Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему "Фразеологизмы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Аннотация к уроку русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы»
Название материала | Урок русского языка |
Тема урока | Фразеологизмы |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Автор урока | Койнова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение | МБОУ «Черемушкинская СОШ» имени Героя Советского Союза И.Н.Черникова |
Краткое описание представленного урока | Урок русского языка построен в рамках системно деятельностного подхода. Цели урока: Урок,организованный в рамках системно-деятельностного подхода, эффективно формирует УУД учащихся. Дети проявляют самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему "Фразеологизмы" | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы" |
Цели урока: УУД: предметные: знать лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы по их признакам; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи. регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами; личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за язык; осознавать отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремиться к речевому самосовершенствованию. Урок в системе уроков: первый урок в разделе «Фразеология. Культура речи». |
Ход урока
Здравствуйте! Но, что, друзья, начнём урок?! И наш урок начинаем ровно в срок. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Пусть сегодня для нас всех на урок придет успех. Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелаем нам удачи и успешности в придачу!
- Ребята, сегодня я вам предлагаю попутешествовать . В Этом городе люди встают ни свет ни заря, бегают сломя голову, держат ушки на макушке, работают засучив рукава, не бьют баклуши и ходят навострив уши… Ребята, как вы думаете по какому городу мы будем путешествовать?
- Предположите тему нашего урока…
- Верно. Фразеологиия.
- Запишите ее тетрадь дату, классная работа и тему урока…
Давайте вспомним, что мы знаем о фразеологизмах.(#1063;то такое фразеологизмы?( фразеологизм-это устойчивое по составу образное выражение, состоящее из двух или более слов). #1053;азовите признаки фразеологизмов (В них насчитывается два и более слов;Имеют устойчивый состав;Имеют переносное значение; Имеют исторические корни; Являются единым членом предложения.
3. Какими членами предложения могут быть фразеологизмы (Да, фразеологизмы могут быть любыми членами предложения, но чаще всего они выполняют роль обстоятельства или сказуемого).#1054; чём можно узнать во фразеологическом словаре?( Во фразеологическом словаре можно узнать о значении, правописании и происхождении фразеологизмов. Это очень интересный словарь).
Ребята, как вы думаете, попав в город Фразеология , что мы можем узнать нового?
Определим цели и задачи урока.
Что мы должны знать? Как достичь результата?
Цели:обобщить знания о фразеологизмах, пополнить ими словарный запас, научиться употреблять фразеологизмы в разговорной и письменной речи.
Задачи:
1. уметь находить фразеологизмы в речи, давать им лексическое толкование;
2 усвоить структуру фразеологизмов. Уметь их отличать от свободных сочетаний слов;
3. знать как образуются фразеологизмы. Источники фразеологизмов;
4. уметь употреблять их в речи с целью её обогащения.
Итак, я предлагаю вам отправится в путешествие по городу. В этом городе есть разные достопримечательности ( зоопарк, музей, кинотеатр, библиотека, мастерская художника, лес антонимов). Посмотрим карту города(на экране). У каждого из вас на столе лежит карта города. Вы должны будете себя оценивать и отмечать на карте, как вы справились с заданием. Ставить себе оценку.
Я, думаю, что у нашего урока должен быть девиз?
И я предлагаю такой девиз урока
«Не бей баклуши, работай в поте лица»
Приступим. Девиз урока повторим-«Не бей баклуши, работай в поте лица»
1. Итак ,ребята, перед нами «городские ворота». Перед вами задание.
Определите, в каком столбике свободные словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов.
Повесить нос | Повесить сумку |
Взять себя в руки | Взять котенка на руки |
Сесть в калошу | Сесть на стул |
Вешать лапшу на уши | Вешать пальто в шкаф |
Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом(каким?): огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.
Зоопарк
Задание: Составьте словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов.
(Голуби, петухи, куры) не клюют.
(Собака, кот, козел) наплакал.
( Быка, собаку, кота) за хвост.
(Волк, корова, кошка) с собакой
Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть)- это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются в речи в неизменном виде.
Лес антонимов
Задание: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок
фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение.
Жить душа в душу -
Чуть свет - …
За тридевять земель - …
Коломенская верста- …
Слова для справок: на ночь глядя, рукой подать, как кошка с собакой, от горшка два вершка
Вывод. Фразеологизмы имеют антонимы.
- Проверим задания.
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места.
- А сейчас мы будем работать в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает?
Парк грамотеев
Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение.
- Коля сломя голову бежал по коридору.
- Я подумал и взял себя в руки.
Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.
Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах.
- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит сказки?
- Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах.
Задание: Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней.
- Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение.
- Молодцы. Вы хорошие зрители.
Библиотека
- Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ?
- Я приглашаю вас в фразеологизмов. Давайте познакомимся с историей фразеологизмов и возникновения некоторых их них. А помогут нам в этом Наташа, Андрей и Ева. Послушаем их сообщения.
- Спасибо, ребята.
- Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы.
- Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать.
- Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю)
- В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых)
Задание: Перед вами на экране картинки, в них зашифрован фразеологизм. Нужно расшифровать его.
Вывод: Фразеологизмы развивают нашу память и фантазию.
Динамическая пауза «Солнышко»
- Мы посетили много интересных мест, а теперь пора отдохнуть. Выполним физкультминутку . Встанем. Если вы услышите фразеологизм, поднимите руки вверх и потрясите. Если обычное словосочетание, опустите руки и потопайте ногами. ( золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий хвост, волчий аппетит, горькая микстура, горькая правда, выйти из положения, выйти из комнаты). Молодцы!
Творческая мастерская
- А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете писать мини-сочинение (5-7 предложений) на тему «Мой друг», «Моя подруга», используя различные фразеологизмы. В своем сочинении вы должны рассказать о вашем друге (подруге) и о дружбе.
- А теперь послушаем ваши сочинения. (Заслушивание полученных текстов).
- Молодцы, ребята. Вы умелые мастера. Из ваших сочинений я поняла, что у вас хорошие друзья.
Вывод: Итак, очень часто для характеристики качеств человека мы используем фразеологизмы.
Тест
- У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа.
О каком человеке так говорят:
#1054;н выйдет сухим из воды:
избежит наказания
робкий
#1054;н звёзд с неба не хватает:
умный
глупый
#1059; него денег куры не клюют:
богатый
бедный
#1059; него семь пятниц на неделе:
надёжный
часто меняет свои решения
#1059; него зимой снега не выпросишь:
щедрый
жадный
#1059; него душа нараспашку:
откровенный
скрытный
#1054;н водит всех за нос:
показывает людям дорогу
обманывает людей
- Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест.
- Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок.
- Молодцы, ребята, все справились с заданием.
- Наше путешествие подходит к концу. Вы все мне сегодня понравились. Я считаю, что на уроке мы работали в поте лица. Не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!
- А как бы вы оценили свою работу? Оцените ее с помощью кружочков, которые лежат у вас на столе. Посмотрите их обозначение на экране. Прикрепите свой кружочек к той картинке с фразеологизмом, который вам подходит. ( Работал в поте лица, бил баклуши, тянул кота за хвост, работал засучив рукава, работал спустя рукава).
- Итак, подведем итог урока.
- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?
- Правильно ребята, русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь. Зачем нам нужно знать о фразеологизмах?
Домашнее задание тоже будет таким же интересным: создайте свой авторский фразеологизм, нарисуйте его и предложите угадать его содержание ребятам на следующем уроке. Всем спасибо за хорошую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку «Существительные общего рода» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс
Урок изучения морфологических признаков имени существительного как части речи....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...