Учебный материал для подготовки к олимпиаде 10 класс
олимпиадные задания по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебный материал для подготовки к олимпиаде
10 класс
Представьте, что вам предстоит участвовать в международной
междисциплинарной научной конференции на тему «М.Ю. Лермонтов в
XXI веке». В ней могут принимать участие литературоведы, критики,
искусствоведы, философы, культурологи, педагоги и специалисты в
других областях гуманитарного знания. Вы – один из них, будущий
докладчик.
Для участия в конференции вам необходимо подать в оргкомитет
заявку максимум на 50–100 слов, в которой будет изложена основная
суть вашего доклада по тематике конференции. Придумайте тему своего
доклада и составьте сам текст заявки, включив в него 5 ключевых слов,
вокруг которых вы планируете построить ваше сообщение (эти слова
подчеркните).
Примечание. В критерии оценки будет входить оценка
1) темы доклада (соответствие тематике конференции, актуальность,
важность и значимость поставленной проблемы, свежесть,
оригинальность идеи)
2) самого текста заявки (сжатость, точность, композиционная
продуманность, полнота представления основной идеи доклада,
соответствие стиля и жанра, грамотность)
3) ключевых слов (их важность для заявленной темы, грамотное
употребление, количество)
Суть моего доклада – показать значение романтизма в художественном мире Лермонтова. Его идеи – это воплощенный недостижимый идеал. Во все времена люди стремились к совершенству. Мир никогда не был совершенен, и вряд ли когда-нибудь будет… Совершенство не приспособлено к борьбе за жизнь, а борьба, страсти, сам процесс жизни – все это несовершенно… Человек 21 века, как и Мцыри, стоит перед осознанием несовершенства мира и принятием его… Или непринятием. Воплощенное совершенство-это конец всего. И Лермонтов одарил своих героев неутолимой жаждой постижения, такой неистовой любовью к свободе, что сама цель остается за рамками сюжета. В мире Лермонтова действие всегда оправдано тем, что оно совершается…
Идейно-художественный анализ рассказа
Ю. Олеши «Лиомпа»
Рассказ Ю. Олеши «Лиомпа» повествует о жизни и смерти. Начинается рассказ с предметного описания кухни. Здесь все живет, все имеет свое жизненное предназначение, но все имеет и свой конец: «жизнь примуса начиналась пышно…» «умирал он коротким огоньком» - автор сравнивает вещи и человека, делая человека неразрывно связанным с ними. На фоне этого детального описания выделается стилистически описание комнаты Пономарева, темной и практически пустой. Жизнь, постепенно уходившая из его тела, перебирается к вещам : «одеяло уходило, сообщало новости». Одинокому, доживающему свой век герою вещи заменяют людей. «Он потерял право выбирать вещи так же, как и потерял право снова стать молодым».
В рассказе Замятина три главных героя, и повествование четко отделяет их друг от друга. Первый – это Пономарев (о нем упоминается раньше всего), второй – мальчик Александр, и третий – еще один мальчик, «совсем маленький, голый». Три героя, детство и старость, прошлое, настоящее и будущее. Автор сравнивает героев через их вещный мир: «Вокруг мальчика располагались жгуты, проволока, шелк, запах клея» - жизнь Александра наполнена вещами, которые свойственны любознательной детской жизни. «…Горела свеча, флакон с лекарством стоял над головой», - вещи Пономарева, точнее их останки – это образ следа, остающегося в мире после человека. Крупицы дел, осколки мыслей, остатки вещей - печальная картина, горестное «послевкусие». Автор размышляет о бренности человеческой жизни, о том, как стремительно убегают последние дни, часы, минуты… В эпизоде появляется заглавный герой рассказа – крыса Лиомпа. Бессмысленное имя, данное крысе – это символ бессмысленности смерти, ее необъяснимости и парадоксальности.
Неизбежность конца, трагедия обреченности жизни… Замятин не оставляет читателя наедине с этим страшным переживанием.
«Он шел забирать вещи. Мальчик Александр бежал по двору. Модель летела впереди него. Это была последняя вещь, которую увидел Пономарев. Он не забрал ее. Она улетела».
Маленький человек с МОДЕЛЬЮ, летящей впереди, цепляется за сознание читателя и остается в нем солнечным пятном. Конец – это начало. И ребенок, построивший для себя маленькую модель этого мира, окажется прав.
А слова, чтобы назвать все, найдутся.
ПОГУЦ СОФЬЯ, 8 класс
Комментарий учителя: ученица взялась за сложнейший материал, предназначенный для ребят старшей школы. Может, объем ее работ не «дотягивает» до объемов всероссийской олимпиады, но следует отметить прекрасное понимание текста и его художественной природы. Направление анализа также представляется верным: от образов к ассоциациям, затем к символическим обобщениям. Хочется порекомендовать Софье в дальнейшем придерживаться в работах последовательного принципа пообразного анализа, не забывать и иные структурные единицы текста (стилистические, синтаксические, фонетические и т. д.)
Успехов на будущих олимпиадах!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку (9-11 класс)....
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОЗВОЛЯЕТ ПОДГОТОВИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЙОННЫМ ОЛИМПИАДАМ...
Материал для подготовки к олимпиаде
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап)9 класс, 2014 /2015 учебный годВремя выполнения задания: 3 часа (180 минут)...
Разработка дидактических материалов для овладения познавательными универсальными учебными действиями при подготовке к олимпиаде по русскому языку в 7 классе (раздел «Лексика и фразеология»),
Разработка дидактических материалов для овладения познавательными универсальными учебными действия...
Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения в 2019-2020 учебном году
Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочиненияв 2019-2020 учебном году...
Материал для подготовки к олимпиаде 7 класс
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку для обучающихся 7 класса...