урок словесности для 10 класса "Жаргоны и жаргонизмы"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок словесности для учащихся 10-х классов на тему: "Жаргоны и жаргонизмы"
|
1. - В начале нашего урока я хочу обратить ваше внимание на диалог ваших сверстников. Пожалуйста.
(Работа первой группы, которая представляет диалог в лицах):
В коридоре школы на скрипучем деревянном стуле примостились два ученика - отличник Стихотин … и двоечник 10 класса Чоканов в ожидании своего товарища Махоткина.
- Я вот второй день припухаю здесь, а моя тачка загорает на морозе!- жалуется Чоканов, махая рукой. Я ведь еще и вкалываю. Позавчера я подшиб сотнягу. Вчера - сорок хрустов. А сегодня что буду иметь? И всё из-за этого деятеля Махоткина. Тормоз он чистопробный!
- А кое-кто, между прочим, констатирует обратное, - заметил отличник. - Тут как-то один субъект утверждал, будто наш друг Махоткин - антипод всему бюрократическому.
- Как бы не так! Дудки! Правда, с фасада он вроде ничего, свой в доску. Придёшь к нему, базар такой разведет, всякой муры с трёхтонку наобещает. А дальше ни с места. А чуть ему намекнёшь, что, мол, баста трепетом помышлять, так сразу в бутылку лезет, с пол-оборота заводится.
- Значит, наш друг с повышенным нервным восприятием.
- А чёрт его знает. И че он тянет? Задолбал! Ведь могу и окрыситься. Нет, почесал я, да и ты не лохмать бабушку, сквозани - ка отсюда, пусть наш лох обломится.
2. Обращение к классу:
- Что вы можете сказать о речи наших друзей?
- Итак, каковы же задачи нашего урока?
(ответы ребят)
* Что такое жаргоны и жаргонизмы;
* Как образуются жаргоны?
* Что скрывается за сленгом?
* Выяснить, какова роль жаргонов? Портит ли язык, обедняет его употребление жаргонной лексики?
* Практическое закрепление темы
- А итогом всей нашей работы должен стать словарь жаргонизмов алзамайской молодёжи и методического пособия по данной теме.
II. Итак, что же такое жаргонизмы?
Задание2-ой группы
Чтоб избежать в суждениях сомненья, в словарь заглянем непременно.
Жаргон - слово, пришедшее с французского языка ( jargon), представляющее социальную разновидность речи. В отличие от общенародного языка жаргоны характеризуются специфической, нередко экспрессивно переосмысленной лексикой и фразеологией, а также особым использованием словообразовательных средств. Жаргон - особый язык, на котором общаются между собой члены какой-нибудь ограниченной профессиональной или социальной группы. Жаргонные слова иногда называют сленгом или арго. Различают армейский, молодежный, компьютерный, студенчески, воровской жаргоны и т.п. Студенческий жаргон составляет в русском языке основу молодежного сленга (имеющего подвиды и подтипы "профессионального" или локального характера).
В отличие от территориальных диалектов жаргоны не обладают собственными фонетическими и грамматическими системными особенностями.
Использование жаргонных слов в официально-деловом и научном стилях совершенно недопустимо. В разговорно-бытовом стиле литературного языка употребление жаргонизмов может быть оправдано темой разговора, выступать как характерологическое и экспрессивное средство.
Жаргон включает "производственное ядро" ( профессиональную лексику, связанную с общим занятием, деятельностью) и "общебытовой словарь" (экспрессивную лексику обиходно-бытового общения). Слова и выражения жаргонной речи, употребляемые за пределами жаргона, называются жаргонизмами.
Хочу узнать все тайны слова, в чём суть его и в чём основа
Задание 3 - ой группы
16%
22%
- Нравится - 15%
- Чтобы не понимали взрослые - 26%
- Не знаю почему - 18%
- Чтобы казаться взрослее - 16%
- Казаться крутым - 22%
- Так разговаривают все - 3%
- Чтобы ответить на вопрос: " Как образуются жаргоны?", - мы вначале попытались выяснить, для чего наша молодёжь использует в своей речи данные слова. Для этого опросили ребят 6, 9 и 10 классов. Получили следующий результат:18%
15%
26%
Итак, делаем вывод, что жаргон возникает в тех случаях, когда группа людей хочет психологически и социально отделить себя от остальной части общества.
Лексика жаргона строится на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения, усечений и т.п., а также активного освоения иноязычных слов и морфем, преимущественно англо-американского происхождения. Например,
Видак - видеомагнитофон;
Шланг - глупый человек;
Комок - коммерческий магазин;
Ракетчик -рэкетер;
Мерсик - автомобиль "Мерседес";
Нюхач - токсикоман;
Крутой -модный, деловой или жестокий, наглый
Бабки -деньги;
Хата, яма -квартира;
Шнурки -родители;
Зеленые, баксы - доллары и т.д.
Лексика жаргонов отличается неустойчивостью во времени, частой сменяемостью наиболее употребительных разрядов, свободным взаимодействием с литературным языком. Лексика различных жаргонов может частично совпадать, образуя интержаргон, который может входить в более широкое употребление, сохраняя при этом заряд экспрессии, эмоциональной оценки. Например, такие просторечные слова и выражения, прокол; верняк; напортачить; стрелять; липа; тусовка; беспредел.
Случается и так, что в процессе исторического развития языка жаргонизмы проникают и в литературную речь, а их былая принадлежность к жаргонам может быть восстановлена лишь путем лингвистического анализа. Так, например, в силу своей выразительности, из нищенского жаргона пришло в наш литературный язык слово "двурушник", так называли нищего, который в толпе собирал милостыню двумя руками. А также такие слова, как:
Шпаргалка-
Накладка -
Очковтирательство -
Быть в ударе -
Особенность образования жаргона - переосмысление общеупотребительной лексики, создание ярких и выразительных метафор.
Работа 4-ей группы.
Что скрывается за сленгом 13-16-летних подростков
- Постараемся понять, что скрывается за языком и манерами некоторых учащихся нашей школы.. Для этого, во - первых, спросим ребят,
- На улице - 45%
- На дискотеке - 55%
- На улице, дискотеке и дома - 2%
- Нигде - 3%
когда они используют в своей речи сленг, а, во-вторых, обратимся за помощью к психологу.
-Итак, опрос показал, что в основном учащиеся используют в своей речи жаргоны в кругу своих друзей, на дискотеке, на улице. Некоторые ребята прибегают к ним и дома.
45%
55%
Из источников психологических наблюдений мы выяснили, что одно из отличий юношеского восприятия от восприятия взрослого - это обострённое чувство реальности, не притупленная взрослым опытом. Все новые явления, с которыми сталкивается юность, вызывает прямую, непосредственную реакцию. Тут сленг, язык, поведение - часто маска. Но можно попытаться снять эту маску и, как в сказке, за ужасным образом разглядеть неожиданно красивое лицо. Так что же скрывается за маской молодежного сленга? Давайте попытаемся разобрать несколько слов, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени отражают характер мировосприятия подростка.
"КРУТОЙ "
Это одно из ключевых понятий современной молодёжи, звучащее по-английски как "кул". Служит для выражения положительных эмоций, того, что очень хорошо, здорово. Если для взрослого человека - это качественная степень, то для молодого - вопрос "быть или не быть". Только то, что круто, имеет право на жизнь, является подлинным, стоит усилий. Для молодого человека вообще остро стоит вопрос "что такое хорошо и что такое плохо", что стоит и что не стоит никаких усилий. Стереотип крутого стяжателя и прожигателя жизни сегодня уже не привлекает, он скорее отталкивает пустотой. Сегодня "круто" быть специалистом в какой-то узкой области, например, в компьютере, играх и т.д. Важно быть действительно умеющим, знающим, понимать что-то. Уходит в прошлое представление о крутости, когда было достаточно "казаться". Сегодня для молодого человека необходимо "быть".
"ТУСОВКА"
психологи давно заметили характерную особенность подросткового возраста: потребность в общении, группировании, взаимодействии. Их девиз "Где угодно и как угодно - но только вместе". Тут можно выделить по ведущему типу деятельности определенные этапы взросления:
от 3 до 7 лет - игра;
от 7 до 10 лет - школьная учеба;
от 10 до 16 лет - личностное общение;
от 17 до 18 лет - профессиональное самоопределение.
О чем бы взрослые ни говорили подросткам, как бы ни пытались организовать их жизнь, они должны понять, что психологически, социально и даже биологически для подростка главные приоритеты, стремления, удачи и неудачи находятся в области межличностного общения. Их тусовки взрослым кажутся бессмысленными, пустыми, тупыми, напрасной тратой времени. Но там, в этих тусовках, молодые люди реализуют свою острую потребность быть принятыми другими людьми и принятыми такими, какие они есть. Каждый молодой человек может найти себе такое место общения, где не будут, в первую очередь, пытаться его изменить. Человек пойдет туда, где нужен именно он. Это уже взрослые понимают, что общаться стоит в основном с нужными людьми.
Тусовка - это потребность ощутить, понять, что значит быть ближним. Если лишить подростка этого поиска, то, к сожалению, в скорости он согласится со взрослыми, что ближний ему тот, кто доставляет меньше всего хлопот и приносит больше выгоды, то пропадет у нашего подростка искренность общения.
"ЛОХ"
Таким прозвищем подростки наделяют всех тех, кто, по их мнению, недостоин их круга общения, т.е. является носителем неприемлемых в их среде качеств. В подростковой компании нередко присутствует некий "козёл отпущения"Его роль дать почувствовать остальным, что есть тот, кто хуже, а значит - они лучше. Да, подросток хочет почувствовать, что он не хуже других. По крайней мере такой, как все. Но тут идет не все так гладко, как хотелось бы. Подросток остро ощущает внутренний разлад, наступающий из-за разнообразных отступлений от правды, но для него невыносимо осознать, что он является причиной своих бед. Верующему проще. Он может исповедаться в грехе, раскаяться, испросить у Бога прощения. Неверующий вынужден оставаться один на один со своим грехом, он не может от него избавиться. И тогда он перекладывает свои беды на другого, объявляя его виновником всех несчастий. Лохи есть в каждой команде, классе. К сожалению, этот образ появляется и в церковной среде, там, где кто-то забывает, что нам заповедано бороться не с человеком, а с его грехом.
- Итак, подводя итог, хочется вспомнить о том, что существует психологическая теория ценностного обмена. Согласно ей к человеку можно предъявлять требования только в том случае, если ты способен в ответ удовлетворить какие-нибудь его потребности. Иными словами, подросток будет воспринимать требования взрослых, если за ними стоит не догма "Так было и так будет", а любовь, выраженная в понимании насущных подростковых потребностей.
Роль жаргонов
Выступление 5-ой группы
- Использование жаргонных слов в официально-деловом и научном стилях совершенно недопустимо. В разговорно- бытовом стиле устного литературного языка употребление жаргонизмов выступает как экспрессивное средство, а также как средство создания пародийного эффекта. В публицистическом и литературно-художественном функциональных стилях жаргонная лексика используется для создания речевой характеристики героев, в речи автора жаргонизмы выступают как экспрессивные средства, усиливающие публицистическое или художественное воздействие, как знак принадлежности к определенным социальным или профессиональным кругам. Однако, неоправданное использование жаргонных слов приводит к снижению стилистической окраски текста, к смешению стилей и даже к выходу текста за пределы литературного языка.
3. - Существует мнение, что употребление жаргонной лексики портит язык, обедняет его. Так ли это? Ваше мнение?
- Да, нарочитое или бездумное употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь. Привлечение жаргоннизмов в художественной литературе в качестве выразительных средств требует от писателя большого мастерства, такта и чуткости.
Корней Иванович Чуковский в книге "Живой как жизнь" говорил, что жаргон не опасен для языка. Каждое новое поколение создает свой жаргон, поэтому жизнь жаргона коротка. Если человек наряду с жаргоном владеет и литературным языком, всем его богатством, то употребление жаргонной лексики не делает его речь бедной. Иное дело, если весь словарный запас человека сводится к жаргонным словечкам.
4. На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
А) Сделайте стилистическую правку, заменив жаргонное слово на его литературный синоним.
Вся новая одежда требует суперпродвинутых мозгов производителей. Мощный адреналин стекал со сцены и качал загипнотизированный зал. Недоумение нарисовалось на лицах некоторых членов российской делегации. Мальчики-менты с большим трудом сдерживали толпу. Несмотря на то что это хорошо раскрученное издание, о чём красноречиво говорит тираж, в наш город "МН" пришёл не сразу. В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов монакской династии.
Б) Оцените жаргонные слова со стилистической точки зрения.
Ты знаешь, у меня был один сон: я разговаривал с Богом. А он странный такой чувак. Похож на металлиста, с сальными волосами, в потертом на локтях свитере, очень уставший. Я проснулась совершенно офигевшая.
Я в какой-то момент поняла, что все, пора тормозить: не бегать, ходить плавно, пытаться не пахать по десять часов подряд. Мне не приходится бороться с собой, поскольку тот, кто внутри, четко контролирует ситуацию. Если он устал и я где-то переборщила - перезанималась спортом, переплавала - всё, начинается реальный колбас. Мне кажется, что я ощущаю, когда он радостно двигается и когда наоборот.
(В современной письменной коммуникации происходит неприятие высоких слов, снижение пафоса высказывания)
В) Найдите в предложениях диалектную, профессиональную и жаргонную лексику.
Недавно я дрался с двумя "Мессершмиттами -109", одного я сразу срубил.
Сбочь дороги - могильный курган.
Ученики, как говорится в бурсе, ни в зуб толкнуть.
(1- профессиональное слово срубил, что значит "сбил"; 2 - диалектизм сбочь в значении около; 3 - ни в зуб толкнуть из школьного жаргона в значении ничего не знает.)
Г) Вставьте подходящие по смыслу жаргонные слова.
Брат сказал, что ….экзамен.
Хотел пригласить на праздник гостей, да ….не позволяет.
Эта история вполне ….на сюжет для фильма-боевика.
(завалил, хибара, тянет)
Д). Приведите примеры из лексики современного русского языка, подтверждающее высказывание академика В.В. Виноградова: "Изменение словарного состава языка главным образом сводится к 3 процессам: 1-к пополнению существующего словаря новыми словами; 2-выпадению из словарного состава устаревших слов и 3 - изменению значений у ряда слов и выражений."
5. Домашнее задание: Составить словарь жаргонизмов алзамайской молодёжи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"
Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...
Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)
На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....
Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»
На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....
Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"
Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....
Статья. Уроки словесности - уроки культуры и нравственности.
Статья посвящена роли учителя-словесника в формировании и воспитании молодого поколения на уроках русского языка и литературы....
Урок по теме "Профессионализмы и жаргонизмы"
Урок начинается с подводки - небольшого стихотворения, которое будет намекать на тему урока; разбор профессионализмов и жаргонизмов, задания по теме....