Использование различных систем оценки на уроках русского языка в средней школе
методическая разработка по русскому языку

Николаева Светлана Александровна

Различные системы оценки используются в образовании для того, чтобы получить полную информацию об эффективности работы и взаимодействия на уроке учителя и ученика. Поскольку процесс развития системы оценивания в нашей стране давний, каждый педагог, исходя из опыта, накопленного предыдущими поколениями, подбирает наиболее подходящие формы и методы, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 5-11 классов,

Использование различных систем оценки на уроке - инструмент, скорее, вспомогательный, поскольку совсем отойти от баллового оценивания, как, например, в системе Эльконина-Давыдова в государственной школе не представляется возможным, но многие принципы работы различных систем оценки могут быть использованы для развития самооценки и самоанализа учащихся. Описанные мною в данной работе педагогические практики служат именно этому.

Мне хотелось бы поделиться опробованными на уроках русского языка и литературы различными приёмами оценивания учащихся средней школы, а также подробнее остановиться на используемых мною в практике работы на постоянной основе, рассказать о возможных усовершенствованиях системы оценивания во время занятий по русскому языку и и собственных приёмах оценивания, появившихся в ходе практики работы с детьми разных возрастов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт использования различных систем оценки на уроках русского языка  в средней школе

 Для того чтобы получить полную информацию об эффективности работы и взаимодействия на уроке учителя и ученика, педагоги используют различные системы оценки. Поскольку процесс развития системы оценивания в нашей стране давний, каждый педагог, исходя из опыта, накопленного предыдущими поколениями, подбирает наиболее подходящие формы и методы, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся 5-11 классов.

Существующая в практике школьного образования отметочная система оценивания направлена, по большей части, на выявление результата обучения, но часто упускает прогресс, которого достиг сам учащийся, и не позволяет ребенку в полной мере осознать, чего он уже добился, а что еще может улучшить. Современные ФГОС уделяют внимание личностной направленности, отдают приоритет самооценке, а значит и системы оценки должны им соответствовать.

Использование различных систем оценки на уроке - инструмент, скорее, вспомогательный, поскольку совсем отойти от баллового оценивания, как, например, в системе Эльконина-Давыдова в государственной школе не представляется возможным, но многие принципы работы различных систем оценки могут быть использованы для развития самооценки и в последствии большей успешности учащихся. Описанные мною в данной работе педагогические практики служат именно этому.

Мне хотелось бы поделиться опробованными на уроках русского языка различными приёмами и методами оценивания учащихся средней школы, а также подробнее остановиться на используемых мною в практике работы на постоянной основе, рассказать о возможных усовершенствованиях системы оценивания во время занятий по русскому языку и литературе и собственных приёмах оценивания, появившихся в ходе практики работы с детьми разных возрастов.

Исходя из того, что методы и приёмы оценивания должны работать в нескольких направлениях: давать комплексную оценку результатов обучения, быть понятными учащимся и соответствовать их возрасту, мотивировать учащихся на постановку целей и получение знаний, мною были взяты за основу формирующие методы оценивания, они показали свою состоятельность в практике проведения уроков, на их основе и создана система, представленная ниже.

Так как при подборе методов оценивания на уроках необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, в описании каждого метода я оставила пометки о том, с какой возрастной группой это лучше всего сработало в моей практике, а также, какие возникли сложности у других групп.

   

Методы оценки, используемые мною на уроках русского языка в средней школе

Самооценивание. Вовлечение учащихся в процесс оценивания их достижений и результатов их обучения.

Такой вид работы требует планомерной подготовки, прежде чем дать учащимся возможность выделить сильные и слабые стороны своего выступления или проделанной работы, необходимо было чётко определить критерии такого оценивания. Часто уже на этом этапе старшие школьники вступают в дискуссию и активно участвуют в определении стандартов оценки, а затем с большим интересом выставляют себе баллы, так как задача становится более реалистичной даже для тех, у кого наблюдаются проблемы в изучении предмета.

Учащиеся 5-6 классов охотно оценивают себя в системах, которые не предполагают большой аналитической работы, таких как Система светофора. Использование зеленого, желтого и красного цвета для определения понимания темы урока, овладения навыками. На уроках в 5-6 классах учащиеся поднимают по просьбе учителя карточку с тем цветом, который соответствует их пониманию темы или умению выполнить задание по теме, уже начиная с 7 класса учащиеся не принимают активного участия в такой оценке, интерес снижается, подобное происходит и с выбором смайлика (эмодзи). Хорошо работает и в младшей и в средней группе система накопления фишек или лепестков ромашки, когда учащиеся могут визуализировать свой прогресс, посчитав количество набранных предметови сделать выводы о своей успешности на конкретном уроке.

Для средних классов также хорошо себя зарекомендовала система оценивания в баллах, например подсчёт баллов в тесте, где учащиеся отслеживают свои улучшения путём сравнения своих же баллов за разные периоды. Концентрация внимания именно на набранных баллах, без перевода их в пятибалльную оценку, помогает школьникам точнее видеть успешность в определенном задании, а самопроверка и самооценивание, ведение таблиц собственных успехов, без серьезного вмешательства учителя, только с мягким контролем, делают нецелесообразным списывание, т.к. результат работы не влияет на отметку по предмету. Это помогает и в подготовке к ГИА в 9-11 классе.

Рефлексия — важная часть процесса самооценивания, поэтому очень важно после таких проверок определить дальнейшую стратегию и выполнить работу над ошибками.

В своих классах я использую систему Оцени-объясни-выучи. После проверки ответа у доски или письменной работы ученик должен объяснить, каких знаний ему не хватило, чтобы получить оценку выше, при ответе у доски учащийся проговаривает это вслух, а затем записывает в тетрадь, таким образом отслеживая свой собственный успех, если в следующей работе этих ошибок удаётся избежать, и снова возвращаясь к теме, если ошибка повторяется. С результатами ведения таких записей мы работаем на дополнительных занятиях по русскому языку.

Задачи учителя при такой системе оценки:

  1. Научить школьников применять критерии.
  2. Дать им обратную связь об их самооценке.
  3. Помочь учащимся использовать результаты самооценивания для дальнейшего развития и улучшения своих результатов.

Обратная связь — информация, получаемая обучающимся в ответ на определенные действия в процессе образования и соотносимая с процессами и результатами обучения. Здесь важно понимание того, что сам учащийся может считать обратной связью. Это не просто выставленный балл за определённую работу, но и пояснение и уточнение.

При этом обратная связь в виде похвалы не является самым эффективным средством, и, как оказалось, чем старше становится ребёнок, тем менее она эффективна. Школьники старших классов предпочитают получать вполне конкретную похвалу, за конкретную работу, достижение конкретного результата, они легче воспринимают критические замечания, направленные на результат их трудов.

Обратная связь помогает обучающимся осознать пробелы в знаниях, а также понять, как они могут изменить или адаптировать свои учебные стратегии и к каким обратиться ресурсам, чтобы достичь своих целей обучения.

Эффективная обратная связь должна:

  1. Фокусироваться на конкретных знаниях и навыках. Здесь использую конкретные формулировки, уточняю, чего не хватило, что необходимо выполнить.
  2. Даваться в то время и с такой частотой, чтобы учащиеся могли ею воспользоваться. Быть своевременной. Вовремя озвученная обратная связь помогает обучающимся исправлять ошибки до того, как они станут устойчивыми. Пояснение дается мной сразу после работы, учащийся после выполнения задания сразу же получает прописанные замечания к нему. Наиболее эффективно работает в 10-11 классе при подготовке к итоговому сочинению и заданию 27 ЕГЭ.
  3. Быть конкретной. Эффективная обратная связь должна давать обучающемуся больше информации, чем просто осознание того, что он делает что-то неправильно. Она должна формировать у обучающегося ясную картину того, как его текущее знание отличается от желаемого и что он должен сделать, чтобы приблизиться к нужным результатам обучения. Поэтому на своих занятиях я не разбираю вслух чужие ошибки в сочинениях, а даю общую обратную связь на класс, акцентирую внимание на удачных работах и конкретных вещах в них, даю возможность остальным сфокусироваться на том, чего могут добиться они, не сравнивая между собой разных учеников. Здесь также можно подключить самоанализ, иногда в конце урока я прошу учеников написать, какие ошибки они совершили в процессе занятия и почему, а также что они могут сделать, чтобы не повторять их в будущем.
  4. Помогать обучающимся увидеть свой прогресс. Необходимо при следующем задании подобного рода отметить улучшения и освоенные навыки. Здесь уже уместна похвала и сравнение результатов (прошлого и настоящего).

Peer-to-peer (от человека к человеку) — метод при котором обучающиеся дают друг другу обратную связь. Часто используется не только как метод оценивания, но и как учебная методика, которая позволяет развивать навыки общения.

Хорошо подходит для групповых и парных заданий. Группы обучающихся выполняют задания, после чего сданные работы распределяют между участниками группы для оценивания. Для подобных заданий я делаю смешанные группы, где есть лидеры, помогающие остальным в случае затруднений при оценивании.  Такая работа должна быть снабжена подробными инструкциями и являться полноценным заданием с определёнными правилами. При выдаче заданий участникам группы, я обязательно учитываю уровень обучающихся, чтобы каждый мог справиться со своей работой. Здесь успешно работают шаблоны или алгоритмы для оценивания, чтобы обратная связь была развивающей для всех членов группы.

В таких заданиях я не даю возможности одноклассникам выставлять отметки за работу, а направляю вектор внимания на выполненные задания, Наибольший эффект оказывает взаимное оценивание с комментариями. Подходит всем классам (5-11).

Я также использую этот метод для 10-11 классов при письменных заданиях, требующих развёрнутого ответа и творческих работах.

Очень важно сделать процесс оценки необходимым для успешного завершения задания, поэтому несколько раз в процессе проговариваю, что оценка должна быть объективной и точной.

Интересным и полезным оказался способ оценивания, при котором каждый учащийся получает перепечатанные наиболее успешные творческие задания, которые его одноклассники выполняли на предыдущих уроках, без указания авторства. Я прошу внимательно прочитать их и выставить баллы за каждое, на основе этого формируется рейтинг, а лучшие работы уже с именами авторов попадают на стенд в классе или печатаются в школьной газете.

В некоторых классах использую систему, похожую на систему наставничества, когда более успешные учащиеся помогают отстающим и оценивают степень выполнения ими определённых заданий, и хоть впоследствии работа перепроверяется учителем, степень участия такого наставника тоже учитывается.

    Вывод. Использование различных систем, форм и методов оценивания на уроке существенно облегчает контакт учителя с учеником и построении дальнейшей работы. Указанные способы оценивания достаточно разнообразны, чтобы найти подход к учащимся разного уровня знаний, что существенно облегчает построение индивидуального маршрута успешности школьника. Понимание того, что на уроке можно не только получить отметку, но и увидеть результаты своей деятельности позволяет ученикам концентрироваться не столько на результате, выраженном в пятибалльной шкале, но и на процессе получения знаний, совершенствовании и успешности в изучении предмета.

Список использованных источников:

  1. https://educationschool.ru/formative-assessment-methods альманах
    School of Education, статья
    «Формирующие методы оценивания»
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sredstva-i-tehnologii-otsenivaniya-rezultatov-obucheniya «Современные средства и технологии оценивания результатов обучения» текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», авторы -  Смирнова Жанна Венедиктовна, Красикова Ольга Григорьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование задач по ЗОЖ на уроках математики в средней школе.

p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в наше...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART Board НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ГЛУХИХ

В статье представлены возможности использования интерактивной доски SMART Board на урока русского языка в процессе обучения детей с нарушениями слуха, имеющих особенности развития психических про...

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка и чтения в специальных ( коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль интерактивных методов обучения  во время работы с детьми с нарушением интеллекта, признаки интерактивног...

Программа 47-ой областной научно-практической конференции учителей русского языка и литературы. "Проектирование и оценка современного урока русского языка и литературы"

Цель проведения: совершенствование профессиональной компетентности учителей по технологиям обучения русскому языку и литературе в условиях современной информационной среды,представление инновационного...