«Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
материал по русскому языку
Выступление на районом МО учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пензенская область Городищенский район
Доклад по теме:
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность
как одно из важнейших средств повышения мотивации и
эффективности учебной деятельности»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань
Пятаева А.Р.
2023 г.
В современном мире образованный человек – это не столько человек «с дипломом» , это прежде всего человек с формированным мировоззрением, подготовленный к жизни в сложном, постоянно развивающемся обществе, способный справляться с поставленными задачами и проблемами современной культуры. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе обучения, которые помогут приобрести необходимые навыки. Считается, что внутренняя мотивация сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда ученики тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия. Потому что данный предмет или действие вызывают у них неподдельный интерес.
Одним из наиболее успешных методов повышения внутренней мотивации к учебному процессу и получению необходимых навыков является вовлеченность учащихся в учебно – исследовательскую и проектную деятельность.
Учебно – исследовательская и проектная деятельность представляет собой деятельность, направленную на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, на создание продукта, имеющего значимость для других.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ученики смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Проект как форма организации учебной деятельности – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Он должен завершиться осязаемым практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книгой .Проект может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного, эвристического, исследовательского…)
Типы проектов:
- мини – проект – может быть реализован в течение одного урока;
- краткосрочный проект – 2-3 урока + свободное время
- среднесрочный проект – 1 неделя- месяц
-долгосрочный проект – ½ года-год и более
Исследование как форма организации работы учащихся предполагает проведение определённой работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов, представление этих результатов заинтересованным в исследовании лицам, и рефлексии по поводу проведённой работы. Метод применяется только один – исследовательский.
Кроме того, проект и исследование различаются степенью социальной значимости. При выполнении проекта ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только для него, но и для ученического и даже научного коллектива.
То есть проект, как форма организации деятельности школьника отличается от исследования наличием разнообразных приёмов и методов обучения. В то же время проектная деятельность как метод обучения отличается от исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания учащегося.
Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
формирование универсальных учебных действий учащихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным действиям, целеустремлённость, готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости исследовательской и инновационной деятельности;
- развитие коммуникативной компетентности;
овладение обучающимися практико-ориентированной деятельностью при помощи:
- основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;
- методов исследования и определения конкретного результата;
развитие творческих способностей учащихся на основе:
- предметного и метапредметного, научного содержания,
- владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения различного рода задач;
- общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, представителей учреждений дополнительного и профессионального образования, исходя из видов учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Задачи направлены на создание условий, методическое обеспечение и педагогическое сопровождение, исходя из целей освоения Программы:
• в отношении обучающихся:
- обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- овладение приёмами работы с информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, реферирование);
- обучение методам творческого решения проектных задач;
- формирование умений представления результатов деятельности;
- формирование конструктивного отношения к работе, планирование своей деятельности;
Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью учащихся используются следующие принципы организации:
- доступности –
- естественности –
- наглядности или экспериментальности –
- культуросообразности
осмысленности –
- самостоятельности –
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочной деятельности:
исследовательская практика обучающихся - деятельность, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др.;
образовательные экспедиции — походы, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.
факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Из своего небольшого опыта могу добавить то ,что в 9-ом классе у нас появилась новая дисциплина «Итоговый индивидуальный проект». В течение года учащиеся работали над проектом , подготовили презентации и защитили свой проект перед комиссией .Учащиеся выбирали такие темы, которые им интересны, многие работали с увлечением, узнали много нового. В основном темы были по культуре речи: «Молодежный сленг», « Влияние интернет сленга на речевую культуру подростков", с особым интересом ребята изучали происхождение имён и фамилий одноклассников. В ходе проектной деятельности ученики не просто получают знания, они приобретают навык, позволяющим им самостоятельно получать эти знания.
Чтобы учащиеся смогли успешно защитить индивидуальный проект, нужно начинать учебно-исследовательскую и проектную деятельность с 5 ого класса .В 5-6 классах учащимся я предлагаю мини-проекты и краткосрочные проекты и исследования : происхождение имён и фамилий, названий дней недели, месяцев при изучении раздела этимология слов. По литературе можно сочинять сказки и стихи и оформить их в виде книжки. Такая деятельность развивает фантазию и творческое мышление учащихся и готовит к дальнейшей работе над проектом.
В прошлом году моя ученица 8 класса выступила на районной научно-практической конференции «Старт в науку» с исследовательской работой на тему « Роль односоставных предложений в стихотворениях Гомяра Дашкина» нашего поэта –земляка. Работая над данным исследованием, учащиеся проявляют самостоятельность, любознательность, развивают умения работы в команде, выполнять разные роли и обязанности, обмениваться информацией.
Подытоживая все вышесказанное , хочется сказать, что учебно – исследовательская и проектная деятельность является методом обучения, полностью отвечающим современной жизни, так как позволяет сделать процесс обучения ярким, увлекательным, захватывающим. Метод проектов помогает детям почувствовать себя успешными и самостоятельными, что не только повышает мотивацию к изучению дисциплины, но и успеваемость в целом.
Своё выступление хочу закончить словами великого педагога В.А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающие технологий на уроках географии как одно из условий повышения мотивации к учебной деятельности.
Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках географии....
методическая разработка на тему "Интегрированные уроки - средство повышения мотивации к учебной деятельности"
Актуальность данной проблемы продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению.Современная система образования направлена на формирование высокообразованной , интеллектуально ...
Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса
Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Игровые технологии на уроках как одно из важных условий повышения мотивации к овладению иностранным языком
Статья предназначена для учителей английского языка...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....