Конспект урока по русскому языку 6 класс на тему "Фразеологизмы"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Койнова Анна Владимировна

Аннотация к уроку русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы»

Название материала

Урок русского языка

Тема урока

Фразеологизмы

Предмет

Русский язык

Класс

6

Автор урока

Койнова Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «Черемушкинская СОШ» имени Героя Советского Союза И.Н.Черникова

Краткое описание представленного урока

Урок русского языка построен в рамках системно деятельностного  подхода.

Цели урока:
1) образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Урок,организованный в рамках системно-деятельностного подхода, эффективно формирует УУД учащихся. Дети проявляют самостоятельность, инициативу, развивают личностные качества.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Фразеологизмы"

Цели урока:
1) образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

УУД:

предметные: знать лексическое значение и грамматическое строение фразеологизмов; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре; знать о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; об особенностях употребления фразеологизмов в художественных произведениях; опознавать фразеологизмы по их признакам; определять лексическое значение фразеологизмов; подбирать к указанным словам фразеологизмы-синонимы; различать фразеологизмы и свободные сочетания слов; употреблять фразеологизмы в речи.

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами;
коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

личностные: осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за язык; осознавать отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа; стремиться к речевому самосовершенствованию.

Урок в системе уроков: первый урок в разделе «Фразеология. Культура речи».
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, фразеологический словарь, толковый словарь, рисунки.

Ход урока

Здравствуйте! Но, что, друзья, начнём урок?! И наш урок начинаем ровно в срок. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Пусть сегодня для нас всех на урок придет успех. Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелаем нам удачи и успешности в придачу!

- Ребята, сегодня я вам предлагаю попутешествовать . В Этом городе люди встают ни свет ни заря, бегают сломя голову, держат ушки на макушке, работают засучив рукава, не бьют баклуши и ходят навострив уши… Ребята, как вы думаете по какому городу мы будем путешествовать?

- Предположите тему нашего урока…

- Верно. Фразеологиия.

- Запишите ее тетрадь дату, классная работа и тему урока…

Давайте вспомним, что мы знаем о фразеологизмах.(#1063;то такое фразеологизмы?( фразеологизм-это устойчивое по составу образное выражение, состоящее из двух или более слов). #1053;азовите признаки фразеологизмов (В них насчитывается два и более слов;Имеют устойчивый состав;Имеют переносное значение; Имеют исторические корни; Являются единым членом предложения.

3. Какими членами предложения могут быть фразеологизмы (Да, фразеологизмы могут быть любыми членами предложения, но чаще всего они выполняют роль обстоятельства или сказуемого).#1054; чём можно узнать во фразеологическом словаре?( Во фразеологическом словаре можно узнать о значении, правописании и происхождении фразеологизмов. Это очень интересный словарь).

Ребята, как вы думаете, попав в город Фразеология , что мы можем узнать нового?

Определим цели и задачи урока.

Что мы должны знать? Как достичь результата?

Цели:обобщить знания о фразеологизмах, пополнить ими словарный запас, научиться употреблять фразеологизмы в разговорной и письменной речи.

Задачи:

1. уметь находить фразеологизмы в речи, давать им лексическое толкование;

2 усвоить структуру фразеологизмов. Уметь их отличать от свободных сочетаний слов;

3. знать как образуются фразеологизмы. Источники фразеологизмов;

4. уметь употреблять их в речи с целью её обогащения.

Итак, я предлагаю вам отправится в путешествие по городу. В этом городе есть разные достопримечательности ( зоопарк, музей, кинотеатр, библиотека, мастерская художника, лес антонимов). Посмотрим карту города(на экране). У каждого из вас на столе лежит карта города. Вы должны будете себя оценивать и отмечать на карте, как вы справились с заданием. Ставить себе оценку.

Я, думаю, что у нашего урока должен быть девиз?

И я предлагаю такой девиз урока

«Не бей баклуши, работай в поте лица»

Приступим. Девиз урока повторим-«Не бей баклуши, работай в поте лица»

1. Итак ,ребята, перед нами «городские ворота». Перед вами задание.

Определите, в каком столбике свободные словосочетания, а в каком фразеологизмы. Сравните их. Объясните значения фразеологизмов.

Повесить нос

Повесить сумку

Взять себя в руки

Взять котенка на руки

Сесть в калошу

Сесть на стул

Вешать лапшу на уши

Вешать пальто в шкаф

Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение - это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом(каким?): огорчиться; успокоиться, опозориться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.

Зоопарк

Задание: Составьте словосочетания с данными в скобках словами и выясните, есть ли среди них фразеологизмы, все ли словосочетания могут быть фразеологизмами. Объясните значения фразеологизмов.

(Голуби, петухи, куры) не клюют.

(Собака, кот, козел) наплакал.

( Быка, собаку, кота) за хвост.

(Волк, корова, кошка) с собакой

Вывод: Среди этих словосочетаний есть устойчивые (означают много, мало, опытный человек, которого трудно обмануть)- это фразеологизмы. Остальные в качестве фразеологизмов использовать нельзя. Фразеологизмы употребляются в речи в неизменном виде.

Лес антонимов

Задание: Подберите к предложенным фразеологизмам из слов для справок

фразеологизмы с противоположным значением. Объясните их значение.

Жить душа в душу -

Чуть свет - …

За тридевять земель - …

Коломенская верста- …

Слова для справок: на ночь глядя, рукой подать, как кошка с собакой, от горшка два вершка

Вывод. Фразеологизмы имеют антонимы.

- Проверим задания.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились со своими заданиями. Возвращаемся на свои места.

- А сейчас мы будем работать в тетрадях и у доски. Один ученик идет к доске. Кто желает?

Парк грамотеев

Записать предложение, разобрать по членам, найти фразеологизм, выяснить, каким членом предложения он является, объяснить его значение.

- Коля сломя голову бежал по коридору.

- Я подумал и взял себя в руки.

Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.

Кинотеатр. Сказка о фразеологизмах.

- Ребята, поднимите руки, кто из вас любит сказки?

- Я приглашаю вас в кинотеатр. Вместе мы посмотрим сказку о фразеологизмах.

Задание: Постарайтесь запомнить, какие фразеологизмы встречаются в ней.

- Какие фразеологизмы вы услышали в сказке? Объясним их значение.

- Молодцы. Вы хорошие зрители.

Библиотека

- Ребята, откуда пришли фразеологизмы в нашу речь ?

- Я приглашаю вас в фразеологизмов. Давайте познакомимся с историей фразеологизмов и возникновения некоторых их них. А помогут нам в этом Наташа, Андрей и Ева. Послушаем их сообщения.

- Спасибо, ребята.

- Видите, какую интересную историю имеют фразеологизмы.

- Ребята, в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать.

- Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю)

- В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? (фразеологических, толковых)

Задание: Перед вами на экране картинки, в них зашифрован фразеологизм. Нужно расшифровать его.

Вывод: Фразеологизмы развивают нашу память и фантазию.

Динамическая пауза «Солнышко»

- Мы посетили много интересных мест, а теперь пора отдохнуть. Выполним физкультминутку . Встанем. Если вы услышите фразеологизм, поднимите руки вверх и потрясите. Если обычное словосочетание, опустите руки и потопайте ногами. ( золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий хвост, волчий аппетит, горькая микстура, горькая правда, выйти из положения, выйти из комнаты). Молодцы!

Творческая мастерская

- А сейчас мы посетим творческую мастерскую. В ней вы будете писать мини-сочинение (5-7 предложений) на тему «Мой друг», «Моя подруга», используя различные фразеологизмы. В своем сочинении вы должны рассказать о вашем друге (подруге) и о дружбе.

- А теперь послушаем ваши сочинения. (Заслушивание полученных текстов).

- Молодцы, ребята. Вы умелые мастера. Из ваших сочинений я поняла, что у вас хорошие друзья.

Вывод: Итак, очень часто для характеристики качеств человека мы используем фразеологизмы.

Тест

- У каждого из вас на парте лежит тест. Подчеркните верный вариант ответа.

О каком человеке так говорят:

#1054;н выйдет сухим из воды:

избежит наказания

робкий

#1054;н звёзд с неба не хватает:

умный

глупый

#1059; него денег куры не клюют:

богатый

бедный

#1059; него семь пятниц на неделе:

надёжный

часто меняет свои решения

#1059; него зимой снега не выпросишь:

щедрый

жадный

#1059; него душа нараспашку:

откровенный

скрытный

#1054;н водит всех за нос:

показывает людям дорогу

обманывает людей

- Поднимите руки, кто готов. А теперь посмотрите на экран и проверьте тест.

- Поднимите руки те, у кого две ошибки, одна, нет ошибок.

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.

- Наше путешествие подходит к концу. Вы все мне сегодня понравились. Я считаю, что на уроке мы работали в поте лица. Не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

- А как бы вы оценили свою работу? Оцените ее с помощью кружочков, которые лежат у вас на столе. Посмотрите их обозначение на экране. Прикрепите свой кружочек к той картинке с фразеологизмом, который вам подходит. ( Работал в поте лица, бил баклуши, тянул кота за хвост, работал засучив рукава, работал спустя рукава).

- Итак, подведем итог урока.

- Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

- Правильно ребята, русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы будете их знать и научитесь к месту употреблять, тем выразительнее и ярче станет ваша речь. Зачем нам нужно знать о фразеологизмах?

Домашнее задание тоже будет таким же интересным: создайте свой авторский фразеологизм, нарисуйте его и предложите угадать его содержание ребятам на следующем уроке. Всем спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...