Открытый урок русского языка для 8 класса Однородные члены предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тема: «Однородные члены предложения?»
Разработана учителем русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ№16
Баженовой Ириной Александровной
Технология проблемного обучения.
Методы: постановка проблемного вопроса, работа в группах, работа с текстом, слово учителя.
Вид урока: проблемно-обобщающий.
Отличительные признаки:
- учитель подводит детей к формулированию проблемы, проблемного вопроса;
- в ходе урока учитель предлагает пути решения проблемы.
Цель урока: создать условия для обобщения сведений об однородных членах предложения, полученных ранее.
Задачи:
Образовательная: анализ текстов с целью повторения, закрепления и обобщения знаний, полученных ранее по теме однородные члены предложения.
Воспитательная: воспитание понимания, отзывчивости, толерантности, привитие любви к родному слову.
Развивающая: развивать логическое мышление детей, речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения, умение анализировать текст, навыки самостоятельной работы и работы в группе.
Оборудование: презентация, запись музыки, материал для рефлексии в начале и в конце урока, оформленная доска, листы оценивания, инструкции, карточки с текстами, таблички с названиями групп.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Проблема: понятие об однородных членах предложения.
Проблемный вопрос: что мы помним об однородных членах предложения?
Варианты решения:
- Главные признаки однородных членов предложения.
- Способы соединения и знаки препинания при однородных членах предложения.
- Однородные члены предложения в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhenova_i.a._otkrytyy_urok_odnorodnye_chleny_predlozheniya.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе
Тема: «Однородные члены предложения?»
Разработана учителем русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ№16
Баженовой Ириной Александровной
Технология проблемного обучения.
Методы: постановка проблемного вопроса, работа в группах, работа с текстом, слово учителя.
Вид урока: проблемно-обобщающий.
Отличительные признаки:
- учитель подводит детей к формулированию проблемы, проблемного вопроса;
- в ходе урока учитель предлагает пути решения проблемы.
Цель урока: создать условия для обобщения сведений об однородных членах предложения, полученных ранее.
Задачи:
Образовательная: анализ текстов с целью повторения, закрепления и обобщения знаний, полученных ранее по теме однородные члены предложения.
Воспитательная: воспитание понимания, отзывчивости, толерантности, привитие любви к родному слову.
Развивающая: развивать логическое мышление детей, речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения, умение анализировать текст, навыки самостоятельной работы и работы в группе.
Оборудование: презентация, запись музыки, материал для рефлексии в начале и в конце урока, оформленная доска, листы оценивания, инструкции, карточки с текстами, таблички с названиями групп.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Проблема: понятие об однородных членах предложения.
Проблемный вопрос: что мы помним об однородных членах предложения?
Варианты решения:
- Главные признаки однородных членов предложения.
- Способы соединения и знаки препинания при однородных членах предложения.
- Однородные члены предложения в устной и письменной речи.
Оптимальный вариант: 3+1+2
Чтобы правильно использовать однородные члены предложения в устной и письменной речи, нужно знать их главные признаки, способы соединения и правила постановки знаков препинания при однородных членах.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
| |||||
1. Организационный момент. | Звучит фонограмма. 1 слайд – анимация. - Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке русского языка и приглашаю вас на зимний, снежный урок. Загадочный месяц – декабрь. С самого его начала мы начинаем ждать чудо, сказку. Перед вами коробочки, я предлагаю открыть их. Выберите снежинку того цвета, которая отражает ваши ожидания (2 слайд): Розовая – я ожидаю интересного урока; Зелёная – я думаю, что полученные знания будут для меня полезны; Синяя – думаю, что у меня могут остаться вопросы. Спасибо, мы увидели ваше настроение, сложите их обратно. Предлагаю начать урок с чтения стихотворения К.Бальмонта «Снежинка» (3 слайд): Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится. - Скажите, что помогло автору стихотворения нарисовать картину? Какие определения использует автор? Какие изобразительные средства присутствуют в тексте? - Объясните, почему в данном тексте таким образом проставлены запятые? Какую синтаксическую конструкцию использовал автор, чтобы охарактеризовать снежинку? Чем осложнено предложение? | Приветствуют, занимают свои места. Выбирают снежинку соответствующего цвета, рефлектируют. Называют определения из текста Называют изобразительные средства Объясняют постановку знаков препинания. Говорят, что использует ОЧП. | Выразительное чтение Анализ стихотворения | Личностные: самоопределение. Предметные: анализ текста. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Метапредметные: анализ текста. | Проанализировали стихотворение |
2. Актуализация темы. Целеполагание. Постановка проблемного вопроса. | - О чём мы сегодня будем с вами говорить? - Цель нашего урока? - Какая проблема перед нами поставлена? Проблемный вопрос: что мы помним об однородных членах предложения? (4 слайд) | Называют тему урока. Называют цель урока. Обозначают проблему. | Беседа Постановка проблемного вопроса | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные: целеполагание. Логические: формулирование проблемы. Общеучебные: самостоятельное выделение познавательной цели. | Назвали тему урока. Обозначили цель урока. Поставили проблемный вопрос. |
| |||||
3. Повторение и закрепление материала. 1 задание: | - Вам предстоит работа в группах: 1 группа – «Северное сияние»; 2 группа – «Морозное утро»; 3 группа – «Первый снег». В каждой группе определён диспетчер. Отметки по итогам выполнения задания вам будут выставлены диспетчерами (назначаются диспетчеры). Листы оценивания и инструкции на ваших рабочих столах. - Диспетчер распределяет обязанности. В группе у каждого будет своя функция. Участникам группы необходимо проанализировать полученный текст (алгоритм анализа представлен на 5 слайде): 1. Подобрать примеры ОЧП в тексте (не менее пяти). 2. Обозначить, чем выражены выделенные ОЧП. 3. Определить синтаксическую роль ОЧП. 4. Составить схему постановки знаков препинания при ОЧП. 5. Сделать вывод об ОЧП. Ответы оформляете на отдельных листах (подписаны: «Лист ответа на задание №1»). - Ребята, подумайте, как эффективнее организовать работу вашей группы? (работать по цепочке). Каждой группе предлагается текст о зиме, снеге и т.д., который они должны проанализировать. После выполнения работы: - Итак, вы выполняли одно задание, но тексты у вас были разные. Исходя из результатов выполнения задания, какой вывод мы можем сделать об ОЧП? (отвечают на один вопрос, выполняют одну синтаксическую функцию, могут быть и главные, и второстепенные). Оформленные листы ответов на задание №1 размещаются на боковой доске. - Отметьте результат своей работы в индивидуальных листах. Диспетчер выставляет отметку каждому участнику группы в оценочных листах группы. | Работа в группах с текстами по заданию. После того как работа выполнена, представляют вывод об ОЧП. Отметку за работу выставляет диспетчер в оценочный лист. Каждый учащийся ведёт лист самооценивания. | Работа в группах с текстами | Предметные: анализ текста Коммуникативные: обобщение результатов деятельности. Регулятивные: планирование, составление алгоритма; контроль, оценка, коррекция. Логические: решение задания, построение логической цепи рассуждений, доказательство. | Проанализировали текст Сделали вывод |
2 задание: | - Вам предстоит работа с деформированным текстом. (6 слайд) - Предлагаю вам тексты, в которых пропущены ОЧП. Ваша задача дописать возможные ОЧП. Если у вас возникнут трудности, предлагаю воспользоваться кратким словариком, в котором слов больше, чем нужно вставить. После выполнения работы зачитывают полученные варианты, объясняют постановку знаков препинания при ОЧП. - Вы достаточно проанализировали предложений, скажите, каким образом могут соединяться ОЧП? (перечислительной интонацией, сочинительными союзами). - Отметьте результат своей работы в индивидуальных листах. Диспетчеры, не забываем внести отметки в оценочный лист. ВЫКЛЮЧАЕТСЯ ПРОЕКТОР. ОТЛОЖИТЕ ЛИСТЫ С ВЫПОЛНЕННЫМИ ЗАДАНИЯМИ и ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ! | Работают с деформированным текстом. Делают вывод Вносят отметки в оценочный лист | Работа с деформированным текстом. | Предметные: восстановление деформированного текста. Коммуникативные: сотрудничество в решении лингвистической задачи, обоснование выводов. | Дописали ОЧП в деформированный текст. Прочитали его. Сделали вывод о способах связи ОЧП. |
| |||||
Учитель принимает участие: - А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели – вновь за дело! | Выполняют физические упражнения | Личностные: забота о своём здоровье. | Выполнили физические упражнения | ||
| |||||
3 задание: | - Ребята, мы с вами уже выяснили главные признаки однородных членов предложения, способы из соединения, правила постановки знаков препинания при ОЧП. - Скоро новый год, поэтому предлагаю вам написать текст-пожелание другой группе, в котором вы обязательно должны использовать однородные члены предложения. Для составления текста используйте листы ответа на задание №3. | Составляют тексты-пожелания, после выполнения зачитывают полученные варианты. | Работа над составлением текстов | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Личностные: Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Составили тексты-пожелания, зачитали их группам |
Обращение к проблемному вопросу. Конструирование оптимального варианта решения проблемы. | - Какая проблема была обозначена в начале урока? (Что мы помним об однородных членах предложения?) - Каким будет оптимальный вариант решения проблемы понятия об однородных членах? - Итак, оптимальный вариант решения проблемы: чтобы правильно использовать однородные члены предложения в устной и письменной речи, нужно знать их главные признаки, способы соединения и правила постановки знаков препинания при однородных членах. | Работают с вариантами, представленными на доске, обсуждают в группах, предлагают оптимальный вариант: 3+1+2 | Беседа, обсуждение вариантов | Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: смыслообразование. | Ответили на проблемный вопрос |
| |||||
Домашнее задание | - Думаю, что пришло время записать домашнее задание. Выберите то, которое вы считаете для себя наиболее подходящим, запишите его себе в дневник: 1) Выписать 4 предложения из художественной литературы с однородными членами; 2) упр. 225, списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения. | Выбирают д/з. Записывают его в дневник. | Личностные: самоопределение. Метапредметные: составление монологической речи. | Выбрали д/з, записали. | |
Рефлексия | Звучит фонограмма. - Вы помните с чего начался урок? Предлагаю снова заглянуть в наши коробочки. Совсем скоро мы будем наряжать или уже кто-то нарядил новогоднюю ёлку. Нам я предлагаю сделать то же самое. Возьмите снежинку или снежинки подходящего вашему настроению цвета: Розовая – урок был интересный; Зелёная – полученные знания полезны; Синяя – к сожалению, у меня остались вопросы. Прикрепите её к ёлке. - В свою очередь, я хочу прикрепить свою снежинку. - Посмотрите, какая красавица у нас получилась. Я думаю, что такое настроение у вас останется надолго. - Всем хорошего настроения! Спасибо за урок! | Выбирают снежинку по цвету. Прикрепляют к ёлке. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. | Рефлексия |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ №1
1. Прочитайте текст.
2. Выберите из текста 5 примеров рядов однородных членов предложения.
3. Определите синтаксическую роль однородных членов предложения.
4. Обозначьте часть речи, которой они являются.
5. Составьте схемы однородных членов предложения.
6. Ответы запишите на отдельный лист.
7. Какой вывод вы можете сделать об однородных членах предложения на основе проделанной работы? Запишите ответ на лист, на котором выполняли задание.
8. Когда задание будет выполнено, возьмитесь за руки и поднимите их вверх три раза.
ТЕКСТЫ К ЗАДАНИЮ №1
1.Снежинка... Такая холодная и красивая! Ее жизнь - мгновенье, дунул на нее и все! Она крутится в этой снежной кутерьме, пытается жить, но, опустившись на землю, тает... Ах, как коротка ее жизнь, без событий, историй, она всего лишь вода и всё - уже никто. Она красива, но ее красота - это секунды, секунды сладости жизни, секунды любви, которой она не в силах передать любви к окружающим. Она холодна снаружи. Очень холодна, она не может быть горяча и тепла, хотя очень хочет жить, резвиться и радоваться, но ее попытки... Ах, снежинка, сколько ты переносишь в последние секунды своей жизни. Страх, уныние, горечь обиды, ненависть к окружающему холодному миру, который не в силах тебя спасти. Ты падаешь и превращаешься в воду, которая дает жизнь траве и цветам, ты умираешь во благо, ты холодна, но ты умеешь любить и быть любимой!
2.Сегодня с утра пошел хлопьями настоящий снег. До этого с неба сыпалась мелкая и жесткая крупа, от которой было холодно и неуютно, а сегодня - снег. Он, нарядный и радостный, мгновенно прикрыл дворы и создал праздник. В морозном воздухе, задумавшись, опускаются снежинки. Деревья протягивают им навстречу руки-ветки, насобирав, тяжело опускают их к земле. Дома вокруг моего двора стали чопорными и торжественными, им зима надела шапки, не забыла прикрыть и жестяные мрачные карнизы окон и подъездов. Из-за снега вечер стал светлее и беззащитнее. Фонари над подъездом обиженно и близоруко уставились в пространство, снег залепил им глаза — не подсматривайте. Из соседнего подъезда выскочил ротвейлер и... растерялся, а затем, как безумный, бросился бороздить двор. Тут же выбежал хозяин собаки... остановился и сказал: «Здравствуй, снег!»
3. Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, кусты и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. Красны, ясны и тихи короткие зимние дни, похожие, как две капли воды, один на другой, а как-то невесело, беспокойно становилось на душе, да и народ приуныл. Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот, наконец, пошли косички по небу… Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ №2
1. Прочитайте текст.
2. На место пропусков впишите подходящие по смыслу однородные члены предложения.
3. Если есть затруднения, можете воспользоваться кратким словарём.
4. Подготовить выразительное чтение текста.
5. Когда задание будет выполнено, возьмитесь за руки и поднимите их вверх три раза.
6. Диспетчер зачитывает полученный текст.
ТЕКСТЫ К ЗАДАНИЮ №2
Для группы «Северное сияние»
Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. ….., ….. сосны спят. Синеватые тени их стройных стволов лежат на ….. и ….. сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то ….. и ….., перелетая с дерева на дерево, пёстрый дятел. Рябчик с шумом ….. с ветки, ….. в лесной глубине.
Краткий словарик:
Зимний, недвижный, тихий, высокий, длинный, нетронутый, грязный, белый, серый, застучал, вспорхнул, вскрикнул, сорвался, полетел, скрылся.
Для группы «Морозное утро»
На дворе было светло, хотя …., ….. солнце ещё не всходило; замёрзшие на оконных стёклах ледяные узоры –…., …., ….. – окрасились в ….. и ….. цвет утренней зари. День обещал быть ….. и ……
Краткий словарик:
Яркий, зимний, тусклый, снежинки, ёлочки, цветочки, пальмы, голубой, розовый, яркий, чудесный, ясный, снежный, морозный, плохой.
Для группы «Первый снег»
В ….., ….. день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. ….. и ….. сугробы лежат под деревьями. Над ….. и ….. тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы ….., ….. берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты тёмно-зелёные ветви елей.
Краткий словарик:
Морозный, зимний, грустный, тихий, чистый, белый, глубокий, извилистый, лесной, большой, молодой, белый, красивый.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДИСПЕТЧЕРА
1. При выполнении первого задания определяет:
Кто выполняет? | |
Подбирает 5 примеров однородных членов из текста | |
Обозначает, какими частями речи могут быть выражены однородные члены | |
Определяет, какими членами предложения являются | |
Составляет схемы однородных членов | |
Делает вывод, записывает его на листе ответа |
2. При выполнении задания 2 редактирует полученный вариант, зачитывает полученный текст.
3. При выполнении задания 3 корректирует текст, определяет учащегося, который будет представлять полученный вариант.
3. Выставляет отметку каждому члену группы после выполнения КАЖДОГО задания и работу в целом.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ_____________________________
№ | Ф.И. члена группы | Отметка за выполнение задания 1 | Отметка за выполнение задания 2 | Отметка за выполнение задания 3 | Отметка за работу на уроке |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 |
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Ф.И.___________________________________________
Поставьте знак «V» в колонке, которая соответствует вашей отметке.
«5» | «4» | «3» | |
За выполнение задания 1 ставлю себе отметку… | |||
За выполнение задания 2 ставлю себе отметку… | |||
За выполнение задания 3 ставлю себе отметку… | |||
За работу на уроке ставлю себе отметку… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.
Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...
Урок по русскому языку 11 класс "Однородные члены предложения"
Урок по русскому языку 11 класс " Однородные члены предложения"...
Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения
Урок изучения и закрепления материала...
урок русского языка по теме: "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них"
на уроке использовался материал о великом писателе А. С. Пушкине....
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)
Урок -практику по теме: «Однородные члены предложения»Цели:1. Закрепить сведения об однородных членах предложения. Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с од...
Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения связанные сочинительными союзами"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, по традиционной программе, используется учебник Русский язык. 8 класс: /Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Это второй час по данной теме....
Банк индивидуальных заданий для урока русского языка по теме "Однородные члены предложения" 8 класс
Задания для закрепления темы"Однородные члены предложения" 8 класс Задания тестового характера. Могут быть использованы как проверочные работы....