ №10. 2012 URL: (дата обращения , Большой толковый словарь по культурологии. Под ред. Кононенко Б.И.. 2003., Закирьянов К.З. Текст как основной дидактический материал на уроках русского языка в башкирской школе. – Уфа: Башкирский институт развития образования, 2000. – 94с., Муллагалиева Л.К. Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации : словарь / Л.К. Муллагалиева ; под ред. Л.Г. Саяховой.— М.: Ладомир, 2006 .— 234 с, |
4 | Планирование работы с одаренными учащимися | #1048;зучение литературы по теме. #1057;оздание индивидуальных образовательных маршрутов. | Ежегодно | Подписана на сайт «Первое сентября», ежемесячно изучаю новые методические журналы, планирую курсы повышения квалификации по предмету. Исследовательская работа с обучающимися. |
5 | Предварительная работа с родителями | Просвещение родителей через публикации на школьном сайте, выступление на родительских собраниях, тематических и индивидуальных консультациях. | Ежегодно | Учащиеся 5 - 11 классов активно участвуют в конкурсах различных уровней. |
6 | Внедрение опыта работы. | Разработка материалов к урокам. Разработка элективного курса «Слово как концепт» Разработка программы работы с концептами с детьми ОВЗ | 2021-2026 | Продолжение работы над повышением уровня своей профессиональной компетенции, совершенствовать педагогическое мастерство, деловые и личностные качества, а также развивать компетенции учащихся через проектную деятельность,, изучаю ФГОС СОО и изменения во ФГОС ООО. |
7 | Распространение опыта | Публикации на сайтах, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях. Создание банка методических разработок. | 2021-2026 |
ПЛАН
работы со способными и одаренными детьми по русскому языку и литературе
2021/2022 учебный год
№ | Вид мероприятия | Дата проведения |
1 | Городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» | Сентябрь-октябрь |
2 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию | Октябрь - ноябрь |
3 | Муниципальный этап Всероссийских олимпиад по предметам | Октябрь – декабрь |
4. | Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней | В течение года |
2022/2023 учебный год
№ | Вид мероприятия | Дата проведения |
1 | Городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» | |
2 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию | Октябрь - ноябрь |
3 | Муниципальный этап Всероссийских олимпиад по предметам | Октябрь - декабрь |
4 | Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней | В течение года |
2024/2025 учебный год
№ | Вид мероприятия | Дата проведения |
1 | Городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» | Сентябрь-октябрь |
1 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и истории | Октябрь - ноябрь |
2 | Муниципальный этап Всероссийских олимпиад по предметам | Октябрь - декабрь |
3. | Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней | В течение года |
2026/2027 учебный год
№ | Вид мероприятия | Дата проведения |
Городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» | Сентябрь-октябрь | |
1 | Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию | Октябрь - ноябрь |
2 | Муниципальный этап Всероссийских олимпиад по предметам | Октябрь - декабрь |
3. | Участие в конкурсах муниципального, регионального, всероссийского, международного уровней | В течение года |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2021 | #1055;ройти курсы повышения квалификации учителей. #1042;ыступление на заседании школьного МО #1055;одписка на методическую литературу #1048;зучение литературы по данной теме. |
Прогностический | #1054;пределение целей и задач темы. #1056;азработка системы мер, направленных на решение проблемы. #1055;рогнозирование результатов. | 2022 | #1042;ыступление на заседании школьного МО. |
Практический | #1042;недрение опыта работы. #1060;ормирование методического комплекса. #1050;орректировка работы. | 2023 | #1042;ыступление на заседании педагогического совета. #1054;ткрытые уроки на школьном и муниципальном уровне. #1059;частие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. #1050;урсы повышения квалификации. #1048;зучение опыта работы коллег округа. |
#1055;ройти курсы по работе с детьми ОВЗ, в том числе по разработке оценочных процедур | 2024 | ||
Обобщающий | #1055;одведение итогов. #1054;формление результатов работы. | 2022-2023 | #1042;ыступление на заседании муниципального МО филологов. 2. Результативное участие на муниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. #1052;астер-класс #1050;онсультативная помощь учителям и учащимся. |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2024-2025 | #1056;езультаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте. #1056;азработка новой программы профессионального самообразования. 2021-2025г.Использование опыта своей работы. |
Предполагаемый результат. | 2026-2027 | 1. Повышение качества преподаваемого предмета. 3. Проведенные открытые уроки перед учителями школы. 4. Проведенные мастер-классы перед учителями города. 5. Доклады и выступления. 6. Разработка дидактических материалов. 7. Публикация методических разработок в сети интернет. 7. Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям. 8. Комплекс педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий. 10. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям. 12. Участие в различных конкурсах. |
Перспективный план
№ | Направление работы | Учебный год | ||||
2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | ||
Аттестация | + | |||||
Курсы | + | + | + | + | + | |
Выступление на МО | + | + | + | + | + | |
Выступление на педсовете | + | + | + | + | + | |
Выступление на августовском совещании | + | + | + | + | ||
Участие в семинаре | + | + | + | + | + | |
Участие в предметной неделе | + | + | + | + | + | |
Публикации | + | + | + | + | ||
Участие в олимпиадах | + | + | + | + | + | |
Воспитательная работа | + | + | + | + | + | |
Родительские собрания | + | + | + | + | + | |
Мониторинг | + | + | + | + | + |
Циклограмма по самообразованию
Ежедневно |
|
|
Еженедельно |
|
|
Ежемесячно |
|
Каждую четверть |
|
|
|
Один раз в полугодие |
|
Один раз в год |
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Альмухаметов Р.В., Давлетбаева Р.Г., Давлетшина М.С., Тагирова С.А., Вырыпаева Л.М. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся башкирской школы в условиях двуязычия:монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 182с.
2. Большой толковый словарь по культурологии. Под ред. Кононенко Б.И.. 2003.
3. Воробьёв Г.А Русский язык в диалоге культур: учеб. пособие / В.В. Воробьев, Л.Г. Саяхова.— М. : Ладомир, 2006 .— 286 с.
4. Давлетбаева Р.Г. Методическая система формирования билингвальной личности младшего школьника: Дис… докт. пед. наук. – Уфа, 2010. – 416с.
5. Закирьянов К.З. Активное двуязычие: сущность и функционирование. – Уфа, 2011. – 208с.
6. Закирьянов К.З. Текст как основной дидактический материал на уроках русского языка в башкирской школе. – Уфа: Башкирский институт развития образования, 2000. – 94с.
7. Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности. Моделирование состояния и функционирования. – М.,2009. – 336с.
8. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. - М., 1960. – 224с.
9. Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 1-3 нояб. 2001 г., г.Уфа / Редкол. Л.Г. Саяхова, В.В. Воробьев, Н.Ш. Галлямова и др. Ч.1. — Уфа, 2001. — 192 с.
10. Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования : Материалы Всерос. науч.-практ. конф. 1-3 нояб. 2001 г., г.Уфа / Редкол. Л.Г. Саяхова, В.В. Воробьев, Н.Ш. Галлямов и др. Ч.; Уфа, 2001. — 195 с.
11. Муллагалиева Л.К. Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации : словарь / Л.К. Муллагалиева ; под ред. Л.Г. Саяховой.— М.: Ладомир, 2006 .— 234 с.
12. Саяхова Л.Г. Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лексикография / Под ред. В.В. Воробьева, Л.Г. Саяховой. – Уфа, 2001. – 270с.
13. Саяхова Л.Г. Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку и учебники нового поколения: метод. рук. для учителей русского яз. (5-11 кл.) / Л.Г. Саяхова.— Уфа: Китап, 2006 .— 223 с.
14. Саяхова Л.Г. Слово в устноязычном общении : учеб рус. яз.: 8 кл. / Л.Г. Саяхова, Н.Ш. Галлямова .— Уфа: Китап, 2005
15. Формановская Н.М. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты.– М., 1981.
16. Харченкова Л. И. Диалог культур в обучении русскому языку как иностранному. – СПб, 1994. – 255с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепции обучению английскому языку
Как улучшить качество преподавания ? Есть разные варианты....
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Концепция преподавания русского языка в Русской классической школе
Принимая во внимание высокую миссию русского языка в трансляции культуры, отечественной культуры от предыдущих поколений новому поколению, мы следуем следующим принципам преподавания родного языка в Р...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Концепция обучения английскому языку на основе творческого взаимодействия
Мой взгляд на методику преподавания английского языка....

Обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы – одна из главных задач Концепции преподавания русского языка и литературы.
Выступление на районной педагогической конференции....

Концепция обучения немецкому языку как второму иностранному языку
Материал для использования на методических объединениях....