Урок "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Помещена разработка урока по теме "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhargonizmy_i_emocionalno_okrashennye_slova.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА И ЖАРГОНИЗМЫ
Цели:
познавательные – ознакомление с понятиями «эмоционально окрашенные слова», «жаргонизмы»;
практические - находить эмоционально окрашенные слова и объяснять их роль в художественном произведении;
общепредметная – учить самостоятельно следить за чистотой своей речи.
Эпиграф:
Чтобы добиться чистоты языка,
надо биться за чистоту человеческих
чувств и мыслей.
К. И. Чуковский
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Ответ на вопрос: Во всех ли профессиях «работают» профессионализмы?
Объяснение и усвоение нового материала.
1. Работа с эпиграфом.
«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей» (К. И. Чуковский).
-Объясните слова «чистоты языка», «чистоту человеческих чувств и мыслей», «биться за».
-Как вы понимаете смысл высказывания?
2. Слово учителя.
-А как можно при помощи слов выразить свое отношение к человеку? Назовите мне такие слова (после ответов обучающихся учитель обобщает и дополняет информацию).
Многие слова вместе с названием предмета, действия, признака содержат положительную или отрицательную оценку. Например, словом доброта называется положительное качество, словом злость — отрицательное, словом смелость — положительное, словом трусость — отрицательное и т. д. Однако в зависимости от речевой ситуации слово с положительной окраской может стать отрицательным, а отрицательное положительным. Например, ненависть к врагам Родины будет положительным качеством, а доброта к врагам — отрицательным.
Слова эмоционально окрашенные можно условно разбить на такие группы:
1) слова, которые лексически квалифицируют предмет, явление или с положительной, ли с отрицательной стороны, например: грубость, брезгливость, ненависть, отвращение, ласковый, чудесный и др.;
2) слова, в которых эмоциональное отношение к предмету или явлению выражается грамматически, т. е. особыми суффиксами и приставками эмоциональной оценки, например: нога, крыло не имеют никакой окраски, а слова ноженька и ножища, крылышко и др. эмоционально окрашены;
3) междометия: браво! крышка! и др.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут в этой же форме выражать и совершенно другие эмоции (презрение, негодование, пренебрежение): произведеньице, работёночка, сладенькая, улыбочка и др.
3. Тренировочные упражнения.
1. Указать слова, эмоционально окрашенные, затем слова, не имеющие такой окраски.
Отвращение, здание, брезгливость, поле, нежность, душевность, миленький, сыночек, духотища, доченька, жарища, доброта, мерзкий.
2. Какие различные чувства можно выразить данными парами словосочетаний?
Благородный поступок, омерзительный поступок; скверная история, славная история.
3. Прочитать стихотворение И. Новикова «Теленочек»; выписать слова с суффиксами эмоциональной окраски.
Я теленочка ласкала,
Он был маленький...
Свежей травкой угощала
У завалинки.
Я теленочка любила,
Был он нежненький.
Я водичкою поила
Самой свеженькой.
Как над маленьким я пела
Над ребеночком,
Навсегда ему велела:
«Будь теленочком!
Пусть большие все коровы —
Ты будь маленький!
Травки дам тебе я новой
У завалинки».
4.Познакомьтесь с уменьшительно-ласкательными формами собственного имени Людмила. Определите, как они образованы? Какие варианты имеет это имя?
Людмила, Люда, Людака, Людаха, Людаша, Людашенька, Людашечка, Людашка, Людёнка, Людик, Людка, Людмилка, Людмилонька, Людмилочка, Людмилушка, Людок, Людонька, Людочек, Людочка, Людусенька, Людусечка, Людуська, Людуся, Людуха, Людуша, Людушенька, Людушечка, Людушка, Людушка.
Люка, Люконька, Люкочка, Люкша.
Люленька, Люлечка, Люлик, Люлька, Люля.
Люсек, Люсёнка, Люсёнок.
Люся, Люсенька, Люсечка, Люсик, Люеиша, Люскш-ка, Люська, Люсюха, Люсюша, Люсюшенька, Люсюшка, Люсюка, Люсявка.
(Н.А. Петровский. Словарь русских личных имен).
5. Напишите уменьшительно-ласкательные формы от имени Иван.
4. Слово учителя.
Рядом с профессионализмами можно поставить слова жаргонные.
Они понятны людям определенных социальных групп (школьников, студентов) или «полупрофессий» (охотничий, воровской). У носителей жаргона всегда присутствует стремление отделиться от «чужих» (по возрасту, профессии, социальной принадлежности к какой-то группе). Поэтому использование жаргонных словечек нередко служит как бы своеобразным паролем, означающим «Я свой».
В отличие от диалектов, являющихся историческим наследием, отражающих историю народа, его быт, языковую мудрость, жаргон лишен истории. Жаргонные слова почти никогда не проникают в литературный язык, не служат источником его пополнения. Лишь отдельные словечки благодаря их экспрессивности проникли в разговорную речь (химичить, балдеть, мура), но на правах выразительных средств с явно сниженной окраской.
Студенческий жаргон: стипуха – стипендия, хвост – несданный экзамен или зачет, халява – очень легко сданный экзамен, пара – занятие, длящееся два академических часа подряд.
Ученический жаргон: русиш, матика, физра, немец – так выглядят названия предметов в языке школьников, тройбан, пара - отметки.
Молодежный жаргон: чувак, предки, ништяк, кемаритьть, блеск, клёво, железно, обалденно, муть.
Согласитесь, что в речи культурного человека не должно быть места жаргонизмам. Это и отличает воспитанного образованного человека. Однако профессионализмы и жаргонизмы — очень яркие слова. Их часто используют писатели для создания определённой атмосферы. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» подобные слова в большом количестве приводятся при описании охоты. Известно, что у охотников был свой особый язык. Поскольку он мог быть непонятным большому кругу читателей, автору пришлось в скобках давать специальные пояснения.
Задание: найдите эти слова.
1. «Русак уже до половины затёрся». 2. «Другая борзая собака, увидев хозяина с цветной дорожки, выгибая спину, стремительно бросилась к крыльцу и, подняв правило, стала тереться о ноги Николая». 3. «Красный Любим выскочил из-за Милки, стремительно бросился на волка и схватил его за гачи, но в ту же секунду испуганно перескочил на другую сторону». 4.«Как будто почувствовав опасность, волк покосился па Карая, ещё дальше спрятав полено между ног, и наддал скоку». 5.«Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям».
В тетради: затёрся (перелинял), правило (хвост, ) гачи (ляжки задних ног), полено (хвост), трубу (хвост).
Охотничий жаргон: труба, полено, правИло – названия хвостов, цветок – заячий хвостик.
5. Работа с учебником.
Выполнение упражнения 79.
Подведение итогов урока.
С одним из жаргонизмов придумайте по одному предложению, а затем измените это предложение в соответствие с нормами русского литературного языка.
- Сравните предложения. Какое из них вы могли бы употребить в любой ситуации? А какое лишь в определенному кругу людей?
Домашнее задание.
§17, упр. 77.
Литература
Беляева О.Б. идр. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. М., 2008
Введенская Л.А. Культура речи. М., 2001
Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Л-д, 1968
Сиротина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М., 1996
Я познаю мир. Русский язык: Дет. энцикл. / Волков С.В. М.. 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоционально-окрашенная лексика
Материал будет полезен на уроках русского языка в 6 классе как учителям, так и учащимся при изучении новой темы...
Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов у детей с общим недоразвитием речи
Развитие эмоционального отношения к значению слова в процессе разыгрывания этюдов у детей с общим недоразвитием речи. Значительное место занимает развитие эмоционального отношен...
Конспект урока "Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова" По УМК М.Т. Баранова 6 класс.
Классический конспект урока для 6 класса, предназначен для школ, программа которых соответствует УМК М.Т. Баранова....
Р/р Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль.
Урок развития речи. Учащиеся учатся анализировать текст с точки зрения его стилистических особенностей, находить в художественном тексте слова разговорного стиля и находить к ним ней...
Личностное эмоционально окрашенное восприятие исторического процесса как фактор гармонизации развития учащихся
Статья посвящена работе учителя над система практической деятельности, состоящей из разнообразия образовательных технологий, приемов и методов. Она включат систему отбора учебного материала, сис...
Внеурочная деятельность «Стилистически окрашенные слова» 8 класс
Программа направлена на совершенствование умений определять стилистически окрашенные слова в тексте и предназначена для обучающихся 8 классов....
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Диалектизмы. Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова»
Цель урока: познакомить учащихся с таким типом лексики как жаргонизмы, диалектизмы и эмоционально-окрашенные слова.Задачи: предметные: знать определение жаргонизмов; уметь оп...