Методическая разработка для конкурса « Уроки Победы »
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Тема Великой Отечественной войны открывает широкие возможности для обсуждения: это проблема жизни на оккупированных территориях, проблема героев и символов Великой Отечественной войны, взаимодействия солдат и полководцев, проблема соотношения правды и вымысла о войне в художественной литературе, проблема человеческой и исторической памяти. Я люблю работать с текстами на эту тему. Они дают пищу для формирования лучших человеческих качеств. На них можно рассуждать о любви и ненависти, дружбе и предательстве, душевной чистоте и нравственной опустошённости.
Данный урок опирается на конкретные теоретические знания и практические умения обучающихся работать с художественным текстом, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы.
При планировании урока были учтены особенности развития студентов, их умение обосновывать тему, осознание цели, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность однокурсников, умение работать в парах.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решаются в комплексе. Ключевые слова темы « моей вины» нацеливают студента на размышление о последствиях войны и их нравственном влиянии на каждого из нас. Использование методики критического мышления дает возможность каждому студенту почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. На уроке рассматриваются актуальные проблемы для подростка в современном мире (через историческую призму): духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchat._urok.docx | 49.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»
Методическая разработка для конкурса
« Уроки Победы »
Номинация «Лучший урок русского языка»
« Я знаю, никакой моей вины...»
(урок подготовки к написанию
сочинения - рассуждения)
Разработала:
преподаватель
Амелькина
Раиса Александровна.
Рославль 2021 г.
Пояснительная записка
Тема Великой Отечественной войны открывает широкие возможности для обсуждения: это проблема жизни на оккупированных территориях, проблема героев и символов Великой Отечественной войны, взаимодействия солдат и полководцев, проблема соотношения правды и вымысла о войне в художественной литературе, проблема человеческой и исторической памяти. Я люблю работать с текстами на эту тему. Они дают пищу для формирования лучших человеческих качеств. На них можно рассуждать о любви и ненависти, дружбе и предательстве, душевной чистоте и нравственной опустошённости.
Данный урок опирается на конкретные теоретические знания и практические умения обучающихся работать с художественным текстом, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы.
При планировании урока были учтены особенности развития студентов, их умение обосновывать тему, осознание цели, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность однокурсников, умение работать в парах.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решаются в комплексе. Ключевые слова темы « моей вины» нацеливают студента на размышление о последствиях войны и их нравственном влиянии на каждого из нас. Использование методики критического мышления дает возможность каждому студенту почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. На уроке рассматриваются актуальные проблемы для подростка в современном мире (через историческую призму): духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество.
Технологическая карта урока русского языка 10 класс
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты
Тема урока: « Я знаю, никакой моей вины...» ( Подготовка к написанию сочинения – рассуждения)
Цель урока: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию студентов; формировать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны и малой родины; развивать бережное отношение к ветеранам войны и окружающим людям.
Задачи урока:
Образовательная:
подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;
Развивающая:
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;
обратить внимание на речевое оформление сочинения;
отработать навык работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения .
Воспитательная:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений
Оборудование:
индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;
исходный текст (По И. Богомолову);
раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).
Методы обучения:
-объяснительно-иллюстративный
-частично-поисковый
Тема урока | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ) |
Цель | Формирование навыков написания сочинения-рассуждения |
Задачи | Повторение структуры сочинения-рассуждения. Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста. Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления. Развитие монологической и диалогической речи. |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. |
Ресурсы | Проектор, текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература. |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа. |
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём «Яркое пятно»(3 мин.) | Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем Обращается к обучающимся: Ребята, вы заметили что-то необычное в моей одежде сегодня? Правильно, несвоевременная и необычная « бижутерия» - Георгиевская ленточка. Что вы можете рассказать о её символике, значении? А помните ли вы стихотворение нашего земляка А. Т. Твардовского « Я знаю, никакой моей вины...» - Проблемный вопрос: Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока? | Подготовка к работе на уроке. Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока Георгиевская ленточка — это один из главных символов Дня победы в России. Ее продольные черные и желтые полосы ( дым и пламя войны) знакомы каждому жителю нашей страны, поскольку 9 Мая георгиевские ленты украшают мемориальные венки, одежду людей, шествующих в Бессмертном полку. Сегодня, надевая на праздник георгиевские ленты, люди таким образам стремятся выразить свою благодарность солдатам, сражавшимся за свободу нашей страны и подарившим нам светлое будущее | Самопроверка готовности к уроку | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
II. Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (2 мин.) | Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание варианта С на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения. Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. | Формулируется тема урока «Проблемы исторической и человеческой памяти» | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение |
2. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». (3 мин.) |
| Лексическая работа. 1)память-это воспоминание о ком-то, чем-либо. .Она бывает вечная, живая, короткая, светлая, печальная, свежая, старая. 2)преданность - это верность, исполненная любви и приверженности к кому-либо или чему-нибудь; 3)самопожертвование-это жертвование своими личными интересами ради других; 4)драматизм-это крайняя степень напряжённости, тяжесть положения, обстоятельств. Индивидуальное задание. Обучающиеся подобрали примеры возможных эпиграфов к уроку: «Я их помню, живых и отчаянных. Не смогу, не сумею смолчать» А. Симаков «Прошла война, прошла страда,/ Но боль взывает к людям: /Давайте, люди, никогда /Об этом не забудем» А. Твардовский | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения | |
3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом. Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. (5 мин.) | Организует работу в группах по определению проблем текста Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы. | Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы: что волнует автора? какова основная проблема текста? Информация о выполнении задания. 1 группа определяет проблему. Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема затаенной вины за всех погибших в годы Великой Отечественной войны, драматичной судьбы тех, кто вернулся с этой жестокой войны. Позиция автора: предложение №9. 2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема душевных ран от потери близких в каждой третьей семье нашей Родины. .Каковы последствия этой победы- об этом заставляет нас задуматься автор. (Предложение 16) 3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему скоротечности и уязвимости человеческой жизни Позиция автора: предложение №18 | Определяют проблемы, поднимаемые автором. Корректируют ответы друг друга. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией. |
4. Формулирование проблемы. Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.) | Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь: «Проблема болезненной вины за погибших на полях сражений, ценой своей жизни даровавших нам Победу». | Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма. Коммуникативные: умение выражать мысли | |
5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. (3 мин.) | Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте. Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы) | Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста. | Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
6. Определение позиции автора. Выражение собственного мнения. Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.) | Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора. Как выражено отношение автора к изображаемому событию, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами. Определите их значение. | Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод). Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения (прил. 1) | Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод. | Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
7.Аргументация проблемы. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. (3 мин.) | Организует работу по нахождению аргументов. Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым). Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца. | Называют и сопоставляют аргументы. Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов. | Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы. | Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование. Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, |
8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением. Цель: усвоение учащимися определения тезиса. (4 мин.) | Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа. Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах. | Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы. Используют алгоритм написания. | Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием разных форм: -вывод-обобщение; -ответ на вопрос; -призыв к действию; -концовка с использованием цитаты. | Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения. Цель: самооценка результатов своей деятельности. (10 мин.) | Организует деятельность по применению полученных знаний. Оказывает помощь учащимся при написании работ. | Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются работами ,корректируют проверяют написанное друг другом. | Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами. | Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения. |
10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов Прослушивание частей сочинения учащихся. Работа над сочинением. Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. (4мин.) | Выявляет границы применения нового знания. Корректирует и комментирует все выступления обучающихся. | Корректируют работы. | Исправляют недостатки в работах. | Коммуникативные: умение быть готовым корректировать свою точку зрения |
11. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. (1 мин.) | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. Урок хочется закончить славами нашего земляка: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войныВ том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... А вот закончить эту мысль автора вам придётся самим. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока подготовки к сочинению- рассуждению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что вам понравилось? Над чем ещё предстоит работать? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. | |
VIII. Домашнее задание. (1 мин.) | Предлагаю написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту И. Богомолова в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе. | Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту ( приложение 1,2) |
Приложение №1
1.Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой - 9 мая и 15сентября.
2.Впрочем, не только в эти дни оно подчас всецело овладевает мною.
3.Как-то вечером вскоре после войны в шумном, ярко освещенном "Гастрономе" я
встретился с матерью Леньки Зайцева.4. Стоя в очереди, она задумчиво глядела в мою
сторону, и не поздороваться с ней я просто не мог.5. Тогда она присмотрелась и, узнав
меня, выронила от неожиданности сумку и вдруг разрыдалась.
6.Я стоял, не в силах двинуться или вымолвить хоть слово. 7.Никто ничего не понимал : предположили, что у нее вытащили деньги, а она в ответ на расспросы лишь истерически выкрикивала: "Уйдите!!! Оставьте меня в покое!.."
8.В тот вечер я ходил словно пришибленный.9. И хотя Ленька, как я слышал, погиб в
первом же бою, возможно не успев убить и одного немца, а я пробыл на передовой около
трех лет и участвовал во многих боях, я ощущал себя чем-то виноватым и бесконечно
должным и этой старой женщине, и всем, кто погиб - знакомым и незнакомым, - и их
матерям, отцам, детям и вдовам...
10.Я даже толком не могу себе объяснить почему, но с тех пор я стараюсь не попадаться этой женщине на глаза и, завидя ее на улице - она живет в соседнем квартале, - обхожу стороной.
11.А 15 сентября - день рождения Петьки Юдина; каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства.
12.Приходят взрослые сорокалетние люди, но пьют не вино, а чай с конфетами,
песочным тортом и яблочным пирогом - с тем, что более всего любил Петька.
13.Все делается так, как было и до войны, когда в этой комнате шумел, смеялся и
командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом и даже не
похороненный в сумятице панического отступления.14. Во главе стола ставится Петькин стул, его чашка с душистым чаем и тарелка, куда мать старательно накладывает орехи в сахаре, самый большой кусок торта с цукатом и горбушку яблочного пирога.15. Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во все горло: "Вкуснота-то какая, братцы! Навались!.."
16.И перед Петькиными стариками я чувствую себя в долгу; ощущение какой-то
неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет
меня.17. В задумчивости я не слышу, о чем говорят; я уже далеко-далеко... 18.До боли
клешнит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто - нибудь не вернулся...
(По И. Богомолову)
Приложение № 2
Сочинение по анализируемому тексту
В нашем представлении окончание войны связано с всеобщим ликованием. Стоит задуматься: а каковы же последствия этой великой Победы? На мой взгляд, это одна из проблем, которую поднимает автор данного текста И . Богомолов.
Рассказчик описывает послевоенную жизнь людей, потерявших на войне своих близких. Повествователь сообщает читателям, как «смеялся и командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом». Товарищ уже мёртв, но близкие ему люди живы, и их дальнейшая жизнь уже не будет прежней. Мама мальчика вряд ли забудет случившееся, вряд ли будет смеяться так же беззаботно, как прежде. Время у неё распалось на «до» и « после». Та жизнь до войны - теперь светлое воспоминание, и мыслями она навсегда осталась в ней. Повествователь не случайно обращает внимание на эту семью, ведь последствия войны отражаются в каждодневной действительности.
Обратимся к жизненной ситуации лирического героя. Он выжил в отличие от Пети. Но счастлив ли он? Как бы отвечая на этот вопрос, рассказчик говорит: « Я чувствую себя в долгу, ощущение какой-то неловкости и виновности, что вот я вернулся, а Петька погиб».
( Помните у Твардовского, « Я знаю, никакой моей вины, но все же...»?) Ему стыдно перед семьёй товарища за невредимость своего существования что ли? Слова героя помогают ответить на поставленный вопрос- проблему: война выиграна, но какой ценой! Ценой миллионов вот таких же молодых смертей, а выжившие до конца жизни будут чувствовать вину за погибших товарищей.
Безусловно, проблема, поднятая Богомоловым, интересует и тревожит нас. Нельзя не вспомнить героя известного произведения Михаила Шолохова « Тихий Дон». Григорий Мелехов после Гражданской войны возвращается к родному очагу. А от всей его большой семьи остался только один сын, - и «это всё, что осталось у него в жизни».
Таким образом, повествователь убеждает нас в том, война- это не только жертвы и потери, но и сотни тысяч изломанных судеб, нравственно искалеченных людей.
Приложение № 3
Эссе по предложенному тексту
« Из века в век»- «из роды в род»
Упокой, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: Ивана, Николая, Лидию,Евгения...
В это лето мне посчастливилось побывать с экскурсионной поездкой в городе Вязьма. Одна малознакомая и печальная история моего края про ратные бои под этим городом открылась мне. Мало кто говорит о них, упоминая о войне. Да и что вспоминать? Это ж не победа, чего ею восхищаться? Об ошибках говорить не любят, тем более когда враг-то уже разбит. А ведь эта битва была страшнее, чем, например, битва на Волге. Под Сталинградом Вермахт потерял армию генерала Паулюса, состоящую из двадцати двух дивизий. А Красная Армия под Вязьмой понесла ещё большие потери. В окружение попала группировка из трех армий, по самым скромным подсчетам, 380 000 человек были убиты, 600 000 военнослужащих попали в плен.
....Петра, Антонину, отрока Георгия, Семеона, Андрея, Александра... Вяземским котлом назвали катастрофическое завершение оборонительной операции Западного и Резервного фронтов в октябре 1941 года. Немецкая группа «Центр» в районе западнее Вязьмы прорвала оборону советских войск и окружила в их составе 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк. Дорога на Москву была открыта. Чтобы спасти положение, советское командование бросило против танковых дивизий рейха едва обученных ополченцев и курсантов.
...Геннадия, Николая ,Надежду ,Владимира, Илию, Ростислава, Родиона...
Окруженные войска вели ожесточенные бои до 13 октября. Часть из них 12 октября смогла вырваться из окружения и с боями вышла на Можайскую линию обороны. Героическое сопротивление наших войск сковало превосходящие силы противника, не дало ему продвинуться к Москве. Поэтому,я считаю, потери наших армий нельзя считать совершенно бессмысленными, хотя Вяземский котел стал для Красной Армии одной из самых серьезных катастроф в период Великой Отечественной войны.
...Вениамина, Поликарпа, Карпа со родичи, Евгения, Евгения, Евгения...
День и ночь звучат в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре имена павших здесь, под Вязьмой, солдат, офицеров, медсестричек, военноначальников. На сегодняшний день в поминальном синодике монастыря 21 тысяча имен. Двадцать одна! Как это много для поминовения одними лишь монахами, Но как это мало, учитывая, сколько безымянных и незахороненных героев ( да-да, героев) лежит на этой земле.
....Елену со чадами, Степана, Степаниду, Валентина, Рустика...
Мне трудно представить в полной мере, какие испытания пришлось преодолеть молодым необученным солдатам, выходя из окружения и раздваиваясь от непереносимой ненависти к врагу и желания жить. « Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Страшно было, ой, как страшно. Тут и граната помогала, и винтовка, и плечо друга, и вера в вышние силы. Даже если раньше этой веры и в помине не было!
....Максима, Евграфа,Аркадия, Серафима, Якова..
Несколько спасшихся окруженцев уверены, что им Божия Матерь помогла.
Прислушайтесь к их рассказу и вы согласитесь, что так и было.
Прорываясь к своим, группа солдат вышла к лесу. Сзади - смерть от вражеской пули, впереди- путь в никуда. И тут появляется какая-то женщина в светлых одеждах с ребёнком на руках . Некогда думать, откуда ей взяться в этом аду. Она взмахом руки манит их за собой, и они бездумно идут вслед. Идут даже не по тропинке, ломятся сквозь бурелом; а когда она неожиданно исчезает из виду, они с удивлением обнаруживают, что вышли из окружения. Так это было или не так, но один из тех солдат, Михаил ( Балаев),
позднее стал схиархимандритом, келейником Святейшего патриарха Алексия. Думаю, причину не надо объяснять.
...Наталию, Андрея, младенца Сергия, Пелагею..
А после войны на месте ожесточенных боёв как символ вечной памяти вознёсся белокаменный поминальный храм Спасо- Богородицкого Одигитриевского женского монастыря, настоятельница которого игуменья Ангелина (Нестерова). Это её отец израненный, но живой вышел из окружения. И нескончаемый поток благодарных земляков идёт сюда, чтобы почтить память погибших, подать поминальные записочки, с благоговением послушать рассказы экскурсоводов музея «Богородицкое поле» .А члены поискового отряда с одноимённым названием «Поиск» ( участником которого является и моя любимая учительница Бакина О.Н.) выполняют благородную миссию- находят останки погибщих и придают их земле. Только в августе этого года они подняли и захоронили ещё пятнадцать тел. Поисковиков поразили нестоптанные солдатские ботинки, новое обмундирование: солдаты даже не успели повоевать, извозить шинели в родной земле Они навечно легли в эту землю. Пятнадцать семей нашли своих роодных, ранее безымянных героев, пятнадцатью именами пополнился поминальный синодик. Значит, память жива! Значит, их жизнь продолжается, на небесах ли, в наших душах ли, главное, жива!
И снова плывут к небесам слова вечной молитвы монахов:
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: Евгения,
Клима,
Николая,
Сергия...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»
Форма: путешествие по станциям (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...
Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс
НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со струк...
Методическая разработка практико-ориентированного урока с элементами конкурса "Приготовление песочных пирожных корзиночка с белковым кремом"
Разработка практико-ориентированного урока...
Методическая разработка мероприятия посвященная дню победы «9 мая День Победы. Мы помним. Мы гордимся»
Педагог-организатор призван воспитывать и развивать учащихся во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе...
Методическая разработка классного часа "Дороги победы", посвященная празднованию 75 годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Данный материал можно использовать на классных часах в 9-11 классах, а также при подготовке учащихся к сочинениям, посвященным Великой Отечественной войны. В разработке содерзаться имена веретанов, ко...
Методическая разработка к 75-летию Победы "Урок памяти. День освобождения Освенцима"
27 января 1945 года советскими войсками был освобожден концлагерь Освенцим. 75-летию этого события и посвящен сценарий...
Методическая разработка на тему: «Война. Победа. Память», посвящённая Дню Победы.
В рамках реализации ФГОС нового поколения особое место занимает проектная деятельность. В связи с этим данная методическая разработка представляет собой проект по теме: «Война и Мир» и сод...
- Мне нравится (1)