Однородные члены предложения
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Детям будет полезно узнать, что однородные члены предложения — это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одной и той же части речи (хотя могут быть и разными частями речи).
Однородные члены предложения связываются между собой интонацией и сочинительными союзами. Особенно увлекательно изучать эту тему в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Однородные члены предложения. | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
главные и второстепенные члены предложения , выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же слову в предложении и связанные между собой сочинительной связью. ОДНОРОДНЫЕ - это
Например: 1.Клумбу украшали розы, гладиолусы, георгины. 2.Ни отдыхать, ни работать я не мог. 3.Позвони мне в среду или в пятницу.
Однородные члены предложения выделяются интонационно (произносятся с интонацией перечисления ), а на письме при бессоюзной связи всегда отделяются друг от друга запятыми .
Однородные члены Относятся к одному и тому же слову Отвечают на один и тот вопрос Являются одним и тем же членом предложения
Соединительными союзами Противительными союзами Разделительными союзами Однородные члены предложения соединяются Интонацией перечисления Однородные члены предложения соединяются Соединительными союзами: И; ДА; НИ-НИ;ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И Разделительными союзами: ИЛИ; ЛИБО; ТО-ТО; НЕ ТО - НЕ ТО Противительными союзами: А;НО; ДА; ЗАТО; ОДНАКО; ЖЕ
[ ] , и [ ] . [O и O] . Составьте и запишите предложения по данным схемам.
Б ) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг. В ) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами. Укажите, в каких предложениях с однородными членами неверно расставлены знаки препинания. А ) В поэзии Некрасова есть и злоба, и сарказм, и нежность, и надежда. Б ) Несутся брызги, не то тумана, не то мелких брызг. В ) Этот край богат торфом и лесом, молоком, и ягодами. Г ) Он коллекционировал как марки, так и открытки.
Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи. Расставьте знаки препинания.
Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в школу искусств или в училище живописи. Почему не поставили знаки препинания?
1.После обобщающего слова перед однородными членами - двоеточие : Около дома росли старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы.
1. Все веселит взгляд : золотая пчела на цветке, разноцветные бабочки, крылья воробья. 2. Все кругом внезапно побагровело : деревья, травы и земля. 3.Приметы осени связаны со всем : с цветом неба, с росой , туманами, с криком птиц , яркостью звездного неба. 4.Он был мастер на все руки : слесарь, столяр, плотник и даже механик. Например:
2.После однородных членов перед обобщающим словом - тире Яблони, груши, сливы – старые фруктовые деревья росли перед домом.
1.Твоя живая тишина, твои лихие непогоды, твои леса, твои луга... – все мило. 2.В лесах, на горах, у морей и у рек – повсюду мы братьев найдем. 3.От дома, от деревьев, от голубятни и от галереи – ото всего побежали далеко длинные тени. 4.И старичок, и я – мы оба веселились. Например :
3.Однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие , а после них – тире. Старые фруктовые деревья : яблони, груши, сливы – росли прямо перед домом.
1.Везде: над головой, под ногами и рядом с тобой – живет, грохочет, торжествуя свои победы, железо. 2.Все эти вещи: книги, альбомы, тюбики с красками – свалены на полу в полном беспорядке. 3.Все нужные инструменты: топоры, молотки, рубанки, отвертки – лежали на большом столе в прихожей. 4.Хочется узнать обо всем: о великих людях, о травах, о цветах, о солнце и звездах – обо всем, о чем ты еще не знаешь . Например:
1.На следующих станциях хватали все газеты центральные местные краевые. 2.Всюду на улицах в магазинах в метро обсуждали последние новости. 3.На спортивной площадке на лужайке в беседке всюду та же тишина... 4.Дети старики женщины смешались в живом потоке.
1.На следующих станциях хватали все газеты : центральные , местные , краевые. 2. Всюду : на улицах , в магазинах , в метро - обсуждали последние новости. 3.На спортивной площадке , на лужайке , в беседке - всюду та же тишина... 4.Дети , старики , женщины смешались в живом потоке.
1.Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться. 2.Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом. 3.Пахло от них яблоками и не глядеть на них было невозможно. 4.Мне стало жаль её и я решил переменить тему разговора.
1.Отовсюду веяло запахом весны и от влажной земли и от почек и от невидимой за садом реки. 2.Сжатая рожь бурьян цветы всё оживало, омытое росой и обласканное солнцем. 3.Повсюду в траве в кустах кизила в виноградниках заливались цикады. 4.Кругом всей поляны стоял и шумели листвой ели сосны и лиственные деревья.
1.Главные и второстепенные члены предложения , выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же слову в предложении и связанные между собой сочинительной связью называются однородными . 2.Однородные члены предложения выделяются интонационно (произносятся с интонацией перечисления ), а на письме при бессоюзной связи всегда отделяются друг от друга запятыми . 3. При однородных членах предложения с обобщающими словами ставится двоеточие или тире.
Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ. 5 – 9 класс. – СПб.: «САГА», «Азбука-классика», 2005 Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5 – 6 классы. – СПб: Питер Пресс, 1997 Капинос В.И., Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Цыбулько И.П. Русский язык 5-9 класс. М.: Дрофа, 2011 (ЕГЭ: шаг за шагом) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010. (Контрольно-измерительные материалы) Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5-9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"
Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...
Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...
презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...
Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.
8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....