Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока
"Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 22.46 КБ |
predlozhenie._grammaticheskaya_osnova.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Цель: систематизировать и углубить знания учащихся о предложении как единице синтаксиса; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся; воспитать инициативность самостоятельность в приобретении знаний.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, учебная презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Активизация опорных знаний
- Что Вы можете рассказать о словосочетании?
(определение; виды словосочетаний: глагольные, именные, наречные; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание)
- Перед вами картина современного талантливого российского художника-реалиста Станислава Александровича Брусилова, который посвятил осени более 20 своих картин. Составьте 4 – 5 словосочетаний с разными видами подчинительной связи, определите вид связи. (5 минут) (СЛАЙД1)
- Проверка выполнения задания (СЛАЙД черный)
- Сообщение темы, цели и задач урока.
Может ли человек выражать свои мысли, используя словосочетания? Какая синтаксическая единица нужна для этого?
Предложение – основная единица синтаксиса. Изучение синтаксиса способствует развитию речи, так как помогает правильно строить предложения, отбирать выразительные виды словосочетаний и предложений, наиболее подходящие для уместного в определённой ситуации стиля речи.
Так вот тема сегодняшнего урока «Предложение. Грамматическая основа предложения» (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДИ И НА ДОСКЕ)
Как вы думаете, что вы должны узнать на уроке, а может быть, вспомнить?
(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)
Сегодня на уроке нам нужно вспомнить и систематизировать все знания о предложении и грамматической основе и узнать новые сведения.
- Работа над темой урока.
- Развитие связной речи.
Из составленных вами словосочетаний составьте предложения. Хорошо, если у кого-то получится связный текст. (СЛАЙД 2)
- Чем отличаются предложения от словосочетаний? (СЛАЙД ЧЁРНЫЙ)
(Предложения имеют грамматическую основу, смысловую и интонационную законченность.)
Грамматическая основа – это … (подлежащее и сказуемое; смысловой центр предложения)
- Лингвистический эксперимент (в парах).
(Раздаточный материал один на парту)
Определите, какие из предложенных сочетаний являются предложениями, а какие словосочетаниями? В предложениях подчеркните грамматическую основу. Аргументируйте свой вывод.
- Возвратиться из полёта. 2) Дождь стучит. 3) Пар над крышей.
4) Стремиться к берегу. 5) Не разлучиться с тобой. 6) Грохочут поезда. 7) На зелёном лугу. 8) Яблони цветут. 9) Проснуться на заре. 10) Лист берёзы.
ПРОВЕРКА выполнения задания.
- Объяснение-вывод.
Ещё отличает предложение от словосочетания предикативность, т.е. предикативная связь. В предложении помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание) может быть сочинительная (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым) связь. Предикативная связь – это связь между подлежащим и сказуемым. Она показывает отношение содержания предложения к действительности. Сообщаемая предложением информация передаётся как реальная (в прошедшем , настоящем, будущем) и как ирреальная (возможная, желаемая, требуемая и т.д.)
- Практическая работа.
Разделите текст на предложения, поставьте знаки завершения. В предложениях второго абзаца подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод: какие отличительные признаки предложения помогли определить их границы?
Что за свинцовая полоса на небосклоне зной ли густеет туча ли надвигается но вот слабо сверкнула молния э да это гроза кругом еще ярко светит солнце но туча растет… передний её край вытягивается рукавом наклоняется сводом трава кусты все вдруг потемнело скорей вон, кажется, виднеется сенной сарай скорее
Вы добежали вошли каков дождик каковы молнии кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено но вот солнце опять заиграло гроза прошла вы выходите. боже мой как весело сверкает все кругом как воздух свеж и жидок как пахнет земляникой и грибами
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Проверка задания. Вывод.
Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет… передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты – все вдруг потемнело… Скорей! Вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее!..
Вы добежали, вошли… Каков дождик! Каковы молнии!.. Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено…. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!.. (И.С.Тургенев) (СЛАЙД 5 после проверки черный)
- Беседа по тексту. Составление плана характеристики простого предложения.
- Во всех ли предложениях второго абзаца грамматическая основа предложения состоит из двух членов подлежащего и сказуемого? (Односоставные и двусоставные предложения)
- Какую информацию содержат предложения в тексте? (сообщение, вопрос)
- Какую ещё может содержать информацию? (требование, просьбу)
-Как характеризуется предложения по цели высказывания? (побудительные, повествовательные, вопросительные)
- Как в тексте передаются чувства и эмоции? (восклицательные и невосклицательные предложения)
- Какие предложения второго абзаца состоят только лишь из грамматической основы? Как охарактеризуем эти предложения? (распространённые и нераспространённые)
- В каких предложениях стоят знаки выделения или разделения?
(предложения простые или сложные; осложненные и неосложненные)
ВЫВОД: (СЛАЙД 4)
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Односоставное / двусоставное
- Повествовательное / побудительное / вопросительное
- Восклицательное / невосклицательное
- Распространённое / нераспространённое
- Осложнённое / неосложненное
(ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ)
- Работа у доски. Запись под диктовку.
Подчеркнуть грамматическую основу предложения и выписать все словосочетания.
Жёлтый свет шёл из окна и ярче всего освещал бревенчатый потолок.
( жёлтый свет, шёл из окна, ярче всего освещал, освещал потолок, бревенчатый потолок)
- Рефлексия.
- Что же вы узнали на уроке?
- Пользуясь полученными сегодня знаниями, охарактеризуйте записанное предложение.
- Какой новый термин вы узнали?
VI. Домашнее задание:
Стр. 46 теоретический материал, № 75
Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и
воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним.
В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла.
Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев
клена.
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по
ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей
листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески
обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станислав Брусилов. «Осень на реке детства»
Станислав Брусилов. «Осень на реке детства»
Что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет ? Туча ли надвигается ? Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце. Но туча растет, передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты – все вдруг потемнело… Скорей! Вон, кажется, виднеется сенной сарай… скорее!.. Вы добежали, вошли… Каков дождик! Каковы молнии !.. Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено…. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!.. И.С.Тургенев
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ Односоставное / двусоставное Повествовательное / побудительное / вопросительное Восклицательное / невосклицательное Распространённое / нераспространённое 5. Осложнённое / неосложненное
Используемые источники Фон для букв http://nov-designs.ru/uploads/posts/2012-09/1347133729_dlya-kliparta.jpg Фон http ://1. bp . blogspot . com /- BsP 4 LbPhY 4 o / TmjIYhPgmWI / AAAAAAAAACQ / TeoE _ ZCxhrE / s 1600/ shutterstock _16268734. jpg Листья уголки http :// img - fotki . yandex . ru / get /4814/39663434.66 a /0_9 e 6 ee _ e 65 bb 3 d 7_ M . png Три листика http :// img - fotki . yandex . ru / get /4805/200418627.1/0_105 f 96_8 e 551457_ M . png Надпись «Осень» http :// www . playcast . ru / uploads /2014/09/19/9887452. png Ученица http :// img - fotki . yandex . ru / get /6508/47407354.718/0_ eb 24 b _ e 6 aeb 1 d 0_ orig . png Колокольчик http :// animacii . com / Animacii / Animicii _12/ Detski _4/ Uchilishtni /9-84 uchilishten - zvanec . png
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ https://mir-prekpasen.ru/blog/43982916266/HUDOZHNIK-STANISLAV-BRUSILOV.-OSEN-NA-REKE-DETSTVA
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОГЭ: Задание 8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Презентация к занятию по подготовке к ОГЭ по русскому языку (ОГЭ: Задание №8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения)....
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".
Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...
Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. ...
Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку
Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...
Грамматическая основа предложения – простое предложение
Цели: закреплять изученное о предложении; уточнить понятие о грамматической (предикативной) основе предложения; показать взаимосвязь подлежащего и сказуемого; дать понятие об односоставных и двусостав...
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.
Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений....
Открытый урок в 5 классе: «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения».
Открытый урок «Грамматическая основа предложений. Односоставные и двусоставные предложения». (5 класс)...