Звонкие и глухие согласные
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_sobytiya.docx | 613.01 КБ |
prezentatsiya_k_razrabotke_1.pptx | 592.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Методическая разработка события
«Согласные звонкие и глухие»
Составила: Ляпко Ксения Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
с. Бурла
2021г.
Аннотация
Событие на уроке русского языка в 5 классе по теме «Согласные звонкие и глухие».Урок изучения нового материала провидится в виде путешествия по стране звуков,предполагает работу в группах,каждая группа-вагон поезда,который посещает различные станции,забирая с собой багаж знаний,у каждого участника группы есть билет в свой вагон,что позволяет быстро,в игровой форме распределить учеников по группам,а цветные,яркие билеты помогают заинтересовать участников путешествия.Урок рассчитан на 40 минут.Предполагает разные формы работы:групповую и индивидуальную,разные виды заданий:письменные и устные,выполнение заданий у доски,комментированное письмо работу на закрепление изученных орфограмм.Некоторые из выполняемых заданий встречаются в ВПР по русскому языку.Применяется самооценка и взаимооценка,а также контроль со стороны учителя.Работа в группах позволяет учителю увидеть работу каждого ученика,а ученикам проявить себя.Учитывается здоровьесбережение-музыкальная,танцевальная физминутка.Занятие предполагает такое оборудование,как проектор,компьютер,музыкальные колонки, парты расставлены для 3 групп.
К методической разработке прилагается презентация,материал для оформления доски находится в конспекте урока.
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Согласные звонкие и глухие
Цель: овладение навыками отличия глухих и звонких согласных
Задачи:
-дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать;
- совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка;
- совершенствовать речевую и письменную грамотность;
- повторить правописание звонких и глухих согласных в корне слова, непроизносимых согласных в корне слова;
- формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;
- развивать навыки работы учащихся в группе;
- создать условия для воспитания культуры речевого поведения;
формировать интерес к предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: дифференцированное, индивидуализированное обучение, групповая деятельность.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музыкальные колонки, материал для оформления доски,учебник.
Ход урока
Ученики предварительно разделены на 3 группы, столы расставлены соответственно.
1.Организационный момент,2 минуты
-Добрый день, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа.Сегодня у нас урок- путешествие.В путешествие мы отправляемся в своих вагонах,по дороге будем собирать и пополнять багаж знаний.(вагоны заранее пронумерованы,дети при входе в класс получили билеты и распределились по группам)Слайд 1
2.Актуализация знаний,5 минут
Наш поезд отправляется,прибывает на первую станцию «Город гласных и согласных» Для того чтобы узнать тему путешествия, внимательно послушайте сказку.
На слайде 2 размещена иллюстрация
Жили – были звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слова. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже было.
Какова тема нашего урока? ( Согласные звонкие и глухие)
Запишем тему урока в тетради, слайд 1
Какую цель мы перед собой ставим? слайд 2
Какие задачи?
Как мы будем достигать поставленной цели и задач?(При помощи учебника, полученных ранее знаний, выполнения различных упражнений)
Как решили ссору звуки из сказки?(Им помогли гласные)
Можно ли проверить и дополнить эту информацию?(Да, при помощи учебника)
3.Изучение нового материала,5 минут
- Мы прибываем на следующую станцию «Учебная».слайд 3 Откроем страницу 130, материал для наблюдения. Прочитайте задание про себя. Кто сможет ответить на поставленные вопросы?.
( На рисунках изображены роза, шкаф, компьютер )
В слове роза только звонкие согласные ( р), ( з ).
В слове шкаф только глухие ( ш ), ( к ), (ф ).
А в слове компьютер есть и глухие и звонкие согласные: (к) (п), (т) – глухие; (м), (р) – звонкие, а ещё в этом слове спрятался звонкий согласный (й ́) после ь.
— А как вы узнавали, где звонкий, а где глухой звук?
( «Звонкий — звенит, его можно услышать» ; состоит из голоса) А глухой звук состоит только из шума.
В учебнике на с. 130 в таблице обозначены звуки [б], [п] и т. д. Определите, на какой строке — верхней или нижней — обозначены звонкие и глухие согласные звуки.
- Но в этом правиле есть свои исключения. Исключения эти – согласные, которые не образовывают пары по звонкости/глухости.
Существуют непарные глухие согласные, т.е. они всегда глухие и у них нет звонкой пары – ( х), (х́), ( ц), (ч́), (щ́ ).Непарные звонкие ( сонорные ) согласные –(л ), (л́ ), (м ), (м́ ), ( н ), (н́ ), (р ), (р́ ), (й́́ ́ ). У сонорных согласных нет пары по глухости. В этих согласных голос преобладает над шумом.(Учитель обращает внимание учеников на иллюстрацию на доске, ученики записывают исключения в тетради)
4.Закрепление,15 минут
Ребята. А теперь мы попробуем с вами ответить на вопрос: «Какую же функцию выполняют парные звонкие и глухие согласные?». Для этого мы поедем дальше.Станция «Парная»Упр. 284. Прочитайте задание.
Первый столбик разбираем вместе. Второй, третий и четвёртый – по 1 пассажиру от вагона, у доски.
Дом – том Почка – бочка Шалость – жалость Доска - тоска
Балка – палка Горка – корка Колос – голос Точка - дочка
Тело – дело Злой – слой Жар – шар Слить - злить
Вывод: парные согласные выполняют смыслоразличительную функцию, т.е. если в слове изменить звуковой состав, то изменится лексическое значение.
Проводится взаимооценка работы учеников у доски.
-У нас длительная остановка в пути,есть немного времени, мы отправимся на прогулку,нашей задачей на прогулке будет тренировать умение отличать звонкие и глухие согласные.
Следующее задание на слайде,задание по вагонам.Слайд 5
1 вагон «Собери букет».Выписать названия цветов,которые начинаются на звонкие согласные
Роза,лилия,астра,мак,пион,георгин,нарцисс,гвоздика.
2 вагон «Рыбалка».Выписать названия рыб,которые начинаются на глухие согласные
Карась,сом,налим,окунь,форель,пескарь,лещ,треска.
3вагон «За грибами».Выписать названия грибов,которые начинаются на звонкие согласные
Боровик,шампиньон,опята,сыроежки,груздь,маслята,лисички
1 пассажир из вагона комментирует выполненное задание,проводится самопроверка,затем проводится самооценка.
5.Физкультминутка,3 минуты
Мы едем дальше,когда услышите музыку,повторяйте за мной.
Паровоз
(Стать около своих мест. Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад).
Загудел паровоз и вагончики повёз:- Чу, чу, чу!
Далеко я укачу! (Бег на месте).
Вагончики зелёные: бегут, бегут, бегут, (Быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием)
А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук!
Слайд 6
6.Закрепление,выполнение задания самостоятельно, комментированное письмо,4 минуты
Мы приехали на следующую станцию «Орфографическая»
- Вам необходимо записать слова под диктовку. Вставив нужную орфограмму, подчеркнуть её. И рядом написать в квадратных скобках слышимый звук. Написать проверочное. Образец на слайде 7.
Сказка – [с] – сказать
Косьба – [з́] – косить
Ошибка – [ п] – ошибочный
Мороз – [ с] - морозы
Снег – [к] - снега
Варежка – [ш] – варежечка
Сторожка – [ ш ] - сторожить
Проверяет устно один ученик,самооценка
Вывод: если рядом оказываются в слове звонкий и глухой звук, то они влияют друг на друга. Если звонкий стоит перед глухим, то он сам становится глухим. Или звонкий стоит на конце слова, то он тоже оглушается. А если глухой стоит перед звонким, то он тоже становится звонким, т.е. мы наблюдаем процесс озвончения.
7. Подведение итогов,2 минуты
Поезд прибывает к станции «Итоговая»,слайд 8
- О каких согласных мы говорили сегодня на уроке?
- Чем отличаются звонкие от глухих?
- Назовите парные по звонкости/глухости согласные.
- Назовите непарные глухие? Непарные звонкие?
- С какими фонетическими процессами мы познакомились? (оглушение и озвончение)
- Какие орфограммы повторили? ( проверяемые согласные в корне и непроизносимые согласные в корне)
- Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется этот фонетический приём выразительности? (аллитерация )
Ребята,как вы считаете,кто из участников вашей группы сегодня активно работал,помогал группе,давал верные ответы,но еще не получил отметку?(учитель выставляет отметки ученикам)
Удалось ли нам сегодня достигнуть поставленных целей и задач?
8.Рефлексия,2 минуты
Станция «Успешная»
Сегодня мы собирали багаж знаний,на каждой станции,приклейте чемодан соответственно знаниям,которые вы получили
Соответственно «Шкале успеха» учитель делает вывод об успехах класса на уроке.
9.Домашнее задание,2 минуты
Дома,ребята,вы еще дополните свой багаж знаний,слайд 9
Из учебника литературы выписать в тетрадь:
5 слов,которые начинаются на глухой,парный согласный
5 слов,которые начинаются на звонкий,парный согласный
3 слова,которые начинаются с сонорного согласного
3 слова,которые начинаются на глухой,непарный согласный
Наше путешествие подошло к концу,до новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция «Учебная»
Дом- Балка- Тело- Станция «Парная»
1 вагон «Собери букет».Выписать названия цветов,которые начинаются на звонкие согласные Роза,лилия,астра,мак,пион,георгин,нарцисс,гвоздика. 2 вагон «Рыбалка».Выписать названия рыб,которые начинаются на глухие согласные Карась,сом,налим,окунь,форель,пескарь,лещ,треска. 3вагон «За грибами».Выписать названия грибов,которые начинаются на звонкие согласные Боровик,шампиньон,опята,сыроежки,груздь,маслята,лисички Остановка в пути
Стать около своих мест. Руки согнуть в локтях, выполнять движения вперёд-назад). Загудел паровоз и вагончики повёз:- Чу, чу, чу! Далеко я укачу! (Бег на месте). Вагончики зелёные: бегут, бегут, бегут, (Быстрый шаг на месте с лёгким притопыванием) А круглые колёсики всё тук, да тук, да тук! В пути
Ска з ка – [с] – сказать Станция «Орфографическая»
Из учебника литературы выписать в тетрадь: 5 слов,которые начинаются на глухой,парный согласный 5 слов,которые начинаются на звонкий,парный согласный 3 слова,которые начинаются с сонорного согласного 3 слова,которые начинаются на глухой,непарный согласный Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...
Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....
План-конспект коррекционного занятия по теме «Слова со звонкими и глухими согласными»
План-конспект коррекционного занятия по теме«Слова со звонкими и глухими согласными» (дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография)Задачи:Закрепить правописание слов со зво...
Презентация занятия с использованием интерактивной доски "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы"
Обобщающее логопедическое занятие по теме "Звонкие и глухие согласные звуки и буквы". Занятие разработано в программе Smart Notebook 10. Данный вариант представлен в виде презентации Power Point.Матер...
Звонкие и глухие согласные. Озвончение и оглушение согласных звуков.
Урок русского языка в 5 классе по ФГОС...