Концепция преподавания русского языка в Русской классической школе
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Принимая во внимание высокую миссию русского языка в трансляции культуры, отечественной культуры от предыдущих поколений новому поколению, мы следуем следующим принципам преподавания родного языка в Русской классической школе:
- опора при подборе языковых материалов к школьному уроку на общечеловеческие и отечественные духовные ценности;
- единство обучения и воспитания на уроках русского языка;
- использование на учебных занятиях в качестве дидактических материалов высокохудожественных текстов, в том числе русской классики;
- многообразие и разнообразие словарной работы;
- обращение к истории языка, этимологии слова;
- большой удельный вес в содержании обучения русскому языку регионального, краеведческого компонента;
- целостность и преемственность школьной структуры обучения родному языку;
- практическая, творческая направленность изучения школьниками русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_prepodavaniya_russkogo_yazyka_v_russkoy_klassicheskoy_shkole.docx | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Беликова Т.Е.
Концепция преподавания русского языка
В Русской классической школе
- Обоснование актуальности и значимости культуросообразного подхода к изучению русского языка в Русской школе
Как в середине XIX века, начале XX века, так и в начале XXI века вновь решается вопрос о России - ее истории и судьбе, национальном своеобразии и всемирном предназначении. Эти проблемы неотделимы от настоящего и будущего русской школы, которая всегда была очагом национальной культуры. Известный просветитель земли российской, педагог, философ и служитель церкви Сергей Александрович Рачинский (1833 — 1902) написал о народной школе слова, звучащие и сегодня весьма актуально: «Вопрос о совершенной русской школе не есть вопрос частный и технический... От качества ныне подрастающих поколений зависят судьбы мира. Ныне начинает слагаться умственный облик- самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов вселенной...» Добавим: не только умственный облик, но и духовно-нравственный.
Проблема возрождения русской школы - дело государственное. Невозможно политическое, экономическое, социальное благополучие нации в отрыве от ее процветающего образования. Мы должны осознать наконец то, что делает более ста миллионов людей земли русскими. Не прописка в паспорте, не качество крови, а русская этнокультурная традиция, материализованная в русском языке, в произведении народного творчества, в особом складе души человека. Величие народа не дается историей раз и навсегда. Оно завоевывается кропотливым трудом многих поколений и постоянно требует своего подтверждения.
Сегодня русская культура находится в состоянии конфронтации с так называемой «массовой» культурой, словно губка впитывающей в себя западный «кетч». В первую очередь от этого страдает русский язык. Владимир Иванович Даль, собиратель сокровищницы родного языка, давно предостерегал нас от излишних культурных заимствований: «Станем изучать все доброе, что где найдем, но не станем увлекаться этим ученьем до слепоты, которая отчуждает нас от родины. Будем также помнить, что, не изучив, по крайней мере с такою же подробностью себя и своих, со всею обстановкою, нельзя приступать ни к каким преобразованиям, ни улучшениям, или это выйдут такие поправки, о коих говорил солдат-портной: можно поправить, да будет хуже».
Национально-духовное возрождение России придет через образование. Судьба России решается не на политическом Олимпе и не экономическими реформами. Цель и предпосылка любой культуры - человек. В начале своего становления он воспитывается в семье, школе, и основным средством его воспитания является родной язык. Именно через родной язык транслируется культура. Ребенок осваивает человеческую, отечественную культуру, осваивая язык. В языке отражаются достижения культуры. Современный информационный взрыв изменил пространство жизни людей, систему отношений, общения. Поток свободной, не управляемой, не ранжированной информации, поступающей с экранов телевизоров, компьютера, из Интернета, печатных СМИ разного качества, разнопланового общения со сверстниками и взрослыми, подавляет детей и молодых люде, оказывает неоднозначное, зачастую отрицательное воздействие на характер их развития, на особенности лексикона. Воспитание свободной и творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, владеющей всеми богатствами родного языка, через него постигающей отечественную культуру, способной ориентироваться в современном мире - вот задача русской школы. Традиционная народная культура создает глубинную основу всего многообразия культуры современной. Языковые материалы школьного урока должны быть духовнообразующими.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что именно русский язык объединял культуру России не только по горизонтали, но и по вертикали — культуру прошедших столетий и культуру нового времени, делая понятными высокие духовные ценности всех народов России.
2. Приоритетные принципы преподавания русского языка в Русской классической школе.
Принимая во внимание высокую миссию русского языка в трансляции культуры, отечественной культуры от предыдущих поколений новому поколению, мы следуем следующим принципам преподавания родного языка в Русской классической школе:
- опора при подборе языковых материалов к школьному уроку на общечеловеческие и отечественные духовные ценности;
- единство обучения и воспитания на уроках русского языка;
- использование на учебных занятиях в качестве дидактических материалов высокохудожественных текстов, в том числе русской классики;
- многообразие и разнообразие словарной работы;
- обращение к истории языка, этимологии слова;
- большой удельный вес в содержании обучения русскому языку регионального, краеведческого компонента;
- целостность и преемственность школьной структуры обучения родному языку;
- практическая, творческая направленность изучения школьниками русского языка.
3. Общая характеристика содержания учебного предмета «Русский язык» в Русской классической школе
Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры, русской литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком является той характеристикой личности, которая во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым в 5 -11 классах формируются и развиваются следующие компетенции:
- коммуникативная,
- языковая,
- языковедческая,
- культуроведческая.
Культуроведческая компетентность - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Реализуется деятельностный подход к изучению русского языка в школе.
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности;
- освоение знаний о русском языке, об основных нормах русского литературного языка, о русском речевом этикете.
4. Исторический аспект преподавания русского языка в Русской классической школе.
В истории родного языка - история отечественной культуры. Четко представляя себе это, мы обращаем школьников ко всем этапам становления русского языка, начиная с эпохи славянской письменности и культуры. Славянская письменность и культура скудно присутствовали в системе образования в предыдущие десятилетия. В последнее десятилетие во многих школах содержание образования обогатилось такими курсами, как «Славянская письменность и культура», «Духовная культура народов России», «Православная культура» - их невозможно изучать без включения в урок старославянской лексики, церковнославянской лексики, знакомство с которой все шире ведется на уроках русского языка. Считаем, что необходимо организовывать целенаправленную, систематическую работу по изучению определенного нами круга старославянизмов, церковнославянизмов. Она разнообразна: определение значения, происхождения, употребления такого слова, включенного в содержание урока, составление словариков, иллюстративная работа учащихся, лингвистические сообщения, доклады, рефераты школьников.
В воспитательной системе школы должны стать традиционными общешкольные праздники: «День славянской письменности и культуры», «День памяти святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия».
Если мы хотим дать школьникам высококачественное языковое образование, то церковнославянский язык должен найти в нем свое место. В образовательном пространстве нашей школы, наследовавшей традиции двух классических образовательных учреждений - Рязанской второй мужской гимназии и частной гимназии Н.Н. Зелятрова, мы посчитали важным введение факультативных курсов старославянского и церковнославянского языка на 2 и 3 ступенях обучения. Еще К.Д. Ушинский настаивал на одновременном соизучении церковнославянского и русского языков. Стоит напомнить, что Библия принадлежит к числу книг, составляющих культурное достояние всего человечества. В ее составе Евангелие занимает центральное место. Стало быть, знакомство с ветхозаветными и евангельскими сюжетами необходимо потому, что они представляют собой неотъемлемую составляющую общечеловеческой культуры. Соответственно с ними должны знакомиться как верующие, так и атеисты. Эти сюжеты пришли на Русь в церковнославянском изложении, и церковнославянизмы оставили заметный след в современном русском языке. Их освоение - элемент приобщения отнюдь не к конфессии, а к культуре. Это культура, которая позволит, скажем, адекватно прочитать «Мастера и Маргариту» Булгакова, понять пафос «Воскресения» Толстого и так далее. Потому и включаем мы церковнославянский, старославянский материал в учебный процесс, помня, что церковнославянский язык - это наш родной, генетически приспособленный к нам язык.
История развития русского литературного языка - это многовековое взаимодействие двух стихий - книжно-письменной и народно-разговорной. Изучение русского фольклора не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка - наша принципиальная позиция. А это — знакомство школьников с древнерусским языком, многие слова которого остались в современном русском языке. Подход к этому языковому материалу тот же - этимологический. Словарная работа с таким материалом должна быть не академичной, а нестандартной, с использованием занимательных заданий и упражнений.
Мы учитываем еще одно важное обстоятельство: мы плохо знаем и плохо изучаем диалекты. А это бесценное богатство родного языка. Диалектизмы русского языка - богатство необычайное. В них и история народа, и его душа. Диалектная лексика встречается во многих литературных произведениях не только прошлого, но и современности. Без знания ее не может быть глубоко прочтения стихотворений нашего земляка Сергея Есенина, например: «Побегу по мятой стёжке на приволь зеленых лех...» Могут понять это современные школьники? Должны. Как и должны понимать топонимы родного края.
В курсах изучения русского языка мы включили следующие учебные модули:
• 1-2 классы: «Крылатые слова»,
• 3-4 классы: «Русская фразеология»,
• 5 класс: «Русская этимология»,
• 6 класс: «История имен и фамилий»,
• 7 класс: «Русская топонимика»,
• 8 класс: «Топонимика родного края»,
• 9 класс: «Стилистика русского языка»,
• 10-11 классы: факультативные курсы церковнославянского, старославянского языков.
5. Культурологический, духовно-нравственный аспект преподавания русского языка в Русской классической школе.
Дидактические материалы к урокам русского языка, в первую очередь урокам развития речи (слова, предложения, тексты), должны быть воспитывающими духовно-нравственные качества школьников. Эти материалы должны быть духовно-значимыми и духовно-образующими, высокохудожественными, воспитывающими. Тексты для уроков русского языка должны подбираться и из русской классической литературы, наиболее значимых для воспитания детей, подростков и юношей литературных произведений. Они должны быть о Родине, замечательных людях, родной природе, о русском народе, его истории и культуре, о доброте и милосердии, о порядочности и чести.
Формирование речевой культуры русского человека - важнейшее направление в обучении школьников, в их нравственном, патриотическом воспитании. В стандартной программе по русскому языку обозначены лишь объекты словесного описания:
5 класс - предмет, животное;
6 класс - интерьер, пейзаж;
7 класс - портрет человека;
8 класс - памятник архитектуры.
Нет цементирующей идеи, которая объединила бы в единое целое уроки развития речи от 5-го до 11-го класса. Такой объединяющей идеей стала для нас ориентация на приоритеты русского бытия, русской культуры и истории, которые источник важных для ребенка эмоций, переживаний, размышлений, имеющих неоценимое значение для воспитания, нравственного, патриотического, духовного. Эта идея объединяет уроки развития речи общностью тематики, содержания, эмоциональных переживаний. Она легла в основу Программы развития речи школьников - «Русский компонент в системе занятий по развитию устной и письменной речи в 5 - 11 классах Русской классической школы». В ней разработаны такие тематические блоки для уроков развития речи, для изложений и сочинений, как
- «Произведения русского декоративно-прикладного искусства» (5 класс),
- «Русский пейзаж», «Православный храм», «Русская изба» и другие (6 класс),
- «Портрет» (7класс),
- «Памятники русской архитектуры», «Русские усадьбы», «Уголки России» (8 класс),
- «Русский характер», «Дружба народов» (9 класс),
- «Русские сподвижники», «Толерантность в отношениях людей» (10 класс),
- «Русские идеи», «Самобытность русского народа и пути его развития», «Многонациональность русского народа» (11 класс).
Для уроков русского языка созданы методические рекомендации, методические разработки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"
Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...