ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
материал по русскому языку
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Тропы
| Фигуры речи (приемы)
разные виды повторов – лексический повтор, анафора, эпифора, рефрен, звукопись (ассонанс и аллитерация) |
Синтаксические средства выразительности
| Лексические средства выразительности
|
Таблица тропов с примерами
Виды тропов | Определение | Примеры |
Метафора | слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение на основании их общего признака. |
|
Метонимия
| средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности |
|
Синекдоха
| это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения |
|
Гипербола | троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления |
|
Эпитет | слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки |
|
Перифраз | замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения |
|
Аллегория
| двуплановое употребление слова, выражения или целого текста в буквальном и переносном (иносказательном) смысле |
|
Литота | образное преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. Многие фразеологизмы основаны на литоте. |
|
Ирония | употребление слова или оборота речи в противоположном значении, с целью насмешки |
|
Фигуры речи (приемы)
название | определение | примеры |
Инверсия | нарушение прямого порядка слов | Обратный: Сегодня у берега нашего бросил Прямой: Сегодня неизвестный корабль бросил свой якорь у нашего берега. |
Анафора | Единоначатие (повторение слов и словосочетаний в начале предложения) | Берегите друг друга, |
Эпифора | повторение слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте). | Милый друг, в этом тихом доме |
Рефрен | повторение строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения. | Жди меня, и я вернусь. |
Парцелляция | намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков. Парцелляция делит предложение на несколько частей. Такая фигура речи часто создает ощущение прерывистости. | Товарища в беде не поддержать, |
Многосоюзие | намеренное увеличении количества союзов в строке или предложении. | И ароматы… и движенье, |
Градация | расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака | Тишина накрывала, наваливалась, поглощала. |
Антитеза (контраст) | сопоставление, противопоставление противоположных понятий | Волос длинный - ум короткий. |
Риторические конструкции: восклицания Риторический вопрос Риторическое обращение | условные конструкции, выражающие сильные эмоции. | И скучно и грустно, и некому руку подать «Русь, куда несешься ты?» - обращение «Друзья мои, прекрасен наш союз…»- обращение |
Звукопись: Ассонанс Аллитерация
| это применение фонетических (то есть звуковых) приемов для усиления выразительности речи повторение главных звуков повторение согласных звуков | Били копыта. Быстро лечу я по рельсам чугунным |
Параллелизм | Фигура речи,проявляющаяся в идентичных по синтаксису (устройству) предложения. | Око зрит — невидимейшую даль, это когда для построения нескольких предложений используется один «шаблон» |
Оксюморон | Сочетание контрастных,несовместимых по смыслу слов | О,как мучительно тобою счастлив я |
Лексический повтор | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания | Озера кругом, озера глубокие. |
Композиционный стык (лексический повтор) | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. | Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Однородные члены предложения | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста | Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. |
Эллипсис (неполное предложение | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
Вопросно-ответная форма | - И сколько это будет продолжаться? — Жди. Просто жди. | |
Обращения | ||
Вводные слова |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | ||
Антонимы | . Слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению | И Смерть и Жизнь – родные бездны: Они подобны и равны (Д.С. Мережковский); Рухнула штукатурка в нижнем этаже. Нервы – большие, маленькие, многие! – скачут бешеные, и уже у нервов подкашиваются ноги! (В.В. Маяковский) |
Контекстные (контекстуальные) антонимы | Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте. | Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин) |
Синонимы | Слова, относящиеся к одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению. | Почему всегда пишут о человеке – худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Многие думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой, – и мало ли какие ещё. (К.И. Чуковский) |
Контекстные (контекстуальные) синонимы | Слова, которые являются синонимами только в данном тексте. | Полный месяц встал над лугом Неизменным дивным кругом, Светит и молчит. Бледный, бледный луг цветущий, Мрак ночной, по нём ползущий, Отдыхает, спит. Жутко выйти на дорогу: Непонятная тревога Под луной царит. Хоть и знаешь: утром рано Солнце выйдет из тумана, Поле озарит, И тогда пройдёшь тропинкой, Где под каждою былинкой Жизнь кипит. (А.А. Блок) Поэт использует следующие синонимические ряды: для описания ночи – месяц, луна, мрак, туман; молчит, спит, отдыхает; для описания дня – жизнь, солнце; озарит, кипит. Это контекстуальные синонимы, так как только в данном тексте они являются словами, близкими по значению. |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу и значению. Это почти всегда яркие, образные выражения. Фразеологизмы являются важным экспрессивным средством языка, используемым писателями. | С лёгким сердцем – ‘в приподнятом настроении, спокойно’; Ноев ковчег – ‘переполненное помещение’; Сквозь землю провалиться – ‘исчезнуть куда угодно’; До мозга костей – ‘настоящий, истинный, законченный’; Не за горами – ‘в ближайшем будущем’. Её привлекала в нём ребячливость, склонность увлекаться очертя голову, рыцарство, ироническое отношение к самому себе. (К.Г. Паустовский); Я полагаю со своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен на душу, это самая красная цена! (Н.В. Гоголь) |
Диалектизмы | Слово или выражение, используемое жителями определённой местности. | Хата, кочет, бурак, крынка, торба. На бричке сидела Дарья, закутанная в зипун домашней валки. (М.А. Шолохов) Зипун – верхняя мужская одежда из овчины. Григорий обогнал табун рысью. Тяжело подбежал к базу, воротца хворостяные отворил. (М.А. Шолохов) Баз – казачий, двор; жилой дом с примыкающими надворными постройка и угодьями. |
Неологизмы | Новые слова и выражения, появившиеся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданные поэтом для усиления выразительности речи. | Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря… (И.А. Бродский); О, рассмейтесь, смехачи! (В. Хлебников); Эти / сегодня / стихи и оды, / в аплодисментах / ревомые ревмя, / войдут / в историю / как накладные расходы / на сделанное / нами – / двумя или тремя. (В.В. Маяковский) |
Устаревшие слова | Это слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы и понятия, которые они обозначали, вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: АРХАИЗМЫ и ИСТОРИЗМЫ. | |
Архаизмы | Устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия. | Ланиты, десница, очи, бренный, чело, выя, ветрило. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он… (А.С. Пушкин) |
Историзмы | Слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия. | Аршин, судный поединок, кафтан, городовой, дьяк, опричнина, булава, аршин, дилижанс, крепостной. Как ныне сбирается вещий Олег / Отмстить неразумным хозарам… (А.С. Пушкин) |
Просторечные слова | Нелитературная разновидность лексики русского языка. Просторечные слова не закреплены (как диалекты) за определённой территорией. | Болтовня, деляга, хаханьки (‘смешки’), бедняга, башка, обормот, сачок (‘лентяй’) |
Разговорные слова | Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости. | Имена существительные: окошко, непоседа, раздевалка, чушь, шумиха и др. Имена прилагательные: дотошный, мудрёный, нынешний, долговязый и др . Глаголы: ютиться, выкрутиться, вздремнуть, жадничать, чудить и др. Наречия: вприкуску, помаленьку, хорошенько, чуточку и др. Местоимения: этакий и др. Союзы: да и (в значении ‘если’), то ли и др. Частицы: вот как, как же, чуть ли не и др. Междометия: вот тебе и раз, вот тебе на, эге и др. |
Термины | Названия специальных понятий науки, искусства, техники, сельского хозяйства. Термины часто искусственно созданы на основе латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем, что они, как правило, однозначны и не имеют синонимов, то есть каждому термину в идеале соответствует только одно понятие данной науки и каждое слово-термин имеет строгое определение, зафиксированное в специальных терминологических словарях. | Предикат, тычинка, ассимиляция, алалия, архетип, морфема, квантовая теория, монокультура |
Профессионализмы | Полуофициальные и неофициальные слова, употребляющиеся людьми определённой профессии применительно к предметам и понятиям соответствующей сферы жизни. Профессионализмы бывают исключительно в устной речи людей данной профессии и не входят в литературный язык. | Баранка – руль у шофёров. …К тебе явлюся я; увижу сей дворец, / Где циркуль зодчего, палитра и резец / Учёной прихоти твоей повиновались / И, вдохновенные, в искусстве состязались. (А.С. Пушкин) |
Канцеляризмы | Это слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем. Отрицательная роль канцеляризмов в том, что в других стилях они создают речевые штампы, избитые выражения, готовые шаблоны. | Рассмотреть под углом зрения; нацелить внимание на выполнение задач; поставить вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка
Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...
Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"
Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...
Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)
Цели:1) повторить изобразительно-выразительные средства языка (термины, употребление);2) тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".
Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...
урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"
Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...
Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»
Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена для учащихся 10 (11) классов об...