«Чередование гласных О-А в корнях -лаг – лож-».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Алена Владимировна Позднякова

Урок поможет сформировать навык правописания букв А-О в корнях -лаг-лож-, научит формулировать правило и четко  запоминать ход действий по его применению.  Поможет развить орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, обогатит словарный запас обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

«Чередование гласных О-А в корнях

-лаг – лож-».

Тема урока: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож.
Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

-формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-;

-научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-;

-научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Задачи урока:

-формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг - лож-, ;

-отработать навыки владения способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг- (-лож).

-развивать орфографическую зоркость, внимание, логическое мышление, обогащение словарного запаса обучающихся,

-воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развивать познавательные интересы, этические чувства, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни, самооценка на основе критерия успешности;

Предметные: научиться применять правило при выборе вариантов букв О или А, использовать лингвистические термины при объяснении, накапливать багаж нового грамматического материала и приобретать опыт его применения;

Метапредметные:

- базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; делать выводы с использованием умозаключений; формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев;

- базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании ; аргументировать свою позицию, мнение; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; самостоятельно формулировать обобщение и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.

- работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать . обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, эффективно запоминать и систематизировать информацию.

- Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать свою точку зрения в диалогах, в устной монологической речи и в письменных текстах; проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы.

- самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи, выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;

- самоконтроль: давать адекватную оценку учебной ситуации , предвидеть трудности , которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями эмоциям других; регулировать способ выражения собственных эмоций;

- принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению, признавать свое и чужое право на ошибку, принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость.

Ход урока:

- Добрый день, ребята. Я рада нашей сегодняшней встрече. Надеюсь,

урок будет интересным и полезным.

-Обратите внимание на слайд. Спишите словосочетания, вставьте

пропущенные буквы. Объясните выбор орфограммы.

Под…рить радость, побл…год…рить подружку, ук…жите в скобках,

т…жёлый подъем, к…заться в…сёлым, предл...жить помощь, предл...гать

торт, уг…щать обедом, насл…ждаться природой.

- Ребята. Какая орфограмма встретилась?

- Прочитайте слова, объясните свой выбор.

- Все ли слова вы смогли проверить? Почему?

- Ребята, какие цели сегодня мы поставим на уроке?

- Сформулируйте проблему, над которой мы будем работать.

- Постарайтесь сформулируйте тему нашего урока.

Работа с правилом.

-Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правило правописания

корней с чередованием А - О в корнях –ЛАГ-/-ЛОЖ-.

- Объясните выбор буквы. Какое правило у вас получилось?

- Хорошо, молодцы. С правилом мы ознакомились. Какая проблема стоит

перед нами теперь?

- Какой цели мы должны достичь на уроке?

«Тренировочное упражнение»

Класс делится на две группы. Первая команда выписывает слова с корнем –

лож- , вторая – с корнем –лаг-.

Запись под диктовку учителя. Ученики распределяют слова в два столбика в

зависимости от варианта корня. Обозначить орфограмму.

Излагать содержание, полагаться на друзей, предложить решение, знать

признаки прилагательных, простое предложение, расположились на ночлег,

положение дел, напишите изложение, уложить багаж, слагаемые числа,

располагать свободным временем.

Варианты ответов учеников.

- А теперь прочитаем правило в учебнике и сравним с тем определением,

которое вы самостоятельно сформулировали .

- Итак, полученные теоретические знания по данной теме применяем на

практических заданиях.

Объяснительный диктант.

Высказать предположение, обсудить положение, расположиться на отдых,

предлагать маршрут, разложить вещи, расположение комнат, прилагается

счет, сложить учебники.


Приём “Найди ошибку”

( активизация внимания учащихся)

- Ребята, обратите внимание на слова, в которых есть ошибки.

Прил О гать усилия. СлАжить вещи. ВозлОгать надежды.

ПредлОжить печенье. БезотлОгательное дело. Радостное предполОжение.

РасполОжиться у костра.

Физкультминутка.

- Я буду читать слова, а вы поднимаете ручки и хлопаете в ладоши, если пишется буква А.

А если надо написать букву О, тогда необходимо присесть на стульчик.

Излагать, полагаться, предлагать, прилагать, предложение,

положение, расположиться, возлагать, изложите, слагаемое,

приложение, возлагать, переложить, разложить.

« Орфографические загадки»

- Ребята. Предлагаю вам решить орфографические загадки. Замените выражение одним словом с корнем -ЛАГ- , -ЛОЖ-. Объясните графически выбор гласной в корне.

1. Описать что-то, передать устно или письменно (изложить).

2. Надеяться на кого-то (полагаться).

3. Вид письменной работы по русскому языку (изложение).

4. Часть речи (прилагательное).

5. Прибавить одно к одному (сложить).

6. Математическое действие (сложение).

Задание « Лингвистический эксперимент»

Работа в парах. Взаимопроверка.

- Прочитайте предложения из знаменитого произведения писателя –фантаста Александра Беляев « Человек-амфибия».

Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож-.

Обратите внимание, вам даны слова для справок.

1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем _______________ басни.

2) Индеец, _______________ руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке.

3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:

- Вы спасли жизнь моей внучки. Что может _______________ вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.

4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _______________ по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух.

5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _______________ скал.

Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.

Закрепление темы урока.

Упражнение « Лишнее слово»:

1) В каких словах напишете О: отл…жить, пол…жить, изл…гать, предл…гать.

2) В каких словах напишете А: изл…жение, предл…жение, прил…гать, прил…гательное.

3) В каких словах напишете А: сл…жить. сл…гать. перел…жить, сл…гаемое.

4) В каких словах напишете О: распол…гаться, сл…жение, прил…жжение, зал…жить.

5) В каком ряду во всех словах напишете А:

А) отл…жить, пол…жить, распол…гаться, зал…жить

Б) прил…гать, изл…гать, предл…гать, прил…гательное

В) возл…гать, пол…гаться, сл…гаемое, сл…жение

Г) прил…гать , перел…жить , изл…жжение.

Рефлексия.

- Ребята, каким бы вы "Смайликом" оценили свою работу на уроке?

- Удалось ли нам достичь поставленной цели?

- Что было интересно?

- Что было самым трудным для вас?

- Чью работу на уроке можно выделить и почему?

- Как вы оцените своих одноклассников?

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Домашнее задание даётся дифференцированно по выбору учащихся

#1057;оставьте диктант на правописание корней с чередованием а – о (25 слов)

2. Выполните упражнение № 527




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - ращ- - -рос"

План-конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях слов с использованием ЭОР" в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

"Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ"

Открытый урок русского языка в 5 классе...

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе Тема: Чередование гласных е -и в корнях

Проверочная работа по русскому языку в 5 классе Тема: Чередование гласных е -и в корнях...

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»

План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема:   «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК:  Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...