Звонкие и глухие согласные
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Ляпко Ксения Витальевна

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sobytiya.docx613.01 КБ
Файл prezentatsiya_k_razrabotke_1.pptx592.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская  средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

Методическая разработка события

«Согласные звонкие и глухие»

Составила: Ляпко Ксения Витальевна,

учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

с. Бурла

2021г.

Аннотация

Событие на уроке русского языка в 5 классе по теме «Согласные звонкие и глухие».Урок изучения нового материала провидится в виде путешествия по стране звуков,предполагает работу в группах,каждая группа-вагон поезда,который посещает различные станции,забирая с собой багаж знаний,у каждого участника группы есть билет в свой вагон,что позволяет быстро,в игровой форме распределить учеников по группам,а цветные,яркие билеты помогают заинтересовать участников путешествия.Урок рассчитан на 40 минут.Предполагает разные формы работы:групповую и индивидуальную,разные виды заданий:письменные и устные,выполнение заданий у доски,комментированное письмо работу на закрепление изученных орфограмм.Некоторые из выполняемых заданий встречаются в ВПР по русскому языку.Применяется самооценка и взаимооценка,а также контроль со стороны учителя.Работа в группах позволяет учителю увидеть работу каждого ученика,а ученикам проявить себя.Учитывается здоровьесбережение-музыкальная,танцевальная физминутка.Занятие предполагает такое оборудование,как проектор,компьютер,музыкальные колонки, парты расставлены для 3 групп.

К методической разработке прилагается презентация,материал для оформления доски находится в конспекте урока.

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Согласные звонкие и глухие

Цель: овладение навыками отличия глухих и звонких согласных

Задачи:

-дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;

- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;

- совершенствовать речевую и письменную грамотность;

- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова;

- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;

- развивать навыки работы учащихся в группе;

- создать условия для воспитания культуры речевого поведения;

формировать интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение,  групповая деятельность.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки,  материал для оформления доски,учебник.

Ход урока

Ученики предварительно разделены на 3 группы, столы расставлены соответственно.

1.Организационный момент,2 минуты

-Добрый день, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа.Сегодня у нас урок- путешествие.В путешествие мы отправляемся в своих вагонах,по дороге будем собирать и пополнять багаж знаний.(вагоны заранее пронумерованы,дети при входе в класс получили билеты и распределились по группам)Слайд 1

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/09c2/0004b129-a1dd7b1d/2/hello_html_58686a42.jpg

2.Актуализация знаний,5 минут

 Наш поезд отправляется,прибывает на первую станцию «Город гласных и согласных» Для того чтобы узнать тему путешествия, внимательно послушайте сказку.

На слайде 2 размещена иллюстрация

https://al-fa-s.ru/image/cache/catalog/a-new/na_sayt_nach_shk/a-1/4.6.191__0%2C80h0%2C60-1500x1500.jpg

Жили – были звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слова. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже было.

Какова тема нашего урока? ( Согласные звонкие и глухие)

Запишем тему урока в тетради, слайд 1

Какую цель мы перед собой ставим? слайд 2

Какие задачи?

Как мы будем достигать поставленной цели и задач?(При помощи учебника, полученных ранее знаний, выполнения различных упражнений)

Как решили ссору звуки из сказки?(Им помогли гласные)

Можно ли проверить и дополнить эту информацию?(Да, при помощи учебника)

3.Изучение нового материала,5 минут

- Мы прибываем на следующую станцию «Учебная».слайд 3 Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.

( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер )

В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).

В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).

А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё  в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.

 — А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?

( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.

В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней — обозначены звонкие и глухие согласные звуки. 

- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.

 Существуют непарные глухие согласные, т.е. они всегда глухие и у них нет звонкой пары – ( х), (х́), ( ц), (ч́), (щ́ ).Непарные звонкие ( сонорные ) согласные –(л ), (л́ ), (м ), (м́ ), ( н ), (н́ ), (р ), (р́ ), (й́́ ́ ). У сонорных согласных нет пары по глухости. В этих согласных голос преобладает над шумом.(Учитель обращает внимание учеников на иллюстрацию на доске, ученики записывают исключения в тетради)

4.Закрепление,15 минут

 Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Для этого мы поедем дальше.Станция «Парная»Упр. 284. Прочитайте задание.

 Первый столбик разбираем вместе. Второй, третий и четвёртый – по 1 пассажиру от вагона, у доски.

Дом – том          Почка – бочка       Шалость – жалость     Доска - тоска

Балка – палка   Горка – корка       Колос – голос             Точка - дочка

Тело – дело        Злой – слой           Жар – шар                   Слить - злить

Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.

Проводится взаимооценка работы учеников у доски.

-У нас длительная остановка в пути,есть немного времени, мы отправимся на прогулку,нашей задачей на прогулке будет тренировать умение отличать звонкие и глухие согласные.

Следующее задание на слайде,задание по вагонам.Слайд 5

1 вагон «Собери букет».Выписать названия цветов,которые начинаются на звонкие согласные

Роза,лилия,астра,мак,пион,георгин,нарцисс,гвоздика.

2 вагон «Рыбалка».Выписать названия рыб,которые начинаются на глухие согласные

Карась,сом,налим,окунь,форель,пескарь,лещ,треска.

3вагон «За грибами».Выписать названия грибов,которые начинаются на звонкие согласные

Боровик,шампиньон,опята,сыроежки,груздь,маслята,лисички

1 пассажир из вагона комментирует выполненное задание,проводится самопроверка,затем проводится самооценка.

5.Физкультминутка,3 минуты

Мы едем дальше,когда услышите музыку,повторяйте за мной.

Паровоз

(Стать около своих мест. Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад).

Загудел паровоз и вагончики повёз:- Чу, чу, чу!

 Далеко я укачу!     (Бег на месте). 

Вагончики зелёные: бегут, бегут, бегут, (Быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием)

А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук!

Слайд 6

6.Закрепление,выполнение задания самостоятельно, комментированное письмо,4 минуты

Мы приехали на следующую станцию «Орфографическая»

- Вам необходимо записать слова под диктовку. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её. И рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное. Образец на слайде 7.

Сказка – [с] – сказать

Косьба – [з́]  – косить          

Ошибка  – [ п]  – ошибочный

Мороз  – [ с]  - морозы

Снег – [к]  - снега

Варежка – [ш] – варежечка

 Сторожка  – [ ш ]  - сторожить

Проверяет устно один ученик,самооценка

Вывод: если рядом оказываются в слове звонкий и глухой звук, то они влияют друг на друга. Если звонкий стоит перед глухим, то он сам становится глухим. Или звонкий стоит на конце слова, то он тоже оглушается. А если глухой стоит перед звонким, то он тоже становится звонким, т.е. мы наблюдаем процесс озвончения.

7. Подведение итогов,2 минуты

Поезд прибывает к станции «Итоговая»,слайд 8

- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?

- Чем отличаются звонкие от глухих?

- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.

-  Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?

- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)

- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)

- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )

Ребята,как вы считаете,кто из участников вашей группы сегодня активно работал,помогал группе,давал верные ответы,но еще не получил отметку?(учитель выставляет отметки ученикам)

Удалось ли нам сегодня достигнуть поставленных целей и задач?

8.Рефлексия,2 минуты

Станция «Успешная»

Сегодня мы собирали багаж знаний,на каждой станции,приклейте чемодан соответственно знаниям,которые вы получили

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08b4/0012f473-da639cf1/img7.jpg

https://img2.freepng.ru/20180422/jzw/kisspng-baggage-suitcase-travel-clip-art-passport-hand-bag-5add2f281b8777.3687118915244449681128.jpg https://static4.depositphotos.com/1004521/296/v/950/depositphotos_2963088-stock-illustration-travel-suitcase-with-stickers.jpg https://img2.freepng.ru/20180228/jlw/kisspng-suitcase-travel-animation-cartoon-suitcase-5a96be6098bb52.6098617815198285766256.jpg

Соответственно «Шкале успеха» учитель делает вывод  об успехах класса на уроке.

9.Домашнее задание,2 минуты

Дома,ребята,вы еще дополните свой багаж знаний,слайд 9

Из учебника литературы выписать в тетрадь:

5 слов,которые начинаются на глухой,парный согласный

5 слов,которые начинаются на звонкий,парный согласный

3 слова,которые начинаются с сонорного согласного

3 слова,которые начинаются на глухой,непарный согласный

Наше путешествие подошло к концу,до новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Станция «Учебная»

Слайд 4

Дом- Балка- Тело- Станция «Парная»

Слайд 5

1 вагон «Собери букет».Выписать названия цветов,которые начинаются на звонкие согласные Роза,лилия,астра,мак,пион,георгин,нарцисс,гвоздика. 2 вагон «Рыбалка».Выписать названия рыб,которые начинаются на глухие согласные Карась,сом,налим,окунь,форель,пескарь,лещ,треска. 3вагон «За грибами».Выписать названия грибов,которые начинаются на звонкие согласные Боровик,шампиньон,опята,сыроежки,груздь,маслята,лисички Остановка в пути

Слайд 6

Стать около своих мест. Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад). Загудел паровоз и вагончики повёз:- Чу, чу, чу! Далеко я укачу! (Бег на месте). Вагончики зелёные: бегут, бегут, бегут, (Быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием) А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук! В пути

Слайд 7

Ска з ка – [с] – сказать Станция «Орфографическая»

Слайд 9

Из учебника литературы выписать в тетрадь: 5 слов,которые начинаются на глухой,парный согласный 5 слов,которые начинаются на звонкий,парный согласный 3 слова,которые начинаются с сонорного согласного 3 слова,которые начинаются на глухой,непарный согласный Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....

План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»

План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...

Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"

Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...