План - конспект открытого урока по русскому языку
Тема: «Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусоставные предложения.»
Учитель: Акаева Тамара Вахаевна
Дата проведения: февраль, 2024г.
Класс: 5-А
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: совершенствование умения находить грамматическую основу предложения; знакомство с односоставными и двусоставными предложениями.
Задачи урока:
Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно.
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание.
Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Формируемые УУД:
Предметные: определять способы выражения грамматической основы; уметь отличать односоставные и двусоставные предложения
Личностные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Формы работы: беседа, работа с учебником, работа в парах, работа в группе.
Оборудование: учебник, компьютерная презентация, маршрутные листы, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель этапа, формируемые УУД. |
#1054;рганизационный этап. Приветствие учащихся (1-2 минуты) | Приветствие, проверка готовности к уроку. Высказывание добрых пожеланий. Объяснение заполнения листа контроля (каждый этап урока фиксируется) Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Я желаю вам хорошего настроения и отличных оценок. Давайте поприветствуем друг друга и постараемся сохранить хорошее настроение. А теперь присаживайтесь на свои места и посмотрите на листы контроля, которые лежат на ваших партах. Подпишите их. Вы сможете на каждом этапе урока оценить свою работу.
| Приветствие учащихся. Знакомство с листом контроля. | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. УУД: личностные, коммуникативные |
2. Проверка домашнего задания (2-3 минуты)
| Организация проверки домашнего задания (упр. 846). На столах есть образец выполнения домашнего задания и критерии оценивания. Слово учителя: - Ребята, что вы видите на партах? (представлен текст домашнего задания) - В начале урока мы проверим упражнение, которое было задано на дом (упр. 846). Обменяйтесь тетрадями со своими соседями и оцените выполнение домашнего задания по критериям. - Чем вы пользовались для правильного выполнения домашнего задания? (кластер «Главные члены предложения» (Приложение 1)) - Давайте отметим наш этап урока в листе контроля. | Учащиеся отвечают на вопрос учителя, обмениваются тетрадями с соседями по парте и проводят проверку домашнего задания по критериям оценивания. Критерии: 0-1ошибка – 5 баллов 2-3 ошибки – 4 балла 4-5 ошибок – 3 балла 5-6 ошибок – 2 балла Используют кластер «Главные члены предложения», составленный на прошлом уроке для объяснения материала. Заполнение листа контроля.
| Цель – произвести проверку выполнения домашнего задания
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся) |
3. Актуализация опорных знаний учащихся (3 минуты) | Организация работы на повторение, подведение итогов беседы в игровой форме. Слово учителя: - Проверяя домашнее задание, мы вспомнили то, что нам уже известно по этой теме. Чтобы закрепить изученный материал, выполним тест «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «ДА» или «НЕТ». Затем проверим. При выполнении можно опираться на текст домашнего упражнения. Игра «Верно - неверно» 1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика. 2. Словосочетание состоит из двух слов – главного и зависимого. 3. ПРИРОДА РАСЦВЕТАЕТ – это тоже словосочетание. 4. Подлежащее и сказуемое в предложении могут выражаться различными частями речи. 5. Грамматическая основа предложения может состоять только из подлежащего и сказуемого. - Давайте отметим наш этап урока в листе контроля. | Запись учащимися в тетради числа. Обучающиеся выполняют задания, отвечая на вопросы. Затем проверяют, используя карточки. За верный ответ выставляют 1 балл. Проговаривают ответ, опираясь на утверждения теста. Отвечают, вспоминая изученное ранее. Заполнение листа контроля. | Цель – повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные |
4. Постановка целей урока (2-3 минуты) | Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока. Слово учителя: - Почему последнее утверждение неверно? - Какое предложение из текста домашнего задания опровергает это утверждение? Верно: Ему коня подводят. (есть только сказуемое) - О чём пойдёт речь на уроке? Что мы с Вами должны сегодня еще выяснить на уроке? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какие цели мы ставим перед собой на сегодняшнем уроке? - Давайте отметим наш этап урока в листе контроля. | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Формулируют цели урока Заполнение листа контроля. | Цель – создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (8-10 минут)
| Организация работы с текстом. Слово учителя: - Давайте с Вами поработаем с текстом и выясним, часто ли встречаются нам такие предложения, попробуем определить их особенности. На столах у вас тексты с заданием. Задание: - Прочитать текст.
- Озаглавить его.
- Вставить пропущенные буквы.
- Определить тему текста и его основную мысль.
- Охарактеризуйте предложение 4 по эмоциональной окраске.
- Охарактеризуйте предложение 2 по цели высказывания.
- Найти в предложениях грамматическую основу. Определить, чем выражены главные члены предложений.
- Давайте отметим наш этап урока в листе контроля. | Работа с текстом. (1) Л…са – величайшие источники зд…ровья. (2) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль.
(3) Вы попада...те в л.. .са из душных г…родских домов и чу…ствуете уд. . . вительное состояние радости и силы.
(4) Какой воздух! (5) Вдыха…м его живительный глоток и наслаждаемся жизнью. (K. Паустовский) Заполнение листа контроля. | Цель: закрепление пройденного материала УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные |
6. Постановка и решение проблемы (5 минут) | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Слово учителя: - Что особенного заметили в двух последних предложениях? (только один главный член предложения.) - На ваших столах лежат пустограммы (Приложение 2). Давайте заполним их, прослушав лингвистическую сказку. Лингвистическая сказка «К чему привела ссора подлежащего и сказуемого» В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были два лучших друга – подлежащее и сказуемое. Жили они дружно и счастливо и составляли грамматическую основу предложений. Но однажды подлежащее и сказуемое поссорились, и ученые взяли и разделили их. Осталось сказуемое совсем одиноким. Как же дальше жить без подлежащего? Второстепенные члены предложения, как настоящие друзья, решили поддержать сказуемое. Пришли обстоятельство и дополнение к нему и сказали: -Хватит печалиться! Создай лучше такие предложения, в которых ты будешь главным. И назовем мы такие предложения односоставными. Можно даже разделить их на виды. А мы тебе поможем. И будут у нас односоставные распространенные предложения. А к подлежащему пошло определение и тоже поддержало друга. Послушались подлежащее и сказуемое второстепенных членов предложения и начали создавать односоставные предложения. Увидели ученые, что у главных членов все налаживается, и снова помирили их. С тех пор в русском языке есть два вида предложений… - Какие эти виды, ребята? - Теперь давайте заполним наши пустограммы материалом из сказки. - Посмотрите на схемы предложений, которые мы составили. Сделайте вывод, на сколько групп можно разделить предложения по наличию главных членов предложения? (На две. Первая группа – предложения, в которых есть и подлежащее, и сказуемое; вторая – в которых только один главный член предложения.) - Как вы думаете, односоставные предложения бывают только нераспространёнными? - Похолодало. Распространите это предложение. - Давайте отметим наш этап урока в листе контроля. | Проводят самостоятельное наблюдение. Анализ с целью выделения общих признаков, подведение под понятие, построение логического рассуждения. Отвечают на вопросы. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель) Заполнение листа контроля. | Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные
|
7. Физкультминутка (1-2 минуты) | Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать и отвечать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | Повторяют действия за учителем. |
|
8. Перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (7-8 минут)
| Организация деятельности по применению новых знаний, включению их в систему знаний. Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Слово учителя: – Мы вспомнили все, что знали о главных членах предложения. Теперь нужно закрепить наши знания, выполнив упражнение на карточках у Вас на партах.
Работа с карточками: Летом ребята отдыхали в лагере. Люблю классическую музыку. Сухие листья шелестели под ногами. По радио объявили о посадке самолёта. Мне долго не открывали. Мне не спится. Печальный дождь падает из туч на землю. Какая ночь! Задание: - Выпишите в первый столбик двусоставные предложения, во второй – односоставные.
- Выделите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
| Решают типовые задачи с проговариванием алгоритма вслух. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Выполнение упражнений в учебнике. Извлечение из текста необходимой информации. Заполнение листа контроля. | Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. УУД: познавательные, регулятивные, личностные
|
9. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5-7 минут) | Организует контроль по применению новых знаний. Слово учителя: А теперь мы с вами проверим усвоенный материал при помощи игры «Корректор». Задание: Ученик Петя из 5 класса выполнил задание на закрепление, но допустил ошибки. Найдите ошибки, которые допустил Петя, исправьте их и попробуйте объяснить Пете, в чем он ошибся. Приложение 3 | Выполнение действий по алгоритму. Самостоятельное решение задачи. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения При проверке по очереди называют предложения и подчеркивают главные члены, называют какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые. Определяют, в каких предложениях присутствует только один главный член предложения. | Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. УУД: познавательные, регулятивные |
10. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок (7 минут) | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Слово учителя: Итак, с какой задачей мы сегодня столкнулись? Какую тему мы сегодня проходили? Какие цели ставили перед собой? Достигли ли мы этих целей? Все ли этапы работы мы выполнили? Делают отметку в конце листа контроля в таблице. Поставьте любой знак напротив предложенной формулировки Мне всё понятно, я могу даже объяснить эту тему другим ребятам! |
| Мне понятно всё, но пока объяснить тему другим затрудняюсь… |
| Мне понятен материал, но я дома всё повторю и тогда смогу объяснить тему другим ребятам. |
| Я ничего не понял(а). Мне нужна помощь. |
|
Продолжите фразы: Сегодня я узнал(а)… Я меня получилось… Было интересно… Я научился(ась)… Теперь я могу… Было трудно… Мне захотелось… Я выполнял(а) задания и … Я понял(а), что… | Оценивают, насколько решены в течение урока познавательные цели, поставленные в начале. Подводят итог своей работе на уроке в устном высказывании. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. УУД: регулятивные, личностные, коммуникативные |
11. Сообщение домашнего задания (1-2 минуты) | Задание для всех: учить правило в ТП. Подобрать 5 односоставных, 5 двусоставных предложений, выделить в них грамматические основы, определить, чем выражены подлежащее и сказуемое.
| Записывают домашнее задание в дневники. |
|
Приложение 1.
Приложение 2.
Виды предложений по строению грамматической основы
Главный член в предложении | Схема | Как называется такое предложение? | Пример |
Подлежащее и сказуемое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Игра «Корректор».
Задание: Ученик Петя из 5 класса выполнил задание на закрепление, но допустил ошибки. Найдите ошибки, которые допустил Петя, исправьте их и попробуйте объяснить Пете, в чем он ошибся.
Предложение (подчеркните грамматическую основу) | Какие главные члены предложения присутствуют? | Какой тип предложения по строению грамматической основы + схема |
Смеркалось. | Подлежащее | Двусоставное |
Весна. | Сказуемое | Односоставное |
На лугах расцветают полевые цветы. | Сказуемое | Двусоставное |
В лесах можно найти много грибов и ягод. | Подлежащее и сказуемое | Односоставное |
Иногда человек вносит красоту в природу. | Подлежащее | Односоставное |
Работа с текстом.
Задание:
1. Прочитать текст.
2. Озаглавить его.
3. Вставить пропущенные буквы.
4. Определить тему текста и его основную мысль.
5. Охарактеризуйте предложение 4 по эмоциональной окраске.
6. Охарактеризуйте предложение 2 по цели высказывания.
7. Найти в предложениях грамматическую основу. Определить, чем выражены главные члены предложений.
(1) Л…са – величайшие источники зд…ровья. (2) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (3) Вы попада...те в л.. .са из душных г…родских домов и чу…ствуете уд. . . вительное состояние радости и силы. (4) Какой воздух! (5) Вдыха…м его живительный глоток и наслаждаемся жизнью.
(K. Паустовский)
Приложение 4. Лист контроля.
1. Проверка домашнего упражнения 846. |
|
#1048;гра «Верно-неверно». Формулировка темы урока и целей работы на уроке. |
|
#1056;абота с текстом. |
|
#1047;аполнение пустограммы по теме. |
|
3. Работа с текстом. |
|
4. Игра «Корректор» |
|
#1057;амоанализ учебной деятельности. Мне всё понятно, я могу даже объяснить эту тему другим ребятам! |
| Мне понятно всё, но пока объяснить тему другим затрудняюсь… |
| Мне понятен материал, но я дома всё повторю и тогда смогу объяснить тему другим ребятам. |
| Я ничего не понял(а). Мне нужна помощь. |
|
Продолжите фразы: Сегодня я узнал(а)… Я меня получилось… Было интересно… Я научился(ась)… Теперь я могу… Было трудно… Мне захотелось… Я выполнял(а) задания и … Я понял(а), что…
|
+ полностью справился
? допустил 1 - 3 ошибки
- не справился (допустил больше 3 ошибок)
Работа с карточками:
Задание:
1. Выпишите в первый столбик двусоставные предложения, во второй – односоставные.
2. Выделите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
#1051;етом ребята отдыхали в лагере. 2. Люблю классическую музыку. #1057;ухие листья шелестели под ногами. #1055;о радио объявили о посадке самолёта. #1052;не долго не открывали. 6. Мне не спится. #1055;ечальный дождь падает из туч на землю. 8. Какая ночь!
Проверка домашнего задания:
Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его (каков?) ужасен.
Движенья (каковы?) быстры. Он (каков?) прекрасен.
Он весь как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
(каков?) Ретив и смирен верный конь.
Критерии оценивания:
0-1ошибка – 5 баллов
2-3 ошибки – 4 балла
4-5 ошибок – 3 балла
5-6 ошибок – 2 балла
Проверка домашнего задания:
Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его (каков?) ужасен.
Движенья (каковы?) быстры. Он (каков?) прекрасен.
Он весь как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
(каков?) Ретив и смирен верный конь.
Критерии оценивания:
0-1ошибка – 5 баллов
2-3 ошибки – 4 балла
4-5 ошибок – 3 балла
5-6 ошибок – 2 балла