Учебный материал для подготовки к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

АЛЕКСЕЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Выполнение задания № 22 (изобразительно - выразительные средства языка)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Задание 22 (изобразительно – выразительные средства языка)

Алексеева Ольга Николаевна, МБОУ СОШ № 5 им. А.И. Майстроенко

      Языковые средства выразительности — это специальные художественно – риторические  приёмы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность. Они акцентируют внимание читателя или слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии. 

Выделяются три большие группы таких средств

  1. Фонетические: аллитерация (повторение согласных звуков), ассонанс (повторение гласных). 
  2. Лексические: метафора, метонимия,  олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота.
  3. Синтаксические: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно – ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие.

     Именно эти 23 средства выразительности определены для выполнения 22 задания ЕГЭ по русскому языку. 

     Изучение изобразительно-выразительных средств языка на уроках русского языка и литературы является вопросом, который ни одного словесника не оставляет равнодушным. Эстетической функции языка, как правило, в 5 – 9  классах отводится второстепенная роль. Отсюда задание, связанное с анализом языковых средств выразительности, вызывает у учащихся затруднение.  Трудность выполнения задания объясняется незнанием терминов, непониманием особенностей языка, незнанием перечня средств, не опознают отличия между этими средствами. Для формирования умения не только находить выразительные средства в тексте, но и объяснять, зачем, с какой целью они использованы, чтобы   затем использовать его в собственной речи, нужно  соблюдать  этапы работы над средством:

  1. Введение понятия (в ряде случаев  без термина, а лишь на практическом уровне);
  2. Формирование умения опознавать (находить) данное средство выразительности и определять его роль, значение;
  3. Обучение умению создавать по образцу речевое высказывание, содержащее это средство речевой выразительности;
  4. Умение уместно использовать данное средство в собственном высказывании.

Организация работы над изобразительными средствами языка в школе.

Первым этапом работы по теме, несомненно,  является знакомство с теоретическими понятиями. Ученикам должны быть знакомы определения и понятия выразительных средств языка. Из опыта работы знаю, что необходимо систематизировать материал в таблицы, опорные схемы. Начиная с 5 – го  класса такие таблицы можно составлять вместе с обучающимися по ходу изучения понятий. В ходе подготовки к экзаменам можно предложить обучающимся готовые памятки типа:

Фонетические приемы

Аллитерация

Повтор согласных

Желтел, облака пожирая, песок.

Предгрозье играло бровями кустарника.    

                                     (Б. Пастернак «Марбург»)

Ассонанс

Повтор гласных звуков

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

                                                 (М. Лермонтов)

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Эпитет

Образное определение

Умный, робкий, наблюдательный, естественный взгляд.

                            (Л.Н. Толстой)

Метафора

Перенос свойств одного предмета или явления на другие по сходству или аналогии

Наша пыль тебе глаза выест.

                         

                           (И.С. Тургенев)

Метонимия

Перенос наименования по смежности

Торговал только рынок.

                      (И. Бунин)

Олицетворение

Одушевление неодушевлённых понятий

Холодная дрожь прошла было по её телу.

                   (Ф.М. Достоевский)

Сравнение

Сопоставление двух предметов по общему признаку

Порой в ущелии шакал
Кричал и плакал, как дитя.

                  (М.Ю. Лермонтов)

Гипербола

Намеренное преувеличение предметов и явлений действительности для усиления художественного впечатления

Дьявол был громаден, как утёс, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный.

                             (И. Бунин)

Литота

Намеренное преуменьшение

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка…

                       (А.С. Грибоедов)

Синтаксические средства

Риторический вопрос

Вопрос, не предполагающий ответа и усиливающий эмоциональность и выразительность высказывания; скрытое утверждение

Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
(А.С. Пушкин «Медный всадник»)

Риторическое восклицание

Эмоциональное утверждение, передающие эмоциональное состояние героя

Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
(Н. Некрасов)

Риторическое обращение

Условное обращение

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
(М. Лермонтов)

Лексический повтор

Повтор одинаковых слов для усиления смысла высказывания

Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду. Одного существования всегда было мало ему; он всегда хотел большего (Ф.М. Достоевский)

Анафора

Повтор начального слова в нескольких смежных строках

Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.                (В. Высоцкий)

Эпифора

Повтор слов в конце строк или смежных отрезков речи

Фестончики, везде фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, <…> везде фестончики

                           (Н.В. Гоголь)

Инверсия

Нарушение привычного порядка слов в предложении

И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Ещё неясно различал.
                          (А.С. Пушкин)

Градация

Расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости

Барина холить, беречь, ублажать.
                           (Н. Некрасов)

Антитеза (контраст)

Противопоставление

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой
                          (А.С. Пушкин)

Синтаксический параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение предложений

Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей…

                   (Н. Заболоцкий)

     С самого начала необходимо учить различать фонетические, лексические и синтаксические средства языка. Поскольку на  экзамене чаще всего предлагают лексические и синтаксические средства языка, то обучающиеся должны четко разграничивать их. Существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами.

                           

                              Данная система упражнений включает 2 группы:

  1. Традиционные упражнения:

  1. Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;
  2. Определить функцию или значение изобразительных средств;
  3. Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;
  4. Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;
  5.  Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;
  6. Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;
  7. Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;
  8.  Привести свои примеры обозначенных тропов.

  1. Нетрадиционные упражнения:

  1. Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);
  2. Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;
  3.  Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;
  4. Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.

     Представленная классификация упражнений способствует эффективному развитию образной речи школьников.

         ГИА  – это технология. Чтобы она работала и эффективно решала поставленные задачи, необходимы серьезные усилия всех участников учебного процесса по всем направлениям, понимание социальной значимости образования и творческий подход к делу каждого из нас. И тогда результатом нашего труда станет успешная сдача экзаменов любого формата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный материал "Физическая подготовка спортсменов"

Виды физической подготовки, содержание значения, показатели....

Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения в 2019-2020 учебном году

Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочиненияв 2019-2020 учебном году...

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...

Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)...

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...