Методическая разработка для конкурса « Уроки Победы »
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Амелькина Раиса Александровна

 

  Тема Великой Отечественной войны открывает широкие возможности для обсуждения: это проблема жизни на оккупированных территориях, проблема героев и символов Великой Отечественной войны, взаимодействия солдат и полководцев, проблема соотношения правды и вымысла о войне в художественной литературе, проблема человеческой и исторической памяти. Я люблю работать с текстами на эту тему. Они дают пищу для формирования лучших человеческих качеств. На них можно рассуждать о любви и ненависти, дружбе и предательстве, душевной чистоте и нравственной опустошённости.

   Данный урок опирается на конкретные теоретические знания и практические умения обучающихся работать с художественным текстом, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы.

При планировании урока были учтены особенности развития студентов, их умение обосновывать тему, осознание цели, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность однокурсников, умение работать в парах.

 Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решаются в комплексе. Ключевые слова  темы « моей вины» нацеливают студента на размышление о последствиях войны и их нравственном влиянии на каждого из нас. Использование методики критического мышления дает возможность каждому студенту почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. На уроке рассматриваются актуальные проблемы для подростка в современном мире (через историческую призму): духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okonchat._urok.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

 

Методическая разработка для конкурса

« Уроки Победы »

Номинация «Лучший урок русского языка»

« Я знаю, никакой моей вины...»

(урок подготовки к написанию

 сочинения - рассуждения)

                                                                

                                                                  Разработала:

  преподаватель

                                                          Амелькина

 Раиса Александровна.

Рославль  2021 г.

Пояснительная записка

  Тема Великой Отечественной войны открывает широкие возможности для обсуждения: это проблема жизни на оккупированных территориях, проблема героев и символов Великой Отечественной войны, взаимодействия солдат и полководцев, проблема соотношения правды и вымысла о войне в художественной литературе, проблема человеческой и исторической памяти. Я люблю работать с текстами на эту тему. Они дают пищу для формирования лучших человеческих качеств. На них можно рассуждать о любви и ненависти, дружбе и предательстве, душевной чистоте и нравственной опустошённости.

   Данный урок опирается на конкретные теоретические знания и практические умения обучающихся работать с художественным текстом, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы.

При планировании урока были учтены особенности развития студентов, их умение обосновывать тему, осознание цели, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность однокурсников, умение работать в парах.

 Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решаются в комплексе. Ключевые слова  темы « моей вины» нацеливают студента на размышление о последствиях войны и их нравственном влиянии на каждого из нас. Использование методики критического мышления дает возможность каждому студенту почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. На уроке рассматриваются актуальные проблемы для подростка в современном мире (через историческую призму): духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество.

Технологическая карта урока русского языка 10 класс

                        Тип урока: урок развития речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты

Тема урока: « Я знаю, никакой моей вины..( Подготовка к написанию сочинения – рассуждения)

Цель урока: способствовать нравственно-патриотическому воспитанию студентов; формировать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны и малой родины; развивать бережное отношение к ветеранам войны и окружающим людям.

Задачи урока:

Образовательная:

подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения;

Развивающая:

развивать  коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;

обратить внимание на речевое оформление сочинения;

отработать навык  работы с текстом и алгоритм написания сочинения-рассуждения .

Воспитательная:

воспитание уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений

Оборудование:

индивидуальные папки учащихся с вложенным  материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над сочинением;

исходный текст (По И. Богомолову);

раздаточный материал - рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

таблица (для поэтапного занесения частей сочинения в ходе анализа текста).

Методы обучения:

             -объяснительно-иллюстративный

             -частично-поисковый

Тема урока

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)

Цель

Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

Задачи

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы

Проектор, текст для  организации работы по написанию сочинения;  рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

  1. Организационный.
  2. Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём «Яркое пятно»(3 мин.)

Проверяет готовность к уроку, приветствует учащихся. Желает хорошего настроения всем

Обращается к обучающимся:

Ребята, вы заметили что-то необычное в моей одежде сегодня? Правильно, несвоевременная и необычная « бижутерия» - Георгиевская ленточка. Что вы можете рассказать о её символике, значении?

А помните ли вы стихотворение нашего земляка А. Т. Твардовского « Я знаю, никакой моей вины...»

- Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему нашему уроку я предпосылаю такие вопросы? Как может быть сформулирована тема урока?

Подготовка   к работе на уроке.

Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Георгиевская ленточка — это один из главных символов Дня победы в России. Ее продольные черные и желтые полосы ( дым и пламя войны) знакомы каждому жителю нашей страны, поскольку 9 Мая георгиевские ленты украшают мемориальные венки, одежду людей, шествующих в Бессмертном полку. Сегодня, надевая на праздник георгиевские ленты, люди таким образам стремятся выразить свою благодарность солдатам, сражавшимся за свободу нашей страны и подарившим нам светлое будущее

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 положительное отношение к школе и учебной деятельности

II. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(2 мин.)

Итак, ребята, сегодня урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения на основе исходного текста. Именно в таком жанре формулируется задание варианта С на экзамене по русскому языку в форме ЕГЭ. Композиция урока предполагает фронтальное повторение первоначальных моментов работы с исходным текстом, непосредственный анализ текста и практическую часть, которая будет проводиться на черновиках. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения.

  Итак, повторим некоторые теоретические понятия, которые нам необходимы в процессе работы

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

Формулируется тема урока «Проблемы исторической и человеческой памяти»

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

2. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

 (3 мин.)

 

Лексическая работа.

1)память-это  воспоминание о ком-то, чем-либо. .Она бывает вечная, живая, короткая, светлая, печальная, свежая, старая. 

 2)преданность - это верность, исполненная любви и  приверженности к кому-либо или чему-нибудь;

3)самопожертвование-это жертвование своими личными интересами ради других;

4)драматизм-это крайняя степень напряжённости, тяжесть положения, обстоятельств.

Индивидуальное задание.

Обучающиеся подобрали примеры возможных

эпиграфов к уроку:

«Я их помню, живых и отчаянных. Не смогу, не сумею смолчать» А. Симаков

«Прошла война, прошла страда,/ Но боль взывает к людям: /Давайте, люди, никогда  /Об этом не  забудем» А. Твардовский

«Помните! Через века, через года — Помните! О тех, кто уже не придет никогда,— Помните»!
Р.Рождественский

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения

3.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. 

(5 мин.)

Организует работу в группах по определению проблем текста

Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

Учащиеся читают, анализируют текст, отвечают на вопросы:

что волнует автора? какова основная проблема текста?

Информация о выполнении задания.

1 группа определяет проблему.

 Основная проблема, которая стала объектом раздумий автора, - это проблема затаенной вины за всех погибших в годы Великой Отечественной войны, драматичной судьбы тех, кто вернулся с этой жестокой войны.

 Позиция автора: предложение №9.

2 группа называет проблему, над которой размышляет автор. Это проблема душевных ран от потери близких в каждой третьей семье нашей Родины. .Каковы последствия этой победы- об этом заставляет нас задуматься автор. (Предложение 16)

3группа делает вывод о том, что автор обращает внимание на проблему скоротечности и уязвимости человеческой жизни

Позиция автора: предложение №18

Определяют проблемы, поднимаемые автором.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

4. Формулирование проблемы.

Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

Формулируют одну из исходных проблем текста. Записывают в тетрадь:  

«Проблема болезненной вины  за погибших на полях сражений, ценой своей жизни даровавших нам Победу».

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

5. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(3 мин.)

Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение.

6. Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора.

Как выражено отношение автора к изображаемому событию, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.

 Определите их значение.

Определяют позицию автора. Дают определения частям сочинения (тезис, аргументы, вывод).

Выполняют работу с образцами, позволяющими выстроить логику сочинения (прил. 1)

Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные:

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

7.Аргументация проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. 

(3 мин.)

 Организует работу по нахождению аргументов.

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

Называют  и сопоставляют аргументы.

Вспоминают случаи из жизни и художественной литературы, записывают их в качестве аргументов.

Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса. 

(4 мин.)

Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа.

Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют обнаруженные аргументы.

Используют алгоритм написания.

Первично обобщают материал. Пишут заключение с использованием разных форм:

-вывод-обобщение;

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

9.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.

Цель: самооценка результатов своей деятельности.

(10 мин.)

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются работами ,корректируют  проверяют написанное друг другом.

Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

10. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения  учащихся.

Работа над сочинением.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. 

(4мин.)

Выявляет границы применения нового знания.

Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

Корректируют работы.

Исправляют недостатки в работах.

Коммуникативные:

умение быть готовым корректировать свою точку зрения

11. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

(1 мин.)

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Урок хочется закончить славами нашего земляка: Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войныВ том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...

А вот закончить эту мысль автора вам придётся самим.

Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока подготовки к сочинению- рассуждению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что вам понравилось? Над чем ещё предстоит работать?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

VIII. Домашнее задание. (1 мин.)

Предлагаю написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту И. Богомолова в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе.

Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту ( приложение 1,2)

                                                                                                     Приложение №1

1.Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой - 9 мая и 15сентября.

2.Впрочем, не только в эти дни оно подчас всецело овладевает мною.

3.Как-то вечером вскоре после войны в шумном, ярко освещенном "Гастрономе" я

встретился с матерью Леньки Зайцева.4. Стоя в очереди, она задумчиво глядела в мою

сторону, и не поздороваться с ней я просто не мог.5. Тогда она присмотрелась и, узнав

меня, выронила от неожиданности сумку и вдруг разрыдалась.

6.Я стоял, не в силах двинуться или вымолвить хоть слово. 7.Никто ничего не понимал : предположили, что у нее вытащили деньги, а она в ответ на расспросы лишь истерически выкрикивала: "Уйдите!!! Оставьте меня в покое!.."

8.В тот вечер я ходил словно пришибленный.9. И хотя Ленька, как я слышал, погиб в

первом же бою, возможно не успев убить и одного немца, а я пробыл на передовой около

трех лет и участвовал во многих боях, я ощущал себя чем-то виноватым и бесконечно

должным и этой старой женщине, и всем, кто погиб - знакомым и незнакомым, - и их

матерям, отцам, детям и вдовам...

10.Я даже толком не могу себе объяснить почему, но с тех пор я стараюсь не попадаться этой женщине на глаза и, завидя ее на улице - она живет в соседнем квартале, - обхожу стороной.

11.А 15 сентября - день рождения Петьки Юдина; каждый год в этот вечер его родители собирают уцелевших друзей его детства.

12.Приходят взрослые сорокалетние люди, но пьют не вино, а чай с конфетами,

песочным тортом и яблочным пирогом - с тем, что более всего любил Петька.

13.Все делается так, как было и до войны, когда в этой комнате шумел, смеялся и

командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом и даже не

похороненный в сумятице панического отступления.14. Во главе стола ставится Петькин стул, его чашка с душистым чаем и тарелка, куда мать старательно накладывает орехи в сахаре, самый большой кусок торта с цукатом и горбушку яблочного пирога.15. Будто Петька может отведать хоть кусочек и закричать, как бывало, во все горло: "Вкуснота-то какая, братцы! Навались!.."

16.И перед Петькиными стариками я чувствую себя в долгу; ощущение какой-то

неловкости и виноватости, что вот я вернулся, а Петька погиб, весь вечер не оставляет

меня.17. В задумчивости я не слышу, о чем говорят; я уже далеко-далеко... 18.До боли

клешнит сердце: я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто - нибудь не вернулся...

(По И. Богомолову)

                                                               Приложение № 2

                       Сочинение по анализируемому тексту 

В нашем представлении окончание войны связано с всеобщим ликованием. Стоит задуматься: а каковы же  последствия этой  великой Победы? На мой взгляд, это одна из проблем, которую поднимает автор данного текста  И . Богомолов.

  Рассказчик описывает послевоенную жизнь людей, потерявших на войне своих близких. Повествователь сообщает читателям, как  «смеялся и командовал лобастый жизнерадостный мальчишка, убитый где-то под Ростовом». Товарищ уже мёртв, но близкие ему люди живы, и их дальнейшая жизнь уже не будет прежней. Мама мальчика вряд ли забудет случившееся, вряд ли будет смеяться так же  беззаботно, как прежде. Время у неё распалось на «до» и « после». Та жизнь до войны - теперь светлое воспоминание, и мыслями она навсегда осталась  в ней. Повествователь не случайно обращает внимание на эту семью, ведь последствия войны отражаются в каждодневной действительности.

Обратимся к жизненной ситуации лирического героя. Он выжил  в отличие от Пети. Но счастлив ли он? Как бы отвечая на этот вопрос, рассказчик говорит: « Я чувствую себя в долгу, ощущение какой-то неловкости и виновности, что вот я вернулся, а Петька погиб».

( Помните у Твардовского, « Я знаю, никакой моей вины, но все же...»?) Ему стыдно перед семьёй товарища за невредимость своего существования  что ли? Слова героя помогают ответить на поставленный вопрос- проблему: война выиграна, но какой ценой! Ценой миллионов вот таких же молодых смертей, а выжившие до конца жизни будут чувствовать вину за погибших товарищей.

Безусловно, проблема, поднятая Богомоловым, интересует и тревожит нас. Нельзя не вспомнить героя известного произведения Михаила Шолохова « Тихий Дон». Григорий Мелехов после Гражданской войны возвращается к родному очагу. А от всей его большой семьи  остался только один сын, - и «это всё, что осталось у него в жизни».

Таким образом, повествователь убеждает нас в том, война- это не только жертвы и потери, но и сотни тысяч изломанных судеб, нравственно искалеченных людей.


                                                                              Приложение № 3

                                                                  Эссе по предложенному тексту

                                                      « Из века в век»- «из роды в род»

   Упокой, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: Ивана, Николая, Лидию,Евгения...  

   В это лето мне посчастливилось побывать с экскурсионной поездкой в городе Вязьма. Одна малознакомая и печальная  история моего края про ратные бои под  этим городом открылась мне. Мало кто говорит о них, упоминая о войне. Да и что вспоминать? Это ж не победа, чего ею восхищаться? Об ошибках говорить не любят, тем более когда враг-то уже  разбит. А ведь эта битва была страшнее, чем, например, битва на Волге. Под Сталинградом Вермахт потерял армию генерала Паулюса, состоящую из двадцати двух дивизий. А  Красная Армия под Вязьмой понесла  ещё большие потери. В окружение попала группировка из трех армий,  по самым скромным подсчетам, 380 000 человек  были убиты, 600 000 военнослужащих попали в плен.

....Петра, Антонину, отрока Георгия, Семеона, Андрея, Александра...            Вяземским котлом назвали катастрофическое завершение оборонительной операции Западного и Резервного фронтов в октябре 1941 года. Немецкая группа «Центр» в районе западнее Вязьмы прорвала оборону советских войск и окружила в  их  составе 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк. Дорога на Москву была открыта. Чтобы спасти положение, советское командование бросило против танковых дивизий рейха едва обученных ополченцев и курсантов.

...Геннадия, Николая ,Надежду ,Владимира, Илию, Ростислава, Родиона...

    Окруженные войска вели ожесточенные бои до 13 октября. Часть из них 12 октября смогла вырваться из окружения и с боями вышла на Можайскую линию обороны. Героическое сопротивление наших войск сковало превосходящие силы противника, не дало ему продвинуться к Москве. Поэтому,я считаю, потери наших армий нельзя считать совершенно бессмысленными, хотя Вяземский котел стал для Красной Армии одной из самых серьезных катастроф в период Великой Отечественной войны.

...Вениамина, Поликарпа, Карпа со родичи, Евгения, Евгения, Евгения...

     День и ночь звучат в Спасо-Богородицком Одигитриевском женском монастыре имена павших здесь, под Вязьмой, солдат, офицеров, медсестричек, военноначальников. На сегодняшний день в поминальном синодике монастыря  21 тысяча имен. Двадцать одна! Как это много для поминовения одними лишь монахами, Но как это мало, учитывая, сколько безымянных и незахороненных героев ( да-да, героев) лежит на этой земле.

....Елену со чадами, Степана, Степаниду, Валентина, Рустика...

    Мне трудно представить в полной мере, какие испытания пришлось преодолеть молодым необученным солдатам, выходя из окружения и раздваиваясь от непереносимой ненависти к врагу и желания жить. « Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Страшно было, ой, как страшно. Тут и граната помогала, и винтовка, и плечо друга, и вера в вышние силы. Даже если раньше этой веры и в помине не было!

....Максима, Евграфа,Аркадия, Серафима, Якова..

    Несколько спасшихся окруженцев уверены, что им Божия Матерь помогла.

Прислушайтесь к их рассказу  и вы согласитесь, что так и было.

 Прорываясь к своим,  группа солдат вышла к лесу. Сзади - смерть от вражеской пули, впереди- путь в никуда. И тут появляется  какая-то женщина в светлых одеждах с ребёнком на руках . Некогда думать, откуда ей взяться в этом аду. Она взмахом руки манит  их за собой, и они  бездумно идут вслед. Идут  даже не по тропинке, ломятся сквозь бурелом; а когда она неожиданно исчезает из виду, они с удивлением обнаруживают, что вышли из окружения. Так это было или не так, но один из тех солдат, Михаил ( Балаев),

 позднее стал схиархимандритом, келейником Святейшего патриарха Алексия. Думаю, причину не надо объяснять.

...Наталию, Андрея, младенца Сергия, Пелагею..

   А после войны на месте ожесточенных боёв как символ вечной памяти вознёсся белокаменный поминальный храм Спасо- Богородицкого Одигитриевского женского монастыря, настоятельница которого игуменья Ангелина (Нестерова). Это её отец израненный, но живой вышел из окружения. И нескончаемый поток благодарных земляков идёт сюда, чтобы почтить память погибших, подать поминальные записочки, с благоговением послушать рассказы экскурсоводов  музея «Богородицкое поле» .А члены поискового отряда с одноимённым названием «Поиск» ( участником которого является и моя любимая учительница Бакина О.Н.) выполняют благородную миссию- находят останки погибщих и придают их земле. Только в августе этого года они подняли и захоронили ещё пятнадцать тел. Поисковиков поразили  нестоптанные солдатские ботинки, новое обмундирование: солдаты даже не успели повоевать, извозить шинели в родной земле Они навечно легли в эту землю. Пятнадцать семей нашли своих роодных, ранее безымянных героев, пятнадцатью именами пополнился поминальный синодик. Значит, память жива! Значит, их жизнь продолжается, на небесах ли, в наших душах ли, главное, жива!

     И снова плывут к небесам слова вечной молитвы монахов:

Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: Евгения,

       Клима,

               Николая,

                       Сергия...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка длительной образовательной игры «Победа деда - моя победа!» «Методическое пособие по патриотическому воспитанию»

Форма: путешествие по станциям  (игровое событие в рамках длительной образовательной игры "Победа деда -моя победа!"Направление: военно-патриотическое.В приложениях- сценаный план игры , в том чи...

Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс

НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со струк...

Методическая разработка мероприятия посвященная дню победы «9 мая День Победы. Мы помним. Мы гордимся»

Педагог-организатор призван воспитывать и развивать учащихся во внеурочное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями по воспитательной работе...

Методическая разработка классного часа "Дороги победы", посвященная празднованию 75 годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Данный материал можно использовать на классных часах в 9-11 классах, а также при подготовке учащихся к сочинениям, посвященным Великой Отечественной войны. В разработке содерзаться имена веретанов, ко...

Методическая разработка к 75-летию Победы "Урок памяти. День освобождения Освенцима"

27 января 1945 года советскими войсками был освобожден концлагерь Освенцим. 75-летию этого события и посвящен сценарий...

Методическая разработка на тему: «Война. Победа. Память», посвящённая Дню Победы.

В рамках реализации ФГОС нового поколения особое место занимает проектная деятельность. В связи с этим данная методическая разработка представляет собой проект по теме: «Война и Мир» и сод...