Технологическая карта урока "Причастный оборот" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Лихтенвальд Галина Петровна

Класс 7

УМК/ Образовательная технология под редакцией С.Г.Бархударова и др./ Проблемно-поисковое обучение

Предмет Русский язык

Тема Причастный оборот

Тип урока первичное предъявление новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме первый урок в теме «Причастный оборот», изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Цель: ознакомление с причастным оборотом.

Задачи:

-дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову

- научить графически обозначать причастный оборот в предложении;

      - объяснить разницу между зависимым и определяемым словами;

 - воспитывать самостоятельно мыслящую личность, совершенствовать умения учащихся совместного решения проблем, договариваться друг с другом, отстаивать точку зрения.

- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

   

      ФИО учителя Лихтенвальд Галина Петровна

Класс 7

УМК/ Образовательная технология под редакцией С.Г.Бархударова и др./ Проблемно-поисковое обучение

Предмет Русский язык

Тема Причастный оборот

Тип урока первичное предъявление новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме первый урок в теме «Причастный оборот», изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Цель: ознакомление с причастным оборотом.

Задачи:

-дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову

- научить графически обозначать причастный оборот в предложении;

      - объяснить разницу между зависимым и определяемым словами;

 - воспитывать самостоятельно мыслящую личность, совершенствовать умения учащихся совместного решения проблем, договариваться друг с другом, отстаивать точку зрения.

- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Планируемые результаты

предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Расширяют представление об причастии, знакомятся с причастным оборотом;

тренируются находить причастный оборот в предложении, выделять его графически; работают по восстановлению текста и составлению своего устного высказывания о роли причастного оборота.

Осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, выявлять качество и уровень усвоения;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

оценивать, выполнять контроль, коррекцию

Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; умение ставить и формулировать проблему;

умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их;

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (развитие речи); умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; развитие читательской грамотности;

Умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям при работе в паре и группе.

Умение оценивать себя и работу класса.

Этап урока

                                                       

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку

Индивидуальная

Фронтальная

Приветствует класс. Проверяет готовность обучающихся к уроку, выявляет отсутствующих.

Слушают и понимают речь других.

Отвечают на вопросы.

Выявление отсутствующих.

2

Мотивация.

Эмоциональный и доброжелательный настрой на урок.

Индивидуальная

Фронтальная

Создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета.

Приветствие учителя. Демонстрация готовности к уроку.

Эмоциональный и доброжелательный настрой на урок.

Формирование положительной мотивации к обучению – личностные УУД

3

Актуализация знаний.

Выявить проблему

Фронтальная

Организовывает погружение в проблему (работа с информацией на доске)

Синтаксическая минутка

- Рассмотрите задания на доске:

а) Восполните недостающее в определении причастия:

Причастие – это … , которая обозначает признак … и отвечает на вопросы …

б) Зачеркните лишнее:

Причастия бывают сов., несов. в.; наст., прош., буд. вр.

в) Восполните недостающее:

Причастие изменяется по родам, … .

Сверкающая гирлянда; отражающий свет; движущаяся колонна; созданное мировоззрение; присутствовавший на семинаре; искрящийся снег; ведущая в парк калитка.

– Определите окончания причастий.

– Перечислите (устно) морфологические признаки данных причастий.

– В каждом словосочетании выделите главное слово. Что называется, главным словом?

Запись в тетради: главное слово – определяемое слово
(от него задается вопрос); зависимое слово – слово, к которому задается вопрос.

– Запишите словосочетания в два столбика: в первый – причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие; выделите окончания причастий.

В застывшем воздухе; над сияющей землей; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котенок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрепанная челка.

(Взаимопроверка по ключу на слайде.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. Обращает внимание учащихся на словосочетание блистающая золотом листва, которое нельзя внести ни в первую, ни во вторую графу: в нем есть как определяемое, так и зависимое слово.

– Можно ли назвать причастие с зависимым словом в данном словосочетании смысловым отрезком? (Можно, так как зависимое слово вносит дополнительное значение в словосочетание, без него словосочетание станет непонятным.)

Обдумывают ответы

на вопросы, участвуют в диалоге с учителем, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выявляют проблему.

Выявляют проблему

Осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

4

Постановка учебных задач.

Определить тему и цель урока.

Фронтальная

Наблюдение

за языковым материалом учебника (с. 95-96). Беседа.

Какой вывод по итогам своих наблюдений вы можете сделать?

– Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и расстановке знаков препинания в различных случаях местоположения причастного оборота

Определяют тему и цель урока. Осознанно строят речевые высказывания.

Формулируют тему и цели;

Определение темы и цели. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить.

5

 Первичное усвоение новых знаний

Выполнение обучающимися заданий.

Групповая, индивидуальная

– Прочитайте текст. Определите тему текста. Подчеркните основную мысль и причастные обороты. Отметьте определяемые слова, объясните, пользуясь материалом учебника, расстановку запятых при причастных оборотах.

Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному. Причастия и множество необходимых слов обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.
(А. С. Пушкин.)

– Докажите справедливость высказывания поэта, сравнив два текста (Приложение 1.)

РОДНЫЕ УГОЛКИ 
(деформированный текст)

Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки-касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые ворота, которые освещены солнцем, и исчезают в безбрежном пространстве, которое сверкает. В солнечном луче, который прорвался, плавают золотые пылинки. Тиха и извилиста речка, которая протекает в берегах, которые укрыты ивняком и ольховником. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, которые заросли земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, умел находить душистые ягоды, которые скрывались в тени кустарников. С сердцем, которое билось, ходил я по земле, которая была украшена зеленью и цветами.

(По И. Соколову-Микитову.)

РОДНЫЕ УГОЛКИ
(текст-ключ)

Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки-касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые, освещенные солнцем ворота и исчезают в сверкающем безбрежном пространстве. В прорвавшемся солнечном луче плавают золотые пылинки. Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, умел находить душистые ягоды, скрывавшиеся в тени кустарников. С бьющимся сердцем ходил я по земле, украшенной зеленью и цветами.

(По И. Соколову-Микитову.)

Обсуждение итогов сопоставительного анализа текстов.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Обучающиеся в сотрудничестве с учителем приходят к выводу, что причастные обороты избавляют текст от ненужных речевых повторов, делая его более динамичным. Кроме того, причастные обороты во многих случаях более точно выражают мысль автора, чем синонимичные придаточные определительные. Организует и сопровождает деятельность учащихся

Принимают

участие

 в работе, докладывают о результатах работы

группы

по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Дети на протяжении всего занятия были в действии.

Выполняют мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;

Расширяют представление об причастном обороте,

Учатся оценивать, выполнять контроль, коррекцию;

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной
задачи.

6

Первичное закрепление

Написать сочинение

Фронтальная, индивидуальная

– Приходилось ли вам бывать в лесу? Опишите свои впечатления от этой прогулки в небольшом сочинении, используя причастия и причастные обороты.

Контролирует правильность выполнения задания. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом

- оценивают работу;

- исправляют и объясняют ошибки

- приобретают умения использовать знания и умения.

Выполняют действия в соответствии с поставленной задачей.

Сочинение-оценивание Оценивают правильность выполнения, выполняют контроль, коррекцию.

7

Итоги урока.

Оценка правильности выполнения задания.

Индивидуальная Фронтальная

Проводит рефлексию.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек: урок понравился – с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Оценка классу – себе.

Рефлексия своих действий. Осуществляют самоконтроль. Оценивают результаты своей деятельности на уроке и деятельности класса.

Оценивают результаты деятельности на уроке.

Оценивают себя и работу класса.

Листы обратной связи

8

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Записать домашнее задание.

Фронтальная.

Конкретизирует домашнее задание.

  1. Изучить П.25
  2. Выполнить упражнение 173. Из упражнения выпишите предложения с причастными оборотами. Причастный оборот обозначьте графически, определяемое слово заключите в прямоугольник.

Записывают в дневник.

10

Итоги и самоанализ урока

Самоанализ урока по русскому языку.

      ФИО учителя Лихтенвальд Галины Петровна

Класс 7

УМК/ Образовательная технология под редакцией С.Г.Бархударова и др./ Проблемно-поисковое обучение

Предмет Русский язык

Тема Причастный оборот

Тип урока первичное предъявление новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме первый урок в теме «Причастный оборот», изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

Материалы и оборудование: презентация, тетрадь, учебник, карточки с текстами приложение 1, ноутбук, проектор, экран.

Цель: ознакомление с причастным оборотом.

Задачи:

-дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову

- научить графически обозначать причастный оборот в предложении;

      - объяснить разницу между зависимым и определяемым словами;

 - воспитывать самостоятельно мыслящую личность, совершенствовать умения учащихся совместного решения проблем, договариваться друг с другом, отстаивать точку зрения.

- развивать мотивы и интересы познавательной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные знания, предметные действия:

Расширяют представление об причастии, знакомятся с причастным оборотом; тренируются находить причастный оборот в предложении, выделять его графически; работают по восстановлению текста и составлению своего устного высказывания о роли причастного оборота.

Регулятивные:

Осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, выявлять качество и уровень усвоения;

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

оценивать, выполнять контроль, коррекцию.

Познавательные:

Умение выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; умение ставить и формулировать проблему;

умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их;

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (развитие речи); умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; развитие читательской грамотности;

Личностные:

Умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям при работе в паре и группе.

Умение оценивать себя и работу класса.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка учебных задач.
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Первичное закрепление.
  7. Итоги урока.
  8. Домашнее задание.

Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе проводилась промежуточная рефлексия. Переход от одного этапа к другому был плавным.

На начало урока класс был полностью подготовлен, помещение проветрено, выдан раздаточный материал. Внимание детей было мобилизовано, рабочая обстановка была создана. Организационный момент был эмоциональным и доброжелательным. Ученики поприветствовали педагога.

На этапе актуализации знаний, учащиеся вспомнили изученный ранее материал по причастию. Дети столкнулись с проблемной ситуацией – словосочетание блистающая золотом листва относится и к одной и к другой группе. В нем есть как определяемое, так и зависимое слово.

Тема и цели урока были сформулированы учениками.  

Далее были различные задания, направленные на закрепление материала.

Итоги урока также были подведены самими учениками.

Содержание урока:

Материал для урока учителем был подобран правильно и соответствовал гигиеническим требованиям. Содержание урока соответствовало требованиям программы. На данном уроке дети продемонстрировали хорошие знания по предмету.

На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения: словесный, наглядный. Использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности: постановка проблемных вопросов, использование интеграционного подхода, использование фрагментов из художественного текста.

На протяжении всего урока велась работа по развитию универсальных навыков, функциональной грамотности, используя прием реконструкция текста.

В ходе работы большое внимание уделялось формированию умения у детей слышать и слушать своих товарищей.

Методика проведения урока:

На уроке использовалась индивидуальная и групповая формы работы. При работе в группах была выдержана методика.

Наглядный материал использовался на всех этапах урока и соответствовал гигиеническим требованиям.  Разнообразные задания (работа с параграфом учебника по изучению причастного оборота, восстановление текста с последующим сравнением с оригиналом, написание сочинения с использованием причастий и причастного оборота) были четко озвучены и проверялись на каждом этапе.

Психологические основы урока:

На уроке развивалось и поддерживалось внимание, работа была направлена на развитие памяти, воображения.

Работа и поведение учащихся на уроке:

Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие навыков самоконтроля.

Поведение учителя на уроке:

На протяжении всего урока вела себя сдержанно, была собрана, отлично ориентировалась в материале, была доброжелательна с учениками, позитивно настроена.

Выводы и предложения:

Я считаю, что цель и задачи урока были достигнуты, урок проведен на высоком методическом уровне. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Приложение 1.

РОДНЫЕ УГОЛКИ 
(деформированный текст)

Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки-касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые ворота, которые освещены солнцем, и исчезают в безбрежном пространстве, которое сверкает. В солнечном луче, который прорвался, плавают золотые пылинки. Тиха и извилиста речка, которая протекает в берегах, которые укрыты ивняком и ольховником. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, которые заросли земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, умел находить душистые ягоды, которые скрывались в тени кустарников. С сердцем, которое билось, ходил я по земле, которая была украшена зеленью и цветами.

(По И. Соколову-Микитову.)

РОДНЫЕ УГОЛКИ
(текст-ключ)

Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. В тихие весенние ночи я просыпаюсь на сеновале. Меня будит бодрый петушиный крик как бы у самого уха. Душисто пахнет сено. Ласточки-касатки снуют над самой головой, ныряют в открытые, освещенные солнцем ворота и исчезают в сверкающем безбрежном пространстве. В прорвавшемся солнечном луче плавают золотые пылинки. Тиха и извилиста речка, протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны, заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и травы, умел находить душистые ягоды, скрывавшиеся в тени кустарников. С бьющимся сердцем ходил я по земле, украшенной зеленью и цветами.

(По И. Соколову-Микитову.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока английсого языка в 5 классе по теме "Речевой оборот ""to be" going to"(собираться что то сделать)

    Данный урок английского языка в 5 классе по теме «Речевой оборот «собираться что-то сделать»» является «уроком «открытия» нового знания». Этот урок имеется в календарно-темтическо...

Технологическая карта урока по теме: "Дом. Употребление оборота thereis\ are". 4 класс. По ФГОС.

Тема: «Дом. Употребление оборота thereis\ are» Класс: 4 Тип урока:«открытия» нового знания Оборудование:УМК. М.З. Биболетова, Н. Н. Трубанёва «Программа курса английского языка. Английс...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастный оборот"

Технологическая карта урока даёт подробное описание всех этапов постижения темы "Причастный оборот", включая актуализацию ранее изученого о причастии, создание проблемной ситуации, работу в ...

Технологическая карта урока "Погода летом. Употребление в речи оборота to be going to"… .

Образовательные ресурсы - - учебник Английский язык. 5 кл. Ч.1.О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова, М. – Дрофа, 2015г.;- книга для учителя «Английский язык» (5 класс, серия ...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....