Грамматическая основа предложения – простое предложение
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_grammaticheskaya_osnova_predlozheniya_8_klass.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Грамматическая основа предложения – простое предложение» (8 класс)
Цели: закреплять изученное о предложении; уточнить понятие о грамматической (предикативной) основе предложения; показать взаимосвязь подлежащего и сказуемого; дать понятие об односоставных и двусоставных предложениях; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты: знание признаков предложения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, отличать односоставные предложения от двусоставных, находить грамматическую основу предложений, объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 72 — чтение и анализ сочинений.)
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 45).)
2. Слово учителя
Нам встретилось новое для вас словосочетание — предикативная основа. Предикативный — отнесённый к действительности, который сообщает что-либо. То, что сообщается, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем. Предикативность — ключевой признак предложения. Она проявляется в наклонении: сообщается о реально осуществляемом в определённом времени (изъявительное), о требуемом (повелительное), о желаемом, возможном (условное).
В предложении, которое мы только что рассматривали (Ветер поднимается), сообщается о факте действительности, происходящем в настоящее время. Всё остальное (второстепенные члены) — лишь уточнение, которое не может существовать без главного — грамматической основы, формирующей предложение.
Сравним слово вечер и предложение Вечер... Предикативность предложения Вечер... с помощью интонации передаёт факт действительности, а кроме того, определённое настроение. Слово же вечер лишь потенциально обладает способностью передать этот факт, слово в данном случае нейтрально. Мы понимаем, что в предложении Вечер... речь идёт о настоящем времени (глагол быть в настоящем времени не употребляется, зато он есть во многих других европейских языках). Мы можем употребить прошедшее или будущее время (Был вечер... Будет вечер...), и тогда глагол- сказуемое проявляется.
По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?
Признаки выделения грамматической основы следующие.
1) В грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении.
2) Один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения.
3) Вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого- либо наклонения образует с самостоятельным словом один член предложения.
Например: Могу помочь тебе. Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения — могу. Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь. С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы — сказуемое (могу помочь).
Что делать, если в предложении отсутствует и глагол?
Например: Летом и ночью светло. Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени (Летом и ночью будет светло. Летом и ночью было светло). В этом примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить её, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет).
3. Работа по учебнику
1. Упр. 73 — устное выполнение, грамматические разборы на доске.
2. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 46).
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 74 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение, разбор слова по составу.
Комментарии
Односоставное только одно предложение — последнее.
2. Упр. 75 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
3. Упр. 76 — чтение текста, пересказ по заданию.
2. Словарная работа
— Запишите в словарик слова из рамок (с. 46, 47).
— Составьте с этими словами предложения.
V. Подведение итогов урока
— Чем предложение отличается от словосочетания и слова?
— Как определить главные члены предложения?
— По какому признаку различаются односоставные и двусоставные предложения?
Домашнее задание
1. § 13.
2. Упр. 76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Грамматическая основа и характеристика предложения
Подлежащее и сказуемое....
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания
Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания...
Конспект урока русского языка "Простое предложение. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего".
Материалы данного урока предназначены учителям русского языка и литературы. ...
Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)
Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:- 10 заданий 1 уровня (...