Жаргонизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

: актуализировать знания по теме «Лексика ограниченного употребления», научить отличать группы необщеупотребительной лексики друг от друга, формировать у учащихся способность строить монологические высказывания на конкретную тему, помочь организовать анализ языкового материала, обеспечить осознание важности уместности речи, воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жаргонизмы20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жаргонизмы

Цели: актуализировать знания по теме «Лексика ограниченного употребления», научить отличать группы необщеупотребительной лексики друг от друга, формировать у учащихся способность строить монологические высказывания на конкретную тему, помочь организовать анализ языкового материала, обеспечить осознание важности уместности речи, воспитывать любовь к родному языку.

Задачи:

Предметные:

Повторить виды орфограмм, графически объяснять условия выбора написаний, подбирать синонимы.

Метапредметные:

пользоваться навыками аудирования, строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.

Ход урока:

1. Организационный этап

2. Активизация знаний

2.1. Беседа

-Как называется словарный состав языка? (лексика)

-Как называются слова русского языка известные всему народу (общеупотребительные)

-Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии (профессионализмы) 

2.3. Задание 1. Найдите общеупотребительные слова. Найдите профессионализмы.

На доске: земля, идти, аккорд, говорить, акварель, стол, сейшн, синий, наждак, быть в теме, небо, клёво, красивый, крутой, дом, ринит, карбюратор, молоко, пати, резекция желудка.

3. Первичное освоение знаний.

1. Слово учителя, беседа

-Какие слова не были отнесены ни к одной группе?

-Посмотрите на эти слова. Сейшн, быть в теме, крутой, клёво, пати..

-Что они могут обозначать? Сейшн – вечеринка; быть в теме – разбираться в чём-либо; крутой – очень хороший, клёво – отлично, пати - вечеринка. Эти слова называются жаргонными.

-Сегодня мы с вами узнаем об одной из разновидностей необщеупотребительной лексики – жаргонизмах.

-Что такое жаргонизмы? Это слова и выражения, относящиеся к жаргону. Жаргон (франц. jargon) – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (Ж. программистов), положения в обществе (Ж. рус. дворянства в XIX в.), интересов (Ж. реконструкторов) или возраста (молодёжный Ж.).

-С термином «жаргонизмы» зачастую соотносится понятие «специальная лексика». Специальная лексика – это слова и сочетания слов, употребляемые преимущественно людьми определённой профессии, специальности. Среди специальных слов выделяются термины и профессионализмы.

-Как появляются жаргонные слова? Они приходят из других языков. Например, слова сайз – размер, ха́ус – дом – из английского языка.

-Жаргонизмы рождаются и благодаря переосмыслению знакомых слов. Например, мозг – умный человек.

-Также жаргонизмы могут появляться с помощью приставок и суффиксов от уже известных специальных слов. Разборки от глагола «разбираться» – выяснять отношения; прикольный от существительного «прикол» – шутка, весёлая выходка.

 -Частичным синонимом слова жаргонизм, является слово сленг.

Сленг лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

-В отличии от слова жаргон, слово сленг- новое слово, поэтому он распространён главным образом среди школьников, студентов, спортсменов, военных, молодых рабочих.

-А вы используете в своей речи жаргонизмы? А для чего? (чтобы проще общаться, лучше понимать друг друга).

-Заметим, что некоторые группы людей приписывают к жаргонизмам нецензурные слова, это не верно. Мы должны всегда говорить правильно и обдуманно, придерживаясь цензуры. (Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства и общества).

4. Первичная проверка понимания.

4.1. Задание 2. Попробуем найти в предложении жаргонизмы, определить их значение, объяснить орфограммы. 

Совсем молодой, но уже раскрученный исполнитель собирал стадионы, записал два диска и дал два “сольника”». 

Жаргонизмы: Раскрученный – этот жаргонизм образован от глагола «раскрутить», то есть сделать популярным. Сольник – «сольный концерт».

5. Первичное закрепление.

5.1. Задание 3. Записать слова под диктовку, найти жаргонизмы, обозначить часть речи. (по цепочке)

Тачка(сущ), видак(с), отдохнула, общага(с), угрожать,машина, наехать(гл), слинять(гл), уйти, круто(прил), общежитие, хорошо, оттянулась(гл), телик(сущ), видеодвойка, телевизор.

5.2. Задание 4. Распределительный диктант: сущ., глаг., наречие

чувак, отвали чел, клево, прикид, прикольно,базар, отвянь,заколебал, отстойно, забьем, понты, задолбал,прикинь.тело, обломать, офигенно, гонишь, капец, не свисти, влом, параллельно. халява, крышка.

-Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется. Бурно развивающиеся компьютерные технологии, внесли в язык громадное количество специальных слов и выражений. Компьютерная жаргонная лексика - активно развивается , что обусловлено необычайно быстрым прогрессом компьютерных технологий.

5.3. Задание 5. Найди пару синонимов «Литературное слово – жаргонизм»

Клавиатура комп

активный пользователь мышь

диск без информации игрок

мышка болванка

перестал реагировать клава

компьютер винда

жесткий диск оперативка

оперативная память юзер

искать информацию завис

система «Windows» системник

геймер гуглить

-Живой русский язык чрезвычайно многообразен и выразителен. Интересен любой пласт лексики языка, в том числе жаргонизмы. Надо лишь понимать, в какой ситуации и в общении с кем можно их употреблять. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления:  ее используют в основном среди «своих», т.е.  в общении с людьми одного социального круга, примерно одного возраста.

5.4. Задание 6. Переведи на литературный язык.

аписываете  предложения, заменяя сленг, на литературный язык.

1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

(Я восхищаюся, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)

2 вариант.  Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

-Жаргонизмы могут постепенно устаревать, уходить из жизни или наоборот постепенно усваиваться литературным языком.

-Как вы считаете, каким из этих слов-жаргонизмов не суждена долгая жизнь?

-Многие жаргонизмы – бабочки-однодневки: они живут недолго и быстро заменяются вместе с модой. Вряд ли долго будут в ходу слова найки, сникерсни, стэпмания и др. Эти искусственные слова придуманы в целях рекламы и просуществуют не дольше рекламных товаров.

-Но сейчас мы все - таки иногда  употребляем эти слова в своей речи, потому что мы хотим быть модными и современными..

-Как называются в нашей речи эти «модные словечки»? ( Жаргонизмами)

-Как вы считаете нужно ли употреблять жаргонизмы в своей речи?(в кругу своих друзей можно иногда употреблять некоторые из них).

-Но в общении со взрослыми, в общественных местах жаргоны употреблять нельзя, так как окружающие не поймут, о чем идет речь. Когда вы станете взрослыми, я надеюсь не будете говорить на «модном» языке, потому что вас сочтут за малограмотных и некультурных людей.

-Нужно ли данную тему изучать в школе? Почему?(жаргонизмы всегда были и будут в языке. В их создании проявляется речетворческое начало народа.)

-Но все - таки жаргонизмы находятся за пределами литературного языка, их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется.

-Давайте обратимся к высказываниям известных людей. 

 «Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Лев Иванович Скворцов.

А литературный критик Дмитрий Иванович Писарев  считал, что «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».

-Я думаю, что прежде чем что-то сказать, вы обязательно подумаете.

7. Домашнее задание: теор. материал, карточка.

Переведите данные слова на литературный язык:
Братан, чувак, не гони, стрёмный, балдеть, клёво, училка, домашка, тыква, оторваться, тащиться, потрещать, тормоз, слинять, трындеть, кемарить, наехать, старпёр, хавать, хата, плиз.

или составьте словарь жаргонных слов вашего класса (10-15 слов).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе (проектно-исследовательская деятельность учащихся). Тема:"Жаргоны и жаргонизмы".

На  уроке русского языка учащиеся исследовали такое явление нашей жизни, как жаргонизмы, подготовили проекты: истоки жаргонизмов, слова-сорняки, воровской жаргон, школьный сленг....

исследовательская работа "Молодежные жаргонизмы, сленги"

Работа кружка "Юный филолог", где проведена исследовательская работа по истории жаргонизмов и аналитическая работа употребления сленгов в молодежной среде....

Мастер- класс по теме : " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"

Мастер - класс был представлен на районном конкурсе " Учитель года - 2012"...

Презентация к мастер - классу по теме " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"

Презентация служит сопровождением к мастер-классу...

урок словесности для 10 класса "Жаргоны и жаргонизмы"

групповая исследовательская работа...

Урок "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"

Помещена разработка урока по теме "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"...

Презентация "Роль жаргонизмов в жизни человека"

Дополнитеоный материал к уроку "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова" в 6 классе...