ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
материал по русскому языку

Ольнева Наталья Юрьевна

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tropy_tablitsa_2.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Тропы  

     

  • Метафора
  • Олицетворение
  • Сравнение
  • Эпитет
  • Гипербола
  • Литота
  • Метонимия
  • Оксюморон

Фигуры речи (приемы)

  • Параллелизм
  • антитеза
  • инверсия
  •  риторические вопросы, обращения и восклицания
  • Парцелляция
  • многосоюзие

           разные виды повторов – лексический повтор, анафора, эпифора, рефрен, звукопись  (ассонанс и аллитерация)

Синтаксические средства выразительности

  • Ряды однородных членов
  • Вводные слова
  • Неполные предложения
  • Обращение
  • Восклицательные и вопросительные предложения

Лексические средства выразительности

  • Фразеологизм
  • Синонимы
  • Контекстные синонимы
  • Антонимы
  • Контекстные антонимы
  • Термины
  • Архаизмы
  • Неологизмы
  • Диалектизмы

Таблица тропов с примерами

Виды тропов

Определение

Примеры

Метафора

слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение на основании их общего признака.

  • Жужжало подобно пчеле;
  • Завертелся волчком;
  • Крутится как белка в колесе.
  • (РАЗВЕРНУТАЯ) «Вскормленные речевой лебедой и мякиной, учителя в свой черед питают той же сухомяткой черствых и мертвых словес все новые поколения ни в чем не повинных детишек»

Метонимия

 

средство, в основе которого лежит замена одного слова другим на основе смежности

  • Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;
  • Я съел уже три тарелки;
  • Его перо любовью дышит (А.С. Пушкин)

Синекдоха

 

это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения

  • Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)

Гипербола

троп, основанный на чрезмерном преувеличении размера, силы, значения изображаемого явления

  • Я уже три часа тебя жду!
  • Сто лет не виделись;
  • Реки крови;
  • Море пшеницы.

Эпитет

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки

  • Красное солнышко садится за линию горизонта;
  • Горькая доля;
  • Красна девица;

Перифраз

замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

  • Царя зверей (о льве);
  • Голубая планета (Земля);
  • Стальное полотно (железная дорога).

Аллегория

 

двуплановое употребление слова, выражения или целого текста в буквальном и переносном (иносказательном) смысле

  • Ты настоящий осел (о глупости);
  • Весы – правосудие;
  • Сердце – любовь.

Литота

образное преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого. Многие фразеологизмы основаны на литоте.

  • Мальчик с пальчик;
  • Силы как у комара;
  • Мужичок с ноготок.

Ирония

употребление слова или оборота речи в противоположном значении, с целью насмешки

  • Всю жизнь об этом мечтал!
  • Люблю как собака палку;

Фигуры речи (приемы)

название

определение

примеры

Инверсия 

нарушение прямого порядка слов

Обратный:

Сегодня у берега нашего бросил
Свой якорь досель неизвестный корабль.

Прямой:

Сегодня неизвестный корабль бросил свой якорь у нашего берега.

Анафора 

Единоначатие (повторение слов и словосочетаний в начале предложения)

Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте

Эпифора

 повторение слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).

Милый друг, в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти покоя в 
тихом доме
Возле мирного огня.

Рефрен

 повторение строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения.

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
<…>
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.

Парцелляция

намеренное расчленение связного текста на несколько пунктуационно и интонационно самостоятельных отрезков.

Парцелляция делит предложение на несколько частей. Такая фигура речи часто создает ощущение прерывистости. 

Товарища в беде не поддержать,
Во чьё-то горе обратить забаву,
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой…

Многосоюзие

намеренное увеличении количества союзов в строке или предложении.

И ароматы… и движенье,
И шум, и блеск, и красота –
Зелёный бал — воображенья
Едва рождённая мечта…

Градация 

расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака

Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.

Антитеза (контраст)

 сопоставление, противопоставление противоположных понятий

Волос длинный - ум короткий.

Риторические конструкции: восклицания

 Риторический вопрос

 Риторическое обращение

 условные конструкции, выражающие сильные эмоции.

И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
     А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
     А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
     И радость, и муки, и все там ничтожно… -
вопросы и восклицания

«Русь, куда несешься ты?» - обращение

«Друзья мои, прекрасен наш союз…»- обращение

Звукопись:

Ассонанс

Аллитерация

 

это применение фонетических (то есть звуковых) приемов для усиления выразительности речи

повторение главных звуков

повторение согласных звуков

Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.  

Быстро лечу я по рельсам чугунным
Д
умаю думу свою

Параллелизм

Фигура речи,проявляющаяся в идентичных по синтаксису (устройству) предложения.

Око зрит — невидимейшую даль,
Сердце зрит — невидимейшую связь.
Ухо пьет — неслыханнейшую молвь.

это когда для построения нескольких предложений используется один «шаблон» 

Оксюморон

Сочетание контрастных,несовместимых по смыслу слов

О,как мучительно тобою счастлив я

Лексический повтор

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Озера кругом, озера глубокие.

Композиционный стык (лексический повтор)

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Однородные члены предложения

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Эллипсис (неполное предложение

Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста

Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

Вопросно-ответная форма

 - И сколько это будет продолжаться?

— Жди. Просто жди.

Обращения

Вводные слова

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Антонимы

. Слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению

И Смерть и Жизнь – родные бездны:

Они подобны и равны (Д.С.

Мережковский);

Рухнула штукатурка в нижнем

этаже.

Нервы –

большие,

маленькие,

многие! –

скачут бешеные,

и уже

у нервов подкашиваются ноги!

(В.В. Маяковский)

Контекстные (контекстуальные) антонимы

Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.

Они сошлись. Волна и каменьстихи и прозалёд и пламень не столь различны меж собой. (А.С. Пушкин)

Синонимы

Слова, относящиеся к одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению.

Почему всегда пишут о человеке – худой, а не сухопарый, не худощавый, не тщедушный, не тощий? Почему не стужа, а холод? Многие думают, что девушки бывают только красивые. Между тем они бывают миловидные, хорошенькиепригожиенедурные собой, – и мало ли какие ещё. (К.И. Чуковский)

Контекстные (контекстуальные) синонимы

Слова, которые являются синонимами только в данном тексте.

Полный месяц встал над лугом

Неизменным дивным кругом,

Светит и молчит.

Бледный, бледный луг цветущий,

Мрак ночной, по нём ползущий,

Отдыхаетспит.

Жутко выйти на дорогу:

Непонятная тревога

Под луной царит.

Хоть и знаешь: утром рано

Солнце выйдет из тумана,

Поле озарит,

И тогда пройдёшь тропинкой,

Где под каждою былинкой

Жизнь кипит. (А.А. Блок)

Поэт использует следующие синонимические ряды: для описания ночи – месяц, луна, мрак, туман; молчит, спит, отдыхает; для описания дня – жизнь, солнце; озарит, кипит. Это контекстуальные синонимы, так как только в данном тексте они являются словами, близкими по значению.

Фразеологизмы

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу и значению. Это почти всегда яркие, образные выражения. Фразеологизмы являются важным экспрессивным средством языка, используемым писателями.

С лёгким сердцем – ‘в приподнятом настроении, спокойно’;

Ноев ковчег – ‘переполненное помещение’;

Сквозь землю провалиться – ‘исчезнуть куда угодно’;

До мозга костей – ‘настоящий, истинный, законченный’;

Не за горами – ‘в ближайшем будущем’.

Её привлекала в нём ребячливость, склонность увлекаться очертя голову, рыцарство, ироническое отношение к самому себе. (К.Г. Паустовский);

Я полагаю со своей стороны, положа руку на сердце: по восьми гривен на душу, это самая красная цена! (Н.В. Гоголь)

Диалектизмы

Слово или выражение, используемое жителями определённой местности.

Хата, кочет, бурак, крынка, торба.

На бричке сидела Дарья, закутанная в зипун домашней валки. (М.А. Шолохов) Зипун – верхняя мужская одежда из овчины.

Григорий обогнал табун рысью. Тяжело подбежал к базу, воротца хворостяные отворил. (М.А. Шолохов) Баз – казачий, двор; жилой дом с примыкающими надворными постройка и угодьями.

Неологизмы

Новые слова и выражения, появившиеся в связи с возникновением нового предмета (явления) или созданные поэтом для  усиления выразительности речи.

Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря… (И.А. Бродский);

О, рассмейтесь, смехачи! (В. Хлебников);

Эти / сегодня / стихи и оды, / в аплодисментах / ревомые ревмя, / войдут /  в историю / как накладные расходы / на сделанное / нами – / двумя или тремя. (В.В. Маяковский)

Устаревшие слова

Это слова, которые не используются в повседневной речи человека, потому что предметы и понятия, которые они обозначали, вышли из употребления или у данных предметов появились современные синонимы. Устаревшие слова делятся на две группы: АРХАИЗМЫ и ИСТОРИЗМЫ.

Архаизмы

Устаревшие названия существующих и в современности явлений и понятий, для обозначения которых возникли другие, современные названия.

Ланиты, десница, очи, бренный, чело, выя, ветрило.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими, как сон,

Моих зениц коснулся он… (А.С. Пушкин)

Историзмы

Слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия.

Аршин, судный поединок, кафтан, городовой, дьяк, опричнина, булава, аршин, дилижанс, крепостной.

Как ныне сбирается вещий Олег / Отмстить неразумным хозарам… (А.С. Пушкин)

Просторечные слова

Нелитературная разновидность лексики русского языка. Просторечные слова не закреплены (как диалекты) за определённой территорией.

Болтовня, деляга, хаханьки (‘смешки’), бедняга, башка, обормот, сачок (‘лентяй’)

Разговорные слова

Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости.

Имена существительные: окошко, непоседа, раздевалка, чушь, шумиха и др.

Имена прилагательные: дотошный, мудрёный, нынешний, долговязый и др .

Глаголы: ютиться, выкрутиться, вздремнуть, жадничать, чудить и др.

Наречия: вприкуску, помаленьку, хорошенько, чуточку и др.

Местоимения: этакий и др.

Союзы: да и (в значении ‘если’), то ли и др.

Частицы: вот как, как же, чуть ли не и др.

Междометия: вот тебе и раз, вот тебе на, эге и др.

Термины

Названия специальных понятий науки, искусства, техники, сельского хозяйства. Термины часто искусственно созданы на основе латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем, что они, как правило, однозначны и не имеют синонимов, то есть каждому термину в идеале соответствует только одно понятие данной науки и каждое слово-термин имеет строгое определение, зафиксированное в специальных терминологических словарях.

Предикат, тычинка, ассимиляция, алалия, архетип, морфема, квантовая теория, монокультура

Профессионализмы

Полуофициальные и неофициальные слова, употребляющиеся людьми определённой профессии применительно к предметам и понятиям соответствующей сферы жизни. Профессионализмы бывают исключительно в устной речи людей данной профессии и не входят в литературный язык.

Баранка – руль у шофёров.

…К тебе явлюся я; увижу сей дворец, / Где циркуль зодчего, палитра и резец / Учёной прихоти твоей повиновались / И, вдохновенные, в искусстве состязались. (А.С. Пушкин)

Канцеляризмы

Это слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем. Отрицательная роль канцеляризмов в том, что в других стилях они создают речевые штампы, избитые выражения, готовые шаблоны.

Рассмотреть под углом зрения; нацелить внимание на выполнение задач;

поставить вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С русским языком можно творить чудеса, или Изобразительно-выразительные средства русского языка

Конспект урока по русскому языку в 5 класс, раздел "Повторение" (УМК С.И. Львова, В.В. Львов), рассчитан на 2 часа...

Урок русского языка в 10 классе "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка"

Урок предназначен для учащихся 10 класса в рамках подготовки к ЕГЭ (задание В-8)...

Урок русского языка в 11 классе «Изобразительные и выразительные…» (Обобщение изученного об изобразительно-выразительных средствах языка. Подготовка к ЕГЭ, часть В8)

Цели:1)  повторить изобразительно-выразительные средства языка  (термины, употребление);2)  тренировать умение находить тропы и стилистические фигуры в тексте, готовить учащихся к...

Урок русского языка в 9 классе. Тема урока "Изобразительно-выразительные средства языка".

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка лингвистического анализа текста с элементами интеграции.Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии личностно-ориентиров...

урок русского языка в 10 классе по теме "Изобразительно - выразительные средства языка"

Урок содержит богатый дидактический материал, объединенный одной темой. Готовит учащихся к выполнению задания В-8...

Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции»

Авторская программа элективного курса по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства русского языка как средство выражения авторской позиции» составлена  для учащихся 10 (11) классов об...