ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ШКОЛЕ И СПО
статья по русскому языку (10 класс)

Валентина Харитонова

 

В данной статье рассмотрены пути применения дистанционных образовательных технологий в учебной деятельности. Проанализированы характерные особенности данных технологий, их использование в процессе изучения русского языка. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования данных технологий не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент других образовательных систем. На основе проведенного исследования автором предлагаются некоторые темы для более эффективного изучения русского языка как иностранного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ШКОЛЕ И СПО

Харитонова Валентина Михайловна

Чебоксарский экономико-технологический колледж Минобразования Чувашии, Россия

Аннотация. В данной статье рассмотрены пути применения дистанционных образовательных технологий в учебной деятельности. Проанализированы характерные особенности данных технологий, их использование в процессе изучения русского языка. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования данных технологий не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент других образовательных систем. На основе проведенного исследования автором предлагаются некоторые темы для более эффективного изучения русского языка как иностранного.

Ключевые слова: информационная среда, дистанционный, онлайн, мышление, речь.

DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES IN LEARNING RUSSIAN

AS A FOREIGN LANGUAGE AT SCHOOL AND COLLEGE

Kharitonova Valentina Mikhailovna

Cheboksary College of Economics and Technology

of the Ministry of Education of Chuvashia, Russia

Abstract: This article considers on ways of using distance educational technologies in learning. The characteristic features of these technologies, their use in the process of learning Russian language were analyzed. The need to share these technologies was identified and justified not instead of systematic subject training, but along with it, as a component of other educational systems. Based on the study, the author proposes some topics for more effective learning Russian language as a foreign language.

Key words: information environment, remote, online, thinking, speech.

Новая система образования, которая формируется сейчас под влиянием динамично меняющегося мира, входит в единое информационно-образовательное пространство, где дистанция между преподавателем и школьником или студентом становится вынужденной, но иногда единственно возможным условием осуществления педагогической деятельности. За последние 2 года слово «дистанционный» применительно к образовательной среде звучит все чаще, заставляя преподавателя осваивать новые формы взаимодействия с учащимся, менять привычный формат «живого» общения, использовать другие образовательные технологии. Проблема состоит в том, что переход на дистанционный режим обучения заставляет искать оптимальные методы и приемы работы, которые могли бы в полной мере компенсировать «отсутствие» преподавателя, исполняющего роль интерпретатора и передатчика знаний, координатора и наставника. Происходящие изменения не могут не затронуть и самого педагога. Несмотря на то, что современное лингвистическое состояние глобальной информационной среды характеризуется достаточно высокой степенью сетевого распространения русского языка как иностранного и вопрос о подготовке преподавателей к работе в условиях этой новой действительности также остается не до конца решенным.

Возникшие в последнее время перемены в общественной жизни, отразившиеся на системе образования в целом и специфике языкового образования в частности, заставляют нас обратиться к детальному рассмотрению поставленных проблемных вопросов. Цель данной работы – определить образовательный потенциал включения в практику изучения русского языка дистанционных образовательных технологий.

Среди основных методов, используемых для достижения поставленной цели, Габова М.А выделяет теоретический анализ и синтез научно-методической литературы, сетевых образовательных ресурсов, а также оценку качества действующих Интернет-ресурсов [2, с. 56].

В качестве материала для статьи использовалась научно-методическая литература, в которой рассматривались проблемы внедрения информационных (дистанционных) технологий в образовательное языковое пространство, а также литература по теории и практике преподавания русского языка.

Нами были проанализированы активные сетевые учебники, сетевые тренажеры, тесты, обучающие программы, электронные образовательные платформы, предназначенные для учащихся с иностраным русским языком.

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1, с. 54]. Говоря о ДОТ, мы будем иметь в виду использование в учебном процессе, прежде всего, возможностей телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно работам Кудиновой Г.Ф., Кудинова И.В., Курбангалеевой Г.М. в настоящее время существуют 4 основные модели дистанционного обучения:

#1048;нтеграция очного и дистанционного обучения.

#1057;етевое обучение:

− автономный курс дистанционного обучения;

− информационно-образовательная среда (виртуальная школа, кафедра, университет).

#1057;етевое обучение и кейс-технологии.

4. Видеоконференции, интерактивное телевидение [5, с. 82].

Выбор модели зависит от целей обучения и от условий, при которых возможно осуществлять обучение в дистанционной форме. В зависимости от используемой модели обучения меняется деятельность педагога. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. В настоящее время все обозначенные модели дистанционного обучения наблюдаются в практике образования как за рубежом, так и в нашей стране.

Отечественное языковое образование, безусловно, является конкурентоспособным и имеет богатый опыт использования различных информационно-коммуникационных технологий, которые помогают преподавателю организовать электронное взаимодействие с обучающимися. Современные учебно-методические разработки, предназначенные для дистанционного обучения, особенно активно используются в студенческой аудитории. Например, полноценные электронные курсы выстраиваются на базе электронной платформы Moodle, которая обладает высоким интерактивным потенциалом, а потому пользуется популярностью среди многих преподавателей-практиков. Moodle содержит широкий спектр инструментов для полноценной поддержки процесса обучения в виртуальной среде. Действительно, с помощью данной платформы можно не только демонстрировать учебный материал, но и осуществлять проверку знаний и контроль успеваемости учащихся.

В настоящее время разработаны десятки учебных электронных ресурсов, которые предназначены для учащихся с разным уровнем владения языком, нацелены на оказание им помощи в совершенствовании всех видов речевой деятельности, включают материалы по фонетике, лексике, грамматике, справочные и словарные материалы, предлагают проверку знаний, умений и навыков с помощью тестов, наполнены игровыми элементами, имеют яркий интерфейс и пр. Наиболее популярными ресурсами, на наш взгляд, являются Russian for everyone, Learn Russian, YouLang, «Время говорить по-русски», «Образование на русском» и многие др. Отметим также электронные учебники «Руслан» (Великобритания), существующие в различных языковых версиях, «УСПЕХ+» и международную онлайн-школу Russificate. Подчеркнем, что перечисленные Интернет-ресурсы созданы в основном для самостоятельного изучения иностранного (русского) языка теми, кто планирует поступление в российский вуз или уже является его студентом» [3, с. 110].

С одной стороны, современная реальность диктует необходимость использования электронных средств обучения. С другой стороны, очевидно, что освоение иностраного языка невозможно полностью перевести в виртуальную среду. Дистанционное обучение не должно являться самоцелью, оно может органично дополнить очный корректировочный курс, который обычно предполагает не более двух академических часов в неделю. Недостаточность учебного времени для автоматизации речевых навыков и формирования коммуникативной компетенции школьников и студентов делает целесообразным использование ДОТ для закрепления и отработки материала, введенного на уроках, а также для осуществления функции контроля деятельности. Поэтому в виртуальной среде должны быть представлены не новые материалы для усвоения, а языковые и речевые упражнения, связанные с пройденной на уроке темой, а также проверочные работы. Материал, презентация которого осуществлялась в аудитории, может быть включен в дистанционный курс в целях повторения и обобщения в виде схем, таблиц, иллюстраций. Широкие возможности визуализации, которые предоставляет онлайн-обучение, будут способствовать лучшему усвоению материала, повышению учебной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся.

Важным принципом изучения языка является принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, который должен находить отражение и в ДОТ. Необходимо, чтобы в рамках одной темы, на одном языковом материале формировались как рецептивные, так и продуктивные виды речевой деятельности.

По словам Моисеевой М.В., Полат Е.С., Бухаркиной М.Ю., Нежуриной М.И. наиболее распространенные формы дистанционного обучения в настоящее время:

- видеоконференции;

- аудиоконференции;

- онлайн-вебинары и записи вебинаров;

- занятия на интерактивной платформе;

- письма по электронной почте

- просмотр фильмов

- чтение текстов

- блоги

- чаты [6, с. 67].

Применение разнообразных форм обучения способствует тому, что материал усваивается с интересом, внимание периодически переключается, поэтому обучающийся не устает во время занятия, активно вовлечен в учебный процесс.

Актуальная информация способствует повышению мотивации к изучению языка. Потенциальное количество индивидуальных образовательных траекторий в этом случае оказывается существенно большим, чем в традиционном обучении. Однако в настоящее время далеко не любой текст из Интернет-ресурсов удается использовать в учебном процессе, так как не все тексты пригодны непосредственно для учебных целей. Увеличить объём речевого общения или плотность общения на иностраном языке как в устной, так и в письменной форме возможно средствами интернет-технологий (блог, форум, чат, скайп и др.), мультимедийными средствами в рамках интеграции очного и дистанционного обучения; в рамках единой информационно- образовательной среды общего и дополнительного образования, а также в профильном обучении (элективный курс, сетевая модель дистанционного обучения).

В настоящее время в образовании широко используются блоги. Блог − это средство для публикации материалов в сети с возможностью доступа к их чтению, а также платформа для дистанционного обучения. С помощью блога можно решать такие дидактические задачи, как обучение различным видам чтения, письму, устной и письменной речи [4, с. 43].

Нужно отметить, что говорение является самым сложным видом речевой деятельности с точки зрения дистанционного обучения, и современные технологии позволяют делать аудиозаписи сообщений и обмениваться ими. Голосовые форумы, аудиочаты – это формы общения в виртуальном мире, они дают возможность включать задания по говорению в онлайн-обучение.

Формирование технических навыков письма и овладение русской графикой целесообразно организовывать на аудиторных занятиях, однако навыки построения письменного высказывания могут эффективно вырабатываться в интернет-среде.

Образовательный потенциал использования дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностраному в условиях языковой среды определяется широкими возможностями с точки зрения обобщения и повторения материала уроков, автоматизации языковых навыков и тренировки речевых умений, взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности. Кроме того, обучение в онлайн-среде активизирует познавательную деятельность школьников и студентов и позволяет в некоторой степени компенсировать недостаток аудиторного времени, выделяемого на занятия по русскому языку как иностраному.

Список источников:

#1040;нтропова М.Ю. Разработка и апробация методологии формирования глобальной системы использования дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры : материалы ХIII Конгресса МАПРЯЛ: МАПРЯЛ, 2015. Т. 10. – С. 54-59.

#1043;абова М.А. Дистанционные технологии в преподавании русского языка как иностранного в полиязычном образовательном пространстве // Многоязычие в образовательном пространстве. – 2017. – № 9. – С. 63-68.

3. Воевода Е.В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 110-114.

4. Каленкова О.Н., Корепанова Т.Э. Сертификационная система тестирования по русскому языку для детей-билингвов // Русский язык за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 16-23.

5. Кудинова Г.Ф., Кудинов И.В., Курбангалеева Г.М. О мониторинге русскоязычных образовательных интернет-ресурсов по русскому языку // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики : Международная научно-практическая конференция (Москва, 7–8 декабря 2017 года) : сборник статей. – 2018. – С. 82-86.

6. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна. – М. : Камерон, 2004. – 89 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИ ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Использование дистанционных образовательных технологий при обучении различных категорий учащихся иностранному языку

Статья освещает работу учителя по обучению учащихся иностранному языку с использованием различных образовательных онлайн платформ....

План работы по теме самообразования "Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы."

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Изучение и применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.»

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...

«Дистанционные образовательные технологии на уроках русского языка в средней школе»

Термин «дистанционное обучение» (distance education) еще до конца неустоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогическойлитературе....