Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
методическая разработка

Шикинова Светлана Николаевна

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issled_d-t_povyshenie_motivatsii_2024.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Шикинова Светлана Николаевна

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по химии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?.

Я считаю, что одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в проектно‐исследовательскую деятельность.

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.

Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет цель приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Я рассматриваю две формы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся: на уроке и во внеурочное время.

На уроке: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера, урок- эксперимент.

Химический эксперимент

Так как химия наука не только теоретическая, но и практическая, это позволяет привлечь внимание к предмету, к изучаемой теме с помощью хим.экспертимента.

Xимический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. Учащиеся учатся наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами, формируют практические навыки и умения.

Ведущая роль хим.эксперимента всегда была очевидна и никогда не оспаривалась.

Однако в современной школе просходит процесс вытеснения реального химического эксперимента за рамки учебного процесса, на уроках дети все реже работают с веществами.

Это связано с рядом причин:

Во-первых, с сокращением учебного времени. В связи с тем, что «важнейшими показателями качества» работы учителя являются результаты различных диагностических работ, ОГЭ и ЕГЭ, а практические умения проверяются 1 заданием в огэ , основное время отводится не исследованию явления, а заучиванию набора конкретных фактов. В лучшем случае эксперименту отводится исключительно иллюстративная роль.

Вторая причина связана с распространением видеоопытов и обучающих компьютерных программ. Замена реального эксперимента опытами в «виртуальных лабораториях» объясняется усилением чрезмерной заботы о безопасности детей.

Проектная деятельность.

 Химия как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. В качестве активных форм обучения я регулярно использую метод проектов, который развивает творческое мышление у учащихся, вырабатывает определенные навыки работы с информацией и применения средств ИКТ.

 Научно-исследовательская работа также способствует повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Под моим руководством учениками проводят исследования, по результатам проводимых работ создают проекты.

 В своей работе использую исследовательские и информационные проекты. По количеству участников проекты могут быть как монопроекты , так и коллективные. По временной протяженности могут быть самыми разнообразными.

Разработка проекта делится на этапы.

По содержанию эти этапы можно охарактеризовать следующим образом:

1 этап – подготовительный. Учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач.

2 этап – технологический. Выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.

3 этап – заключительный. Защита проекта, публичное выступление.

Я консультирую, направляю и координирую действия учащихся. Проектная и исследовательская деятельность на уроках позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы.

 В результате исследовательской деятельности учащиеся овладевают умением самостоятельно добывать новые знания и применять знания химии в реальной жизни, учатся логически мыслить.

Работа над проектами ведется по традиционному плану. Учащиеся проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов проводят на уроках обобщения или изучения нового материала.

Без презентации не проходит ни одна защита проекта.

Можно создавать межпредметные проекты.

Проектная и исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время уже доказала свою эффективность. Развитие исследовательской и проектной деятельности учеников, как на уроках, так и вне их просто необходимо для того, чтобы каждый ученик делал открытие для самого себя, а затем уже для развития современной науки. В процессе проектной работы школьники получают опыт критического анализа, управления, рефлексии, публичного отстаивания позиций, эмоционального переживания успехов и неудач, кооперативных и конкурентных отношений. Формируется критическое и творческое мышление, обеспечивается интеллектуальное развитие школьников.

 Лучшие проекты учащихся были представлены на научных конференциях разного уровня.

Можно отметить, что знания, которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, они связывают с выбором будущей профессии. Навыки, полученные в работе над проектной и исследовательской работой, помогут учащимся в будущем успешно справляться с курсовыми и дипломными работами, уверенно чувствовать себя на семинарах и научных конференциях, не бояться публичных выступлений, отстаивать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса

Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные спо­собы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....