Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 5 клссе на тему "Обобщение по теме "Имя существительное" | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
на тему «Обобщение изученного
по теме «Имя существительное»
разработан и проведен
учителем русского языка и
литературы
МБОУ «Лаишевская средняя
общеобразовательная школа № 2
имени Героя Советского Союза
Бориса Кирилловича Кузнецова»
Лаишевского мунициального
района Республики Татарстан
Афанасьевой Татьяной Александровной
Тема урока «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (урок закрепления)
Цель: создание условий для формирования навыка употребления имен существительных, расширение словарного запаса, формирование культуры речи учащихся.
Задачи урока:
1. вспомнить грамматическое значение имени существительного;
2. научиться определять морфологические и синтаксические признаки;
3. вспомнить орфографические правила, связанные с именем существительным
4. научиться строить словосочетания и предложения с использованием имен существительных.
Планируемые результаты:
предметные: ученик
•обобщит и закрепит знания об имени существительном;
•научится употреблять имена существительные в речи.
ученик получит возможность научиться:
•выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
•участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
•проявляет познавательный интерес к учебному материалу
•понимает причины успеха в учебной деятельности.
Формы работы: групповая, фронтальная, парная.
Оборудование: мультимедийная презентация, экран, рабочие листы, бумажные макеты кленового листа, снежинки, цветка, для рефлексии – макет солнышка на лепестках которого разные грамматические категории.
Ход урока.
- Организационный момент. (СЛАЙД 1)
- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, себе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните, выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. И начнем наш урок.
- Целеполагание.
- Ребята, посмотрите на экран. Прочтите. Все ли понятно в этой записи? Почему? (Здесь нет имен существительных) (СЛАЙД 2)
- Давайте попробуем восстановить это текст. (Варианты ответов детей) (СЛАЙД 3)
- Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? (Об имени существительном) (СЛАЙД 4)
- А какие задачи мы перед собой поставим? (Варианты ответов детей) (СЛАЙД 5)
- Работа по теме урока.
- Так что же такое имя существительное? (Ученики дают определение) (СЛАЙДЫ 6, 7)
- Ребята, почему существительному нужно два вопроса? (Есть существительные одушевленные и неодушевленные) (СЛАЙДЫ 8, 9)
- Вернемся к нашему тексту. Выпишите из него существительные, разделив их на группы: одушевлённые и неодушевлённые. В ваших рабочих листах это задание № 1. На выполнение задания вам отводится 2 минуты. – задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой (СЛАЙД 1)
- Ребята, а почему одно существительное в этом тексте внутри предложения написано с заглавной буквы? (Это имя собственное)
- Значит, на какие еще группы можно разделить имена существительные? (Собственные и нарицательные) (СЛАЙДЫ 11, 12)
- А сейчас учащиеся, сидящие за столом справа, выпишут только имена собственные, а те, кто сидит слева, - нарицательные. Не забывайте про орфографическое правило. В ваших рабочих листах это задание № 2.На выполнение задания вам отводится 50 секунд. – Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой (СЛАЙД 13)
- Ребята, все справились? Молодцы! А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагменты мультфильмов и постараться запомнить все имена существительные, которые услышите. (Ребята смотрят фрагменты и после каждого отрывка называют имена существительные) (СЛАЙДЫ 14-21)
- Ребята, чем различаются формы этих существительных? (Они употреблены в разных числах) (СЛАЙД 22)
- Образуйте от каждого существительного другую форму числа. – Задание выполняется устно по цепочке (СЛАЙДЫ 23-29)
- Ребята, а вас ничего не смутило в последнем фрагменте? (В слове «документы» неверно ударение)
- Давайте проверим, как вы знаете ударения. Сейчас перед вами будут появляться слова. Если ударный первый слог, встанет первая группа, если второй, то вторая, если третий – третья. (СЛАЙД 30)
- В русском языке много слов с трудным ударением. Чтобы их запомнить, я предлагаю использовать прием рифмовки. Возьмем для примера слово «квартал». Подберите к нему рифмы. А теперь придумайте двустишие с этой рифмой. Я думаю, что теперь вы никогда не ошибетесь с ударением в этом слове. (СЛАЙД 31)
- Ребята, а теперь я предлагаю вам подумать, на какие группы можно разделить эти существительные. (СЛАЙД 32) – варианты ответов детей (СЛАЙД 33, 34)
- Каждая из групп получает такой лист, на который прикреплены стикеры с существительными. Работая в группе, распределите эти существительные в три столбика в зависимости от рода. На выполнение задания вам дается 20 секунд. – В ходе последующей проверки один участник из группы называет существительные одного рода , другие группы проверяют (СЛАЙДЫ 35, 36)
- Ребята, а всегда ли так легко определит род имени существительного? Определите род существительных «кофе, шампунь, бандероль». Составьте с ним словосочетания и запишите их в рабочий лист. Это задание № 4(СЛАЙДЫ 37-40)
- А сейчас выполним небольшую зарядку для глаз. Следим глазами за выплывающей на экране строчкой и, когда она останавливается, читаем хором. (СЛАЙДЫ 41-42)
- Ребята, почему некоторые из вас при произнесении последних слов делали ошибки? (Хочется произнести в рифму и изменить существительное)
- Как называются имена существительные, которые нам встретились в этих отрывках? (Несклоняемые существительные)
- Как же изменяются имена существительные в русском языке? (По падежам) (СЛАЙД 43)
- Следующее задание – вставить пропущенные окончания и определите падеж существительных. В рабочих листах это задание № 5. На работу отводится 2 минуты.– Задание выполняется с последующей фронтальной проверкой
- Ребята, как вы думаете, в каком предложении сдержится основная мысль этого текста? (В песне скворца мы слышим чужие мотивы: трели соловья, мяуканье иволги, свист синички.) (СЛАЙД 46 - 47)
- Выполите синтаксический разбор этого предложения и определите части речи. – Разбор выполняется одним учеником у доски, остальные работают в рабочих листах.
- Какой же можно сделать вывод о синтаксической роли имен существительных? (Имя существительное может быть любым членом предложения) (СЛАЙД 48)
(Физкультминутка)
- А сейчас я предлагаю составить ассоциативный ряд со словами: 1 группа – «осень»; 2 группа – «зима»; 3 группа – «весна». – Учащиеся, работая в группах, составляют ассоциативные ряды, затем зачитывают их. (СЛАЙД 49)
- А теперь так же, работая в группах, напишите сочинение-миниатюру, используя записанные вами слова. На работу отводится 3 минуты (СЛАЙД 50 - 51) – Работа выполняется на бумажных макетах кленового листа, снежинки, цветка. После выполнения работы, сочинения зачитываются и вывешиваются на доску.
4. Домашнее задание.
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Дома вы должны будете решить тест. Задание базового уровня, с которым должны справиться все, это часть «А»,
повышенный уровень сложности – части «А» и «В», продвинутый уровень – все три части. (СЛАЙД 52)
- Рефлексия.
- А сейчас давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. Перед вами на столах лежат лепестки – лучики. Посовещайтесь в группе и решите, какие из этих грамматических категорий присущи именам существительным. Прикрепите эти лучики к нашему солнышку. (СЛАЙД 53)
Приложение
Рабочий лист
1. Из текста выпишите существительные, разделив их на группы:
одушевлённые: _________________________________________________
_______________________________________________________________
неодушевлённые: ________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Из предложенных слов выпишите собственные (нарицательные) имена существительные: ГОРОД, ПОЕЗД, ВОЛГА, ЖУРНАЛ, ОЗЕРО, ПУШКИН, ПАРИЖ, РЕКА, БОРОДИНО, БАРСИК.
Собственные: ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Нарицательные: _________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Запишите услышанные слова. Образуйте другую форму времени и запишите ее: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Запишите словосочетания: ______________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
5. Вставьте пропущенные окончания и определите падеж существительных.
Настоящую песню скворца надо слушать рано утром. Первый розовый свет зари окрасит деревья. Он легко проникает в скворечник.. .
Воздух немного согрелся, и скворцы рассаживаются на высокие ветк.. . В песне скворца мы слышим чужие мотивы: трели соловья, мяукань.. иволг.. , свист синичк.. .Иногда в этой мелодии.. раздаются такие звук.. , что не удержишься и рассмеёшься. На дерев.. закудахчет курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь.
Домашнее задание к уроку русского языка в 5 классе на тему
«Обобщение изученного по теме «Имя существительное»
Часть А
А 1. Укажите неверное суждение.
1) Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?
2) Род и склонение являются постоянными признаками имён существительных.
3) Имена существительные изменяются по родам.
4) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?
А 2. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые.
1) Ботинок, собака
2) Ромашка, грач
3) Друг, инженер
4) Окно, полотенце
А 3. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные.
1) Брат, подруга, отец
2) (Река) Свияга, (улица) Соловьиная, (спектакль) «Гамлет»
3) (газета) «Садовод», Минск, улица
4) Пётр Иванович, Лермонтов, москвич
А 4. Укажите ряд, в котором все имена существительные мужского рода.
1) Бандероль, шинель 3) Тюль, шампунь
2) Взморье, фасоль 4) Галерея, душ
А 5. Укажите ряд, в котором все имена существительные употреблены в форме родительного падежа.
1) Не видно дороги, мало денег 3) Гостья, женщина
2) Находится в здании, у сына 4) На стене, около дороги
А 6. Укажите ряд, в котором все имена существительные не имеют единственного числа.
1) Ясли, джинсы 3) Жиры, дрожжи
2) Отгулы, листы 4) Животы, синева
А 7. Укажите ряд, в котором на месте всех пропусков пишется И.
1) В чистот.., у землянк.., около землянк..
2) В здании.., по дорожк.., к птиц..
3) В тетрад.., в тетрадк.., к дочер..
4) На сирен.., на растени.., в поселени..
Часть В
Прочитайте текст и выполните задания В 1 – В 3.
(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала за край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. (2) Она была так прелестна, нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3) Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя, ни жизни. (4) Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5) Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
(Г. Х. Андерсен)
В 1. Выпишите из предложения 1 существительные в форме винительного падежа.______________________________________________________________________________________________________________________________
В 2. Выпишите из предложения 5 одушевлённые имена существительные. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
В 3. Выпишите из предложения 3 существительное 3-го склонения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть С.
С 1. Придумайте продолжение этой истории и запишите его в виде мини-сочинения (3 – 5 предложений).
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"
Открытый урок русского языка и литературы проводился в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
урок русского языка на тему " Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»
урок подготовлен для учащихся, занимающихся по учебнику С.И.Львовой...
Урок русского языка 9 класс (II, VIII вида) ": Склонение имен прилагательных во множественном числе на -ЬИ"
Урок для коррекционной школыII, VIII вида...