Урок русского языка по теме "Суффиксы наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Карбаинова Наталья Николаевна

Урок русского языка по теме "Суффиксы наречий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_ispolzovaniem_ikt_po_teme_suffiksy_narechiy.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

с использованием ИКТ по теме:

«Буквы А и О на конце наречий»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тема урока: «Буквы А и О на конце наречий»

Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв А и О на конце наречий с приставками, сформировать умение находить наречия на изученную орфограмму и правильно их писать.

Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с орфограммой «Буква О и А на конце наречий»;
  • научить применять её на практике;
  • расширить знания о способах образования наречий;
  • углубить представление об использовании наречий в языке;

развивающие:

  • развивать память, внимание, воображение;
  • развивать способность логически мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, формулировать высказывания;

воспитательные:

  • воспитывать познавательный интерес;
  • прививать навыки самостоятельного овладения знаниями;
  • воспитывать культуру общения и поведения;
  • воспитывать уважительное отношение к языку.

Формат проведения: очный, с применением ИКТ.

Технология:

  • дифференцированное обучение;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование:

  • настольный компьютер;
  • планшетный компьютер;
  • проектор.

Используемые материалы:

  • учебник «Русский язык. 7 класс»;
  • раздаточный материал (карточки с морфемами, карточки с заданиями);
  • слайдовая презентация.

Аннотация к уроку:

Правописание наречий – один из наиболее сложных разделов орфографии. Данный урок знакомит учащихся с правилом написания наречий. В ходе занятия рассматривается правило выбора суффиксов О/А на конце наречий, формируются навыки его применения. Для оптимизации процесса обучения используются ИКТ. Визуальный материал способствует лучшему восприятию знаний учащимися, формирует навыки самостоятельной работы и самопроверки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые ресурсы, оборудование, материалы

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на работу, предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.

Учащиеся приветствую учителя, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Блиц-опрос.

1. Слово учителя:

«Сегодня мы продолжаем изучать такую важную и сложную тему, как наречия. Но прежде чем мы перейдём к новому материалу, давайте в форме блиц-опроса вспомним всё, что мы знаем об этой части речи».

2. Демонстрируется слайд №1 с вопросами. Учитель задаёт вопросы.

3. Особое внимание акцентируется на последнем вопросе.

Слово учителя:

«Какие способы образования наречий вы знаете?

От каких частей речи образуются наречия?

С помощью каких морфем?

Какой способ, на ваш взгляд, самый продуктивный?»

4. Демонстрируется слайд №2.

Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают изученное о наречиях, называют способы образования наречий, приводят примеры.

Слайд №1.

Слайд №2.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1. Работа с карточками. Учитель раздаёт карточки с морфемами и даёт задание:

- составить из них слова;

- определить морфемный состав наречий;

- распределить их на две группы;

- постараться увидеть закономерность деления их на группы.

2. Слово учителя: «Какие слова у вас получились? Давайте проверим». Демонстрируется слайд №3.

«В чём была основная трудность в составлении слов? Очевидно, в выборе суффиксов -О и -А на конце наречий.  Действительно, чтобы правильно написать наречия с суффиксами -О и -А на конце, нужно знать определённое правило. Именно ему будет посвящён наш урок. Подводя итог нашей вступительной беседы, сформулируем тему и цель сегодняшнего урока.

Итак, тема урока – «Буквы -А и-О на конце наречий», а цель – научиться правильно писать эти наречия. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему.

1. Учащиеся конструируют слова, сообщают о возникших трудностях.

2. Учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

Слайд №3.

Карточки

с морфемами

4. Усвоение новых знаний.

1. Слово учителя: «Запишите в тетради в два столбика образованные вами наречия. Выделите в них приставки и суффиксы. Какую закономерность в употреблении суффиксов -О и -А вы заметили? Сформулируйте правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом».

2. Учитель демонстрирует слайд №4, где в форме таблицы сформулировано правило. Особое внимание обращает на наречия, образованные суффиксальным способом.

Ученики выполняют задания,  находят закономерность, выводят правило.

Слайд №4.

5. Первичное закрепление.

1. Учитель делит учеников на две группы и даёт задание: первая группа образует наречия с помощью приставок и суффикса -О, а вторая группа – с помощью приставок и суффикса -А.

Задание демонстрируется на слайде №5.

2. Слово учителя: «Ребята, вам, наверное, нелегко было без подглядывания в табличку с правилом выполнить это задание. Путались приставки, суффиксы. Но есть один ключик, который поможет нам легко запомнить правило выбора суффиксов -О и -А в наречиях. Этот ключ – слово «окно».

Учитель демонстрирует слайд №6.

3. Работа с учебником. Учитель обращает внимание на правило выбора суффикса наречия в зависимости от способа его образования.

4. Творческая работа. Учитель предлагает выполнить задание, размещённое на слайде №7. После выполнения учащимися задания на слайде с заданием появляются правильные ответы.

1. Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Разделившись на пары, учащиеся осуществляют взаимопроверку.

2. Учащиеся с удивлением обнаруживают, насколько просто и легко можно запомнить правило с использованием волшебного слова.

3. Учащиеся заполняют таблицу из упражнения №245, ещё раз формулируют правило.

4. Учащиеся выполняют работу и сверяют свои ответы с изображенными на слайде.

Слайд №5.

Слайд №6.

учебник «Русский язык. 7 класс»

Слайд №7.

6. Самостоятельная работа.

Учитель раздаёт карточки с заданиями.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните правописание. Определите способ образования наречия.

Карточка №2, карточка №3.

Вставьте пропущенные буквы, выделите изученную орфограмму.

Каждый учащийся выполняет своё задание.

Карточки

с индивидуаль-ными заданиями

7. Рефлексия. Подведение итогов и оценка работы учащихся.

1. Слово учителя: «Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Какие цели и задачи каждый из вас ставил перед собой в начале урока? Что нового вы сегодня узнали? Сформулируйте правило выбора суффикса -О и -А на конце наречий».

2. Учитель оценивает работу класса и каждого ученика, ставит оценки.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, делают выводы.

8. Домашнее задание.

Учитель объясняет домашнее задание.

1. Выучить правило.

2. Выполнить упражнение №247.

3. Выполнить тест (ссылка).

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Наречие"

Урок русского языка по теме "Наречие"...

Урок русского языка по теме: "Наречие", 4 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Наречие".  УМК "Школа России". учебник  и рабочая тетрадь по русскому языку 4 класс, часть 1, автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.Целевые устано...

Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка по теме "Наречие"

Упражнения для выявления уровня знаний учащихся по теме "Наречие"....

Урок русского языка "Не с наречиями на о и е"

Тема.  Не с наречиями на о и е.Цель:  показать условия написания не с наречиями на о и е;Сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.Знать: правило напис...

Методическая разработка использования интерактивной доски на уроках русского языка по теме "Наречие" в 7 классе

Материал может быть использован как на отдельно взятом уроке по теме «Наречие», так и на нескольких уроках по данной теме. Он включает в себя три раздела: сведения о наречии как части речи, правописан...

Карточки к урокам русского языка по теме "Наречие"

Индивидуальные задания по теме "Наречие". 7 класс....

Урок русского языка по теме "Наречие как часть речи"

Вашему вниманию предлагается разработка урока русского языка в 7 классе и презентация  по теме "Наречие как часть речи". Форма проведения урока-  лингвистический журнал. Нестандартное решени...