ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART Board НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ГЛУХИХ
статья на тему
В статье представлены возможности использования интерактивной доски SMART Board на урока русского языка в процессе обучения детей с нарушениями слуха, имеющих особенности развития психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART Board НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ ГЛУХИХ
Мусина К. А.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»,
ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо», г. Екатеринбург
Аннотация
В статье представлены возможности использования интерактивной доски SMART Board на урока русского языка в процессе обучения детей с нарушениями слуха, имеющих особенности развития психических процессов.
Мышление начинается с удивления.
Аристотель.
Роль интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса, помогают повысить мотивацию школьников, обеспечить прочное усвоение учебного материала. А главное, позволяют организовать эффективное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфическая особенность глухих детей заключается в том, что запоминают они менее 5% услышанного и произнесенного, и более 40 % увиденного. А одновременное использование аудио- и видеоинформации, разнообразного наглядного материала повышает запоминаемость до 60-70 %.
Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Дети с нарушениями слуха, дети современного поколения, у которых выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. Интерактивные доски соответствуют этому способу восприятия информации.
С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии колонок, ПО для интерактивной доски. Со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.
Применение интерактивных досок в процессе обучения детей с нарушениями слуха, имеющих особенности развития психических процессов, позволяет сделать этот процесс более увлекательным и наглядным, То есть интерактивное устройство реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения, что является не мало важным в работе с глухими детьми. Наглядная, всегда находящаяся перед глазами информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах и активно задействовать зрительную память.
Интерактивная доска дает возможность мобильно и емко решить вопросы повторения, систематизации и обобщения объемного материала по русскому языку.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного.
В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, слова, знаки препинания, которые необходимо вставить.
Так же ИД позволяет применить и другие формы работы на уроке: заполнение таблиц и кроссвордов, выявление соответствий и деление материала на группы, составление диалогов и оформление предложений с прямой речью, отработка пунктуации в сложном предложении, быстрая проверка выполненного задания.
Спектр применения Интерактивная доски на уроках в достаточной степени широк.
Восприятие материала на уроках с использованием доски улучшается, легко вспоминаются фрагменты урока, изученный материал, возможно переключение с визуального восприятия информации на проблемно-поисковую деятельность. Ребенок при работе не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. ИД заинтересовывает учащихся, а в результате активизируются внимание, зрительная память, повышается эффективность обучения. Это великолепное дополнение к тем технологиям, которые уже давно применяются в образовательном процессе.
В связи с этим хотелось бы выделить ряд неоспоримых достоинств интерактивной доски.
Во-первых, ИД позволяет существенно экономить время на различных этапах урока.
Во-вторых, интерактивная доска дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и повторении.
В-третьих, она позволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена.
В-четвертых, использование материалов из других источников расширяет возможности работы при подготовке к уроку
В-пятых, возможность распечатать материалы также создает дополнительные удобства в работе.
В-шестых, запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку безграничен. Высокое качество картинок и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус.
В-седьмых, не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карточек, табличек, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.
В-восьмых, оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
И, наконец, доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.
Отрицательные аргументы:
- отсутствия каких-либо методических рекомендаций по применению этого учебного оборудования на уроках русского языка;
- строгое соблюдение здоровьесберегающих технологий учителем - предметником.
Важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий, особенно в работе с детьми с ОВЗ, во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные возможности доски. Насколько он понимает, что развитие интересов каждого школьника – это лучший, наиболее эффективный способ работы образовательной системы.
Список литературы
- Волкова И. А. Интерактивные информационные средства в образовательном процессе: учеб. / И.А.Волкова, Н.В.Шпарута; Ин_т развития регион. Образования. - Екатеринбург: ИРРО, 2010. - 111с.
- Умные уроки Smart. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart — устройствами и программами. Изд-е 2-е, испр. И доп. - М.: «ИНЭК», 2008.-184с.
- Сетевое педагогическое сообщество «используем интерактивную доску». [Электронный ресурс]. - //Портал «открытый класс» - Режим доступа: http://www.openclass.ru/
- Степаненко О.В. Интерактивная доска: приемы использования на уроках информатики в начальной школе. [Электронный ресурс]. - //Портал «Интернет-газета «Лаборатория знаний» - Режим доступа: - http://www.gazeta.lbz.ru/
- Использование интерактивной доски. [Электронный ресурс]. - //Портал «Сеть творческих учителей» - Режим доступа: - /http://www.it-n.ru/
- Интерактивое оборудование. [Электронный ресурс]. - //Интерактивные технологии. Официальный сайт Smart technologies Inc и Polimedia. - Режим доступа. - http://www.smartboart.ru/
- Форум «Применение интерактивной доски на уроках русского языка».[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fsu-expert.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к интерактивной доске Smart Board к уроку геометрии по теме "Центральные и вписанные углы"
Материалы к интерактивной доске Smart Board для уроков, выполненные в приложении к Smart Board в программе Notebook 10...
Возможности использования интерактивной доски SMART Board на уроке музыки
Работать с интерактивной доской SMART Board удивительно просто! Школьники быстро освоили навыки работы со SMART Board: пишут и рисуют маркерами, передвигают объекты, выполняя задания на уроке. И...
Мастер-класс "Эффективность использования интерактивной доски SMART Board на уроках математики "
В ходе данного мастер-класса учитель демонстрирует основные возможности использования интерактивной доски на уроках....
Обобщение опыта работы Шишулиной Н.В.по проблеме «Использование возможностей интерактивной доски Smart Board на уроках физики»
в данной работе рассказывается о некоторых примненениях интерактивной доски....
Опорный интерактивный поурочный план к уроку "Атом и атомное ядро" дидактический материал создан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 11.0.704.1 для интерактивной доски SMART Board.
Дидактический материал создан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 11.0.704.1 для интерактивной доски SMART Board. К дидактическому описанию прилагается подробное методи...
Разработка урока по математике 5 класс "Деление" с использованием интерактивной доски SMART BOARD
Разработка урока в 5 классе...
Разработка урока по математике 5 класс "Сложение десятичных дробей" с использованием интерактивной доски SMART BOARD
Разработка урока по математике в 5 классе с использованием интерактивной доски...