Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
методическая разработка
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled_d-t_povyshenie_motivatsii_2024.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Шикинова Светлана Николаевна
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по химии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?.
Я считаю, что одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектно‐исследовательскую деятельность.
Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.
Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет цель приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.
Я рассматриваю две формы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся: на уроке и во внеурочное время.
На уроке: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера, урок- эксперимент.
Химический эксперимент
Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание к предмету, к изучаемой теме с помощью хим.экспертимента.
Xимический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами, формируют практические навыки и умения.
Ведущая роль хим.эксперимента всегда была очевидна и никогда не оспаривалась.
Однако в современной школе просходит процесс вытеснения реального химического эксперимента за рамки учебного процесса, на уроках дети все реже работают с веществами.
Это связано с рядом причин:
Во-первых, с сокращением учебного времени. В связи с тем, что «важнейшими показателями качества» работы учителя являются результаты различных диагностических работ, ОГЭ и ЕГЭ, а практические умения проверяются 1 заданием в огэ , основное время отводится не исследованию явления, а заучиванию набора конкретных фактов. В лучшем случае эксперименту отводится исключительно иллюстративная роль.
Вторая причина связана с распространением видеоопытов и обучающих компьютерных программ. Замена реального эксперимента опытами в «виртуальных лабораториях» объясняется усилением чрезмерной заботы о безопасности детей.
Проектная деятельность.
Химия как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. В качестве активных форм обучения я регулярно использую метод проектов, который развивает творческое мышление у учащихся, вырабатывает определенные навыки работы с информацией и применения средств ИКТ.
Научно-исследовательская работа также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Под моим руководством учениками проводят исследования, по результатам проводимых работ создают проекты.
В своей работе использую исследовательские и информационные проекты. По количеству участников проекты могут быть как монопроекты , так и коллективные. По временной протяженности могут быть самыми разнообразными.
Разработка проекта делится на этапы.
По содержанию эти этапы можно охарактеризовать следующим образом:
1 этап – подготовительный. Учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач.
2 этап – технологический. Выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.
3 этап – заключительный. Защита проекта, публичное выступление.
Я консультирую, направляю и координирую действия учащихся. Проектная и исследовательская деятельность на уроках позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы.
В результате исследовательской деятельности учащиеся овладевают умением самостоятельно добывать новые знания и применять знания химии в реальной жизни, учатся логически мыслить.
Работа над проектами ведется по традиционному плану. Учащиеся проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов проводят на уроках обобщения или изучения нового материала.
Без презентации не проходит ни одна защита проекта.
Можно создавать межпредметные проекты.
Проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время уже доказала свою эффективность. Развитие исследовательской и проектной деятельности учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. В процессе проектной работы школьники получают опыт критического анализа, управления, рефлексии, публичного отстаивания позиций, эмоционального переживания успехов и неудач, кооперативных и конкурентных отношений. Формируется критическое и творческое мышление, обеспечивается интеллектуальное развитие школьников.
Лучшие проекты учащихся были представлены на научных конференциях разного уровня.
Можно отметить, что знания, которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, они связывают с выбором будущей профессии. Навыки, полученные в работе над проектной и исследовательской работой, помогут учащимся в будущем успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса
Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....
«Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
Мастер класс для педагогов в общеобразовательной школе...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
Выступление на районом МО учителей русского языка и литературы...