Жаргонизмы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse_zhargonizmy.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Сердцева Елена Викторовна.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: Слова ограниченной сферы употребления. Жаргонизмы.

Цели урока: закрепить умение различать общеупотребительную лексику и необщеупотребительную;  нейтральные и стилистически окрашенные слова;узнать новое понятие – «жаргонизмы»;научиться отличать жаргонизмы от других слов, воспитывать любовь к родному языку.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты предметные:  знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи;

метапредметные: развитие навыков владения разными видами речевой деятельности, применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразного взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;

личностные:  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;   потребность   сохранить   чистоту   русского   языка   как   явления   национальной   культуры;   стремление   к   речевому самосовершенствованию

 Методы, приемы организации учебной деятельности: Словесный, наглядный, частично-поисковый, репродуктивный, игровой прием  «Переводчики». 

Формы обучения: Фронтальная,  работа в парах (минигруппах).

Этап урока и его цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение

Вступительное слово.

-      Долгожданный дан звонок —       Начинается урок!

- Садитесь, пожалуйста.

-Ребята, сегодня у нас открытый урок, к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу, мысленно пожелаем хорошего настроения. А я вам ещё желаю и отличных результатов.

 Запишем число, классная работа.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела науки о языке, который называется лексикологией.

Вы уже многое знаете по этой теме, поэтому с легкостью ответите на мои вопросы.

*На доске написаны слова: (земля, идти, аккорд, парнище, говорить, ступай, акварель, вестимо, баксы, синий, наждак, кент, небо, клёво, красивый)

-Как называется словарный состав языка?  Слайд 1

-Как называются слова русского языка известные всему народу? Слайд 2  

Обратите внимание, на доске написаны различные слова, назовите среди них общеупотребительные. Это слова, которые используют в речи все русские люди, ведь наша обыденная речь строится именно  из общеупотребительных слов.

- Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии? 

 найдите профессионализмы Слайд 3 

Это слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Вы знаете, люди каких профессий используют эти  слова?

-Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности? Слайд 4 

Назовите диалектизмы. Это слова которые используются в речи жителей определенной местности.

-Ребята, назовите слова, которые не вошли ни в одну названную группу? 

-Что обозначают эти слова?

-Что это за слова?   (выслушиваем ответы детей).

Такие слова называются жаргонизмами.  Слайд 5

Это и будет темой нашего урока, давайте запишем ее в тетрадь.  Слайд  6

-Сможете дать определение жаргонизмам?

-А вы используете в своей речи жаргонизмы? А для чего? Заметим, что некоторые группы людей приписывают к жаргонизмам нецензурные слова, это не верно. Мы должны всегда говорить правильно и обдуманно, придерживаясь цензуры. (Цензура — это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства и общества).

Приветствуют учителя.

 

-Лексика.

-Общеупотребительные.

Земля, идти, говорить, небо, красивый.

-Профессионализмы. Аккорд, акварель, наждак.

Слово аккорд применяют в своей профессии музыканты, акварель – художники и наждаком пользуются плотники.

-Диалектизмы. Парнище, ступай, вестимо (конечно, разумеется).

-Баксы, кент, клёво.

Баксы –доллары, кент – молодой парень, клево - хорошо

Учащиеся записывают  тему урока

-Это слова, употребляющиеся людьми, объединёнными какими-либо интересами, привычками, социальным положением.

-Чтобы проще общаться, лучше понимать друг друга.

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: понимают учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2. Действие целеполагания

  • включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
  • подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

 Давайте мы с вами обратимся к эпиграфу нашего урока. 

Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих

чувств и мыслей.                  

                                   К.И.Чуковский. Слайд 7

Ребята, глядя на эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.


Так вот, наша задача – научиться отличать слова общеупотребительные от тех, которые засоряют нашу речь.
 

-Уметь определять уместность – неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи; чтобы не засорять наш язык, мы должны всегда думать, о чем мы говорим

Коммуникативные УУД

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

3.Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

  • обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания

4. Включение изученного в систему знаний.

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

-Давайте прочитаем определение слова жаргонизмы. Слайд 8

 Один ученик зачитывает определение.

Записываем его в тетрадь для терминов.

Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определенной социальной или возрастной средой.

-Что общего у жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов?

Интересно, какими жаргонизмами пользуетесь вы в речи?

А сейчас давайте поиграем в игру: я называю вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово является жаргонизмом.
Тачка, отдохнула, общага, угрожать, машина, наехать, слинять, уйти, круто, общежитие, хорошо, телик, телевизор.

-Перед вами слова. У каждой пары будет свое задание. Итак, первая пара выпишет существительные, вторая пара глаголы и третья пара наречия.  

Слайд 9

Отвали, клево, отвянь, чувак, чел, не свисти, офигенно, прикид, базар, прикольно, заколебал, забьем, влом, халява, параллельно, понты, отстойно, обломать, нам крышка, прикинь.

/Выборочная проверка: выбирается ученик, который зачитывает свой ответ, другие сверяют свои ответы. Ошибки устраняются и объясняются./

Теперь вам нужно выявить тематические группы жаргонизмов. Опять же задание в парах. Слайд 10

Клево, предки, комп, мобила, пахан, классно, маманя, браток, телик, супер, братан, папаня, ништяк, видак, ящик.

Выборочная проверка: в каждой паре выбирается ученик, который зачитывает свой ответ, другие сверяют свои ответы. Ошибки устраняются и объясняются./

-Жаргонизмы – слова, употребляющиеся определенной социальной или возрастной группой.

-Все они относятся к необщеупотребительной лексике.

Учащиеся на слух определяют жаргонизмы и хлопают в ладоши

Существительные: чувак, чел, прикид, базар, понты, тело, копец, халява, крышка.

Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь.

Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно.

Первая параНаименование людей по родству: предки, пахан, маманя, братан, папаня.

Вторая параБытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.

Третья параСостояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы. 

Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

5. ФИЗМИНУТКА

Потуситься  нам пора,

Встанем дружно все братва,

Наши клешни разомнём

И опять строчить начнем.

Поразмяться нам пора,

Все потянемся, друзья,

Наши ручки разомнем,

И опять писать начнем.

Тихо сядем и ответим,

Какой текст здесь, ближе детям?

Какое четверостишие вам понравилось больше?

А в общем,  живой русский язык чрезвычайно многообразен и выразителен. Интересен любой пласт лексики языка, в том числе жаргонизмы. Надо лишь понимать, в какой ситуации и в общении с кем можно их употреблять. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления:  ее используют в основном среди «своих», т.е.  в общении с людьми одного социального круга, примерно одного возраста.

Первое четверостишие  можно употреблять в общении среди сверстников, но когда слова жаргонизмы употребляет в своей речи  учитель, это является не совсем уместным и режет слух. Поэтому  второй вариант нам нравится больше

6 Применение знаний и способов действий с ними (в том числе в нестандартных (творческих) ситуациях).

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

-Предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики». Слайд 11

Переведите данные слова на литературный язык:
Кореш, братан, кент, гон,
стрёмный, балдеть, клёво, училка, домашка, тыква, оттянуться, тащиться, потрещать, тормоз, балдёж, слинять, трындеть, кемарить, наехать.

Следующее задание по вариантам. Вам нужно  заменить сленг на литературный язык.

- Что такое сленг?

-Частичным синонимом слова жаргонизм, является слово сленг.

Сленг лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

Сленгом часто называют молодёжный жаргон.    В отличии от слова жаргон, слово сленг новое слово поэтому распространён главным образом среди школьников, студентов, спортсменов, военных, молодых рабочих.

Слайд 12

вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

вариант. Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

В каких ситуациях допустимо использование жаргонизмов? Может ли так говорить банкир? Ученый? Политик? Почему такие фразы далеко не везде уместны?

Действительно, жаргонное словоупотребление может служить средством речевой характеристики человека. Жаргонизмы всегда были и будут в языке. Однако они находятся за пределами литературного языка, частое их употребление говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется.

Кореш, братан – друг, приятель.
Кент – модный парень.
Гон – враньё.
Стрёмный – плохой.
Балдеть - веселиться.
Клёво – хорошо.

Училка – учительница.

Домашка – домашняя работа.

Тыква – голова.

Оттянуться, оторваться – отдохнуть.

Тащиться – восхищаться.

Потрещать – поговорить.

Тормоз – отсталый.

Балдёж – удовольствие.

Слинять – сбежать.
Трындеть  -  разговаривать 
Кемарить   -  дремать (спать, отдыхать) 
Наехать    -   Угрожать (вымогать, преследовать)

(Я восхищаюсь, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)

(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)

Ответы учащихся

Познавательные УУД

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы. 

Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

7. Домашнее задание

-Откроем дневники и запишем домашнее задание.

1.  Создать небольшой словарик жаргонизмов, которые вы  или ваши знакомые употребляют  в своей речи. (жаргонизмы со значением)

2Повторить все группы лексики ограниченного употребления

Познавательные УУД

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

8. Рефлексия

- Какой новый термин вы узнали на уроке?

- Какие слова называют жаргонизмами?

- Употребляете ли вы в своей речи жаргонизмы?

Как вы считаете нужно ли употреблять жаргонизмы в своей речи? Слайд 13

Давайте обратимся к высказываниям известных людей. 

 «Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Лев Иванович Скворцов.

А литературный критик Дмитрий Иванович Писарев  считал, что «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».

Таким образом, мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока, высказыванию  Корнея Ивановича Чуковского «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».  

Я думаю, что прежде чем что-то сказать, вы обязательно подумаете.

Оценивание

- А теперь давайте поблагодарим друг друга за проделанную работу и если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши. Спасибо за работу. До свидания.

Я считаю, что в кругу своих друзей можно иногда употреблять некоторые из них.

Но в общении со взрослыми, в общественных местах жаргоны употреблять нельзя, так как окружающие не поймут, о чем идет речь. Когда вы станете взрослыми, я надеюсь не будете говорить на «модном» языке, потому что вас сочтут за малограмотных и некультурных людей

Личностные УУД

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности(«Что было трудным? Что вызвало интерес?»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе (проектно-исследовательская деятельность учащихся). Тема:"Жаргоны и жаргонизмы".

На  уроке русского языка учащиеся исследовали такое явление нашей жизни, как жаргонизмы, подготовили проекты: истоки жаргонизмов, слова-сорняки, воровской жаргон, школьный сленг....

исследовательская работа "Молодежные жаргонизмы, сленги"

Работа кружка "Юный филолог", где проведена исследовательская работа по истории жаргонизмов и аналитическая работа употребления сленгов в молодежной среде....

Мастер- класс по теме : " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"

Мастер - класс был представлен на районном конкурсе " Учитель года - 2012"...

Презентация к мастер - классу по теме " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"

Презентация служит сопровождением к мастер-классу...

урок словесности для 10 класса "Жаргоны и жаргонизмы"

групповая исследовательская работа...

Урок "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"

Помещена разработка урока по теме "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"...

Презентация "Роль жаргонизмов в жизни человека"

Дополнитеоный материал к уроку "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова" в 6 классе...