Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Афанасьева Татьяна Александровна

Разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

на тему «Обобщение изученного

по теме «Имя существительное»

разработан и проведен

учителем русского языка и

литературы

МБОУ «Лаишевская средняя

общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза

Бориса Кирилловича Кузнецова»

Лаишевского мунициального

района Республики Татарстан

Афанасьевой Татьяной Александровной

Тема  урока  «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений (урок закрепления)

Цель: создание условий для формирования навыка употребления имен существительных, расширение словарного запаса, формирование культуры речи учащихся.

Задачи урока:

1.        вспомнить грамматическое значение имени существительного;

2.        научиться определять морфологические и синтаксические признаки;

3.        вспомнить орфографические правила, связанные с именем существительным

4.        научиться строить словосочетания и предложения  с использованием имен существительных.

Планируемые результаты:

предметные: ученик

        •обобщит и закрепит знания об имени существительном;

        •научится употреблять имена существительные в речи.

ученик получит возможность научиться:

 •выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

 •участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

       •проявляет познавательный интерес к учебному материалу

       •понимает причины успеха в учебной деятельности.

Формы работы: групповая, фронтальная, парная.

Оборудование: мультимедийная презентация, экран, рабочие листы, бумажные макеты кленового листа, снежинки, цветка, для рефлексии – макет солнышка на лепестках которого разные грамматические категории.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

- Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, себе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните, выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. И начнем наш урок.

  1. Целеполагание.

- Ребята, посмотрите на экран. Прочтите. Все ли понятно в этой записи? Почему? (Здесь нет имен существительных) (СЛАЙД 2)

- Давайте попробуем восстановить это текст. (Варианты ответов детей) (СЛАЙД 3)

- Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? (Об имени существительном) (СЛАЙД 4)

- А какие задачи мы перед собой поставим? (Варианты ответов детей) (СЛАЙД 5)

  1. Работа по теме урока.

- Так что же такое имя существительное? (Ученики дают определение) (СЛАЙДЫ 6, 7)

- Ребята, почему существительному нужно два вопроса? (Есть существительные одушевленные и неодушевленные) (СЛАЙДЫ 8, 9)

- Вернемся к нашему тексту. Выпишите из него существительные, разделив их на группы: одушевлённые и неодушевлённые. В ваших рабочих листах это задание № 1. На выполнение задания вам отводится 2 минуты. – задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой (СЛАЙД 1)

- Ребята, а почему одно существительное в этом тексте внутри предложения написано с заглавной буквы? (Это имя собственное)

- Значит, на какие еще группы можно разделить имена существительные? (Собственные и нарицательные) (СЛАЙДЫ 11, 12)

- А сейчас учащиеся, сидящие за столом справа, выпишут только имена собственные, а те, кто сидит слева, - нарицательные. Не забывайте про орфографическое правило. В ваших рабочих листах это задание № 2.На выполнение задания вам отводится 50 секунд. – Задание выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой (СЛАЙД 13)

- Ребята, все справились? Молодцы! А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагменты мультфильмов и постараться запомнить все имена существительные, которые услышите. (Ребята смотрят фрагменты и после каждого отрывка называют имена существительные) (СЛАЙДЫ 14-21)

- Ребята, чем различаются формы этих существительных? (Они употреблены в разных числах) (СЛАЙД 22)

- Образуйте от каждого существительного другую форму числа. – Задание выполняется устно по цепочке (СЛАЙДЫ 23-29)

- Ребята, а вас ничего не смутило в последнем фрагменте? (В слове «документы» неверно ударение)

- Давайте проверим, как вы знаете ударения. Сейчас перед вами будут появляться слова. Если ударный первый слог, встанет первая группа, если второй, то вторая, если третий – третья. (СЛАЙД 30)

- В русском языке много слов с трудным ударением. Чтобы их запомнить, я предлагаю использовать прием рифмовки. Возьмем для примера слово «квартал». Подберите к нему рифмы. А теперь придумайте двустишие с этой рифмой. Я думаю, что теперь вы никогда не ошибетесь с ударением в этом слове. (СЛАЙД 31)

- Ребята, а теперь я предлагаю вам подумать, на какие группы можно разделить эти существительные. (СЛАЙД 32) – варианты ответов детей (СЛАЙД 33, 34)

- Каждая из групп получает такой лист, на который прикреплены стикеры с существительными. Работая в группе, распределите эти существительные в три столбика в зависимости от рода. На выполнение задания вам дается 20 секунд. – В ходе последующей проверки один участник из группы называет существительные одного рода , другие группы проверяют (СЛАЙДЫ 35, 36)

- Ребята, а всегда ли так легко определит род имени существительного? Определите род существительных «кофе, шампунь, бандероль». Составьте с ним словосочетания и запишите их в рабочий лист. Это задание № 4(СЛАЙДЫ 37-40)

- А сейчас выполним небольшую зарядку для глаз. Следим глазами за выплывающей на экране строчкой и, когда она останавливается, читаем хором. (СЛАЙДЫ 41-42)

- Ребята, почему некоторые из вас при произнесении последних слов делали ошибки? (Хочется произнести в рифму и изменить существительное)

- Как называются имена существительные, которые нам встретились в этих отрывках? (Несклоняемые существительные)

- Как же изменяются имена существительные в русском языке? (По падежам) (СЛАЙД 43)

- Следующее задание – вставить пропущенные окончания и определите падеж существительных. В рабочих листах это задание № 5. На работу отводится 2 минуты.– Задание выполняется с последующей фронтальной проверкой

- Ребята, как вы думаете, в каком предложении сдержится основная мысль этого текста? (В песне скворца мы слышим чужие мотивы: трели соловья, мяуканье  иволги, свист синички.) (СЛАЙД 46 - 47)

- Выполите синтаксический разбор этого предложения и определите части речи. – Разбор выполняется одним учеником у доски, остальные работают в рабочих листах.

- Какой же можно сделать вывод о синтаксической роли имен существительных? (Имя существительное может быть любым членом предложения) (СЛАЙД 48)

(Физкультминутка)

- А сейчас я предлагаю составить ассоциативный ряд со словами: 1 группа – «осень»; 2 группа – «зима»; 3 группа – «весна». – Учащиеся, работая в группах, составляют ассоциативные ряды, затем зачитывают их. (СЛАЙД 49)

- А теперь так же, работая в группах, напишите сочинение-миниатюру, используя записанные вами слова. На работу отводится 3 минуты (СЛАЙД 50 - 51) – Работа выполняется на бумажных макетах кленового листа, снежинки, цветка. После выполнения работы, сочинения зачитываются и вывешиваются на доску.

4. Домашнее задание.

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Дома вы должны будете решить тест. Задание базового уровня, с которым должны справиться все, это часть «А»,

повышенный уровень сложности – части «А» и «В», продвинутый уровень – все три части. (СЛАЙД 52)

  1. Рефлексия.

- А сейчас давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. Перед вами на столах лежат лепестки – лучики. Посовещайтесь в группе и решите, какие из этих грамматических категорий присущи именам существительным. Прикрепите эти лучики к нашему солнышку. (СЛАЙД 53)

Приложение

                                                  Рабочий лист

1. Из текста выпишите существительные, разделив их на группы:

одушевлённые: _________________________________________________

_______________________________________________________________

неодушевлённые: ________________________________________________

_______________________________________________________________  

_______________________________________________________________

2. Из предложенных слов выпишите собственные (нарицательные) имена существительные: ГОРОД, ПОЕЗД, ВОЛГА, ЖУРНАЛ, ОЗЕРО, ПУШКИН, ПАРИЖ, РЕКА, БОРОДИНО, БАРСИК.

Собственные: ___________________________________________________

_______________________________________________________________

Нарицательные: _________________________________________________

_______________________________________________________________

3. Запишите услышанные слова. Образуйте другую форму времени и         запишите ее: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Запишите словосочетания: ______________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные окончания и определите падеж существительных.

Настоящую песню скворца надо слушать рано утром. Первый розовый свет зари окрасит деревья. Он легко проникает в скворечник.. .

Воздух немного согрелся, и скворцы рассаживаются на высокие ветк.. . В песне скворца мы слышим чужие мотивы: трели соловья, мяукань..  иволг.. , свист синичк.. .Иногда в этой мелодии..  раздаются такие звук..  , что не удержишься и рассмеёшься. На дерев..  закудахчет курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь.

Домашнее задание к уроку русского языка в 5 классе на тему

«Обобщение изученного по теме «Имя существительное»

Часть А

А 1. Укажите неверное суждение.

1)        Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

2)        Род и склонение являются постоянными признаками имён существительных.

3)        Имена существительные изменяются по родам.

4)        Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

А 2. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые.

 1)        Ботинок, собака                                

2)        Ромашка, грач

3)        Друг, инженер

4)        Окно, полотенце

А 3. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные.

1)        Брат, подруга, отец

2)        (Река) Свияга, (улица) Соловьиная, (спектакль) «Гамлет»

3)        (газета) «Садовод», Минск, улица

4)        Пётр Иванович, Лермонтов, москвич

А 4. Укажите ряд, в котором все имена существительные мужского рода.

1)        Бандероль, шинель                            3) Тюль, шампунь

2)        Взморье, фасоль                                 4) Галерея, душ

А 5. Укажите ряд, в котором все имена существительные употреблены в форме родительного падежа.

1)        Не видно дороги, мало денег              3) Гостья, женщина

2)        Находится в здании, у сына                4) На стене, около дороги

А 6. Укажите ряд, в котором все имена существительные не имеют единственного числа.

1)        Ясли, джинсы                                        3) Жиры, дрожжи

2)        Отгулы, листы                                       4) Животы, синева

А 7. Укажите ряд, в котором на месте всех пропусков пишется И.

1)        В чистот.., у землянк.., около землянк..

2)        В здании.., по дорожк.., к птиц..

3)        В тетрад.., в тетрадк.., к дочер..

4)        На сирен.., на растени.., в поселени..

Часть В

Прочитайте текст и выполните задания В 1 – В 3.

     (1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала за край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. (2) Она была так прелестна, нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (3) Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя, ни жизни. (4) Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5) Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.

(Г. Х. Андерсен)

В 1. Выпишите из предложения 1 существительные в форме винительного падежа.______________________________________________________________________________________________________________________________

В 2. Выпишите из предложения 5 одушевлённые имена существительные. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Выпишите из предложения 3 существительное 3-го склонения. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть С.

С 1. Придумайте продолжение этой истории и запишите его в виде мини-сочинения (3 – 5 предложений).

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

интегрированный урок русского языка и литературы "Правописание частицы НЕ с именами существительными" с опорой на рассказ Л.Андреева "Кусака"

Открытый урок русского языка и литературы  проводился  в 6 классе на базе нашей школы в период моей аттестации. На сайте размещена разработка урока и электронная презентация....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

урок русского языка на тему " Творческая лаборатория «Синтаксическая роль имени существительного»

урок подготовлен для учащихся, занимающихся по учебнику С.И.Львовой...