Интегрированный урок по теме «Письма Д.С. Лихачёва как духовное напутствие молодому поколению».
методическая разработка по русскому языку (10 класс)

Рипп Лариса Васильевна

Обучениеанализу публицистического текста, ведению диалога-рассуждения.

Осмысление нравственного опыта Д.С. Лихачёва с точки зрения современного ребёнка в вопросах осознания лучших сторон своего собственного Я; понимание важности таких духовно-нравственных категорий как историческая память, патриотизм, совесть, забота о других людях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                        Приложение        

к приказу Департамента образованияимолодѐжной политики

администрации города Нефтеюганскаот01.12.2022        №889-п

Технологическая карта урока/занятия

Образовательнаяорганизация(сокращенноенаименование)

МБОУ «СОШ №2 им.А.И.Исаевой»

Описаниеурока/занятия

Предмет

Литература

Класс

10-11

Тема

Интегрированный урок по теме «Письма Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодому поколению».

Автор/ыурока(ФИО,должность)

Рипп Л.В., учитель русского языка и литературы. Токарская В.А., учитель русского языка и литературы.

Типурока/занятия

Комбинированный

Времяреализацииурока

40 мин.

Целиурока/занятия:

-образовательные

-развивающие

-воспитательные

Обучениеанализу публицистического текста, ведению диалога-рассуждения.

Осмыслениенравственного опыта Лихачёва с точки зрения современного ребёнка в вопросах осознания лучших сторон своего собственного Я; понимание важности таких духовно-нравственных категорий как историческая память, патриотизм, совесть, забота о других людях.

Планируемыерезультаты:

-предметные

-личностные

-метапредметные

Предметные УУД:ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Личностные УУД: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: –  определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке;

 –  учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с текстом или иллюстрацией;

Познавательные УУД – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы группы или класса;

 – преобразовывать информацию из  одной  формы в другую.

Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

– слушать и понимать речь  других;

–  учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Дидактическаяструктураурока.КакимобразомданныйурокбудетсодействоватьреализацииновыхФГОС?

Формирование разносторонне  развитой, гармоничной личности, воспитание гражданина, патриотана уроке литературы в контексте системно-деятельностной образовательной парадигмы (элементы Сингапурских методик) в свете требований ФГОС.

Дополнительнаяинформация

Размермультимедиакомпонента

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео,электронная таблица, др.)

Видео

Ресурсы,оборудованиеиматериалы:

1. Портрет Д.С.Лихачёва

2. Раздаточный материал

3. Отрывки из книги «Письма о добром и прекрасном»

4. Отрывки из «Слова о полку Игореве»

5. Картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами»

6. Выставка книг, посвящённая творчеству Д.С.Лихачёва

7. ПК, электронная доска

Списокучебнойидополнительнойлитературы:

1.Запесоцкий А.С.

Культурология Дмитрия Лихачева.– СПб: СПбГУП, Наука, 2007.– 528 с.– (Новое в гуманитарных науках.Вып. 27)

2.Лихачев Д.С.

Избранные труды по русской и мировой культуре.– СПб: СПбГУП, 2006.– 416 с. (Переизд. 2015, 2021 гг.)

3. Запесоцкий А.С.

Дмитрий Лихачев: многогранность научного наследия.– СПб: СПбГУП, 2006.– 40 с.– (Избранные лекции.Вып. 47)

4. Лихачев Д.С.

Письма о добром и прекрасном.– М.: Дет.литература, 1985.– 207 с.

(Переизд. 1988, 1989, 1990, 1994, 1999)

СсылкинаиспользованныеИнтернет-ресурсы:

1.Сайт – Фонд им. Д.С. Лихачева

http://likhachev.lfond.spb.ru/monogr.htm

2.Сайт – Площадь Д.С. Лихачева

https://www.lihachev.ru/

3.Фонд Научной библиотеки им. Д.А. Гранина СПбГУПhttps://library.gup.ru/jirbis2/index.php?option=com_content&view=article&id=8&Itemid=412

Используемыепедагогическиетехнологии,методыиприемы: Сингапурские методики, кейс – технологии, технология критического мышления; приёмы: кубик Блума, модель Фрейер, МЭНЭДЖ МЭТ (распределение учеников в одной команде из 4 человек 1234)

Этап

Деятельностьучителя

Деятельностьучащихся

ФормируемыеУниверсальныеУчебные

действия

1.Организационный

-старт урока

-установление

взаимодействия междуучащимисяиучителем

-мотивацияучебной

деятельности (созданиеситуацииуспеха)

Проверка готовностиучащихся

Создание эмоционального настроя на работу.

Приветствие класса.

Здравствуйте, ребята. Мотивационныйэтап.

Учитель 1. .   Родина, Отечество, родная земля, сыновняя верность … Это для каждого из нас святые понятия, c Родиной связаны не только сегодняшний день, но … Родина — понятие вневременное, она объединяет нас всех в великий, могучий род.

Ученик в роли Вещего Бояна (стилизованный образ древнерусского сказителя; исполняет музыку данной эпохи на старинном инструменте воронок) декламирует строки из вступления «Слово о полку Игореве»: «Не пристало ли нам, братья,

начать старыми словами

печальные повести о походе Игоревом,

Игоря Святославича?

Пусть начнётся же песнь эта

по былям нашего времени,

а не по замышлениюБояна.»

Ученики готовятся к уроку

УУД:

Регулятивные (волеваясаморегуляция). 

Личностные (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

2.Актуализация опорных знаний. Постановка цели и формулировка темы урока.

Формулировка задания:

Учитель 2  Здравствуйте, ребята! Читая книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Но самое ценное в них то, что через них каждый может найти самого себя, обрести смысл своей жизни.

Обращение к эпиграфу урока: «Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине, семье, стране, народу. Верность есть верность правде, истине и справедливости».  Эпиграфом к нашему уроку стало высказывание писателя из книги “Письма о добром и прекрасном”.

Учитель 2: Ребята, как вы понимаете слова Лихачёва? (комментарий детей к эпиграфу)

 Подведение учеников к теме и цели урока:

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего занятия?

-Как можно сформулировать тему нашего урока?

Ученики слушают

Чтение.

.

Озвучивание собственного мнения, комментирование.

Ответы на вопросы.

Примерные ответы.

приблизить нравственный опыт Лихачева к нашей жизни,  понять, осознать  и почувствовать лучшие стороны своего я, задуматься о важности  таких духовно-нравственных  категорий как  историческая память , патриотизм, совесть, забота о других людях.

Тема урока:«Письма Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодому поколению».

Познавательные УУД:

-анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить  устное  и письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей

- отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

-принимать и сохранять учебную задачу;

3. Решение учебной задачи. Работа с текстом.

Формулировка задания:

Учитель 1. Сегодня мы попытаемся приблизиться к нравственному опыту Лихачева, проанализировав  главы из его книги «Письма о добром». Постараемся ответить в ходе совместных рассуждений на вопрос: В чем смысл жизни? Какую о себе память оставит человек? Что значит любить Родину?

Учитель 1. За нашей спиною тысяча лет истории, Родина-это деды и прадеды, это все мы, ныне живущие, взрослые и дети, Родина — это и особый уголок, та заветная, родная земля, где мы родились. Русская природа, русская история, русское искусство, русское слово связывают прошлое и настоящее, без чего невозможна живая связь поколений, связь времен. Искренностью, любовью к родной земле, её прошлому, настоящему и будущему, к людям проникнуты главы книги Д,С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».

Учитель 2Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.

Ребята, а что вы знаете о Д.С.Лихачёве, чьё имя известно во всём мире?

Учитель 1  Велика и многранна личность Д.С.Лихачёва. Чтобы прикоснуться к творческому наследию и попытаться его осознать, мы сегодня обратимся к «Письмам о добром и прекрасном» и жемчужине древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Для доверительного разговора предлагаем вам, ребята, определиться с направлением вашей исследовательской деятельности (их три: литераторы, искусствоведы, историки), а поможет нам в этом кубик Блума и учебные кейсы. (бросаем кубик участник №1, выбирают направление, получают кейсы)!

Предполагаемые ответы:

ПОРТРЕТ ЛИХАЧЁВА

Лихачёв — автор многочисленных исследований по древнерусской литературе, один из выдающихся учёных современности, литературовед, общественный деятель, знаток русского слова, Он очень много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны.

Многогранна личность учёного: предметом его исследований была древнерусская литература. Д,С. Лихачёв рассматривает как неотъемлемую часть нашей культуры. В книгах и статьях учёного оживает далёкое прошлое, запечатлены реальные исторические события.

Родился Лихачёв 28 ноября 1906 года в Петербурге в семье инженера, умер З0 сентября 1999 года, Почти ровесник века, он был и остаётся символом интеллигентности,  духовности России, его часто называют человеком-эпохой, человеком-легендой.

Д.С. Лихачёв — человек, чьё имя известно во всё мире, выдающийся знаток не только отечественной, но и мировой культуры, избранный почётным членом многих зарубежных академий, Автор многих научных и  публицистических трудов. У него много  переводов  с древнерусского языка: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Великое наследие»?

2006 год был объявлен Президентом Российской Федерации Путиным Годом Лихачёва.

Лихачёв — человек, чьё имя вышло за пределы планеты Земля: 1З июля 1984

года имя «Лихачев» присвоено малой планете Солнечной системы NQ 2877 и занесено в Международный планетный каталог.

Работа в группах: чтение, слушание, анализ прочитанного, запись ключевых слов  

Познавательные УУД:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности

- извлекать необходимую информацию из текста;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- осуществлять самоконтроль;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя

4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации(проблемные задания)

Формулировка задания

Поддержание беседы

Учитель 2Дорогие ребята, предлагаем вам поработать с письмами Лихачева и ответить на вопросы по теме нашего урока. В конвертах тексты писем и к ним учебные кейсы.

 В конвертах тексты писем:

1 конверт – литераторы 1.письмо №3 + 2.отрывок из «Слова о полку Игореве» «Плач Ярославны».

2 конверт – историки: 1.письмо №27 + 2.отрывок из «Слова о полку Игореве» «Золотое слово Святослава».

3 конверт – искусствоведы: 1.письмо №32 + 2.картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Задания для кейсов строятся в формате сочинения-рассуждения (элементы 27 задания ЕГЭ)  (таймер 10 мин); используется прием Сингапурских технологий МЭНЭДЖ МЭТ (распределение учеников в одной команде из 4 человек 1234):

1. Прочитайте внимательно текст, который находится в конверте №1.

2. Сформулируйте проблему исходного текста с помощью модели Фрейер. Отвечает участник под №2

3. Прокомментируйте позицию автора. Отвечает участник под №3

4.Выразите своё отношение к позиции автора, приведите примеры из живописи, литературы, истории, чтобы доказать свою точку зрения.(примеры в конвертепод №2) Отвечаетучастникпод №4

Диалог педагогов и выход на проблему.

Учитель 1

Как вы думаете, Лариса Васильевна, насколько актуальны произведения писателя?

Учитель 2

А как вы считаете, Валентина Александровна, насколько современны его произведения?

Д.С.Лихачёв в своих научных, публицистических трудах поднимает много проблем. Сегодня на уроке, ребята, вы их выявили: проблема исторической памяти, понимания искусства, патриотизма. Но не совсем понятно из ваших раздумий, стоило ли князю Игорю из «Слово о полку Игореве» отправляться в поход против половцев. Неизвестный автор произведения  устами Святослава говорит, что не нужно было этого делать. Но ведь Игорь защищал Отечество! Возникает проблема, которую нужно решить. А как вы считаете? Если согласны, то почему? И если не согласны, то в чём?

Комментирование, аргументирование своей позиции

Визуальный сбор информации

Творческая интерпретация данных

Ответы по цепочке

Чтение

Групповая работа, совместное составление развернутого ответа

Озвучивание собственного мнения

Предполагаемый ответ.

Нельзя не согласиться с позицией Святослава, так как она заключена в призыве к объединению, иначе русских князей победит внешний враг и завоюет русские земли.

Познавательные УУД:

- находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и иллюстраций

Коммуникативные УУД:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

5. Рефлексия Оценивание

Подведение учеников к выводу, рефлексия

Давайте подведём итог. Чем интересны были для вас его произведения?

Учитель рассказывает притчу о старике и трёх сыновьях.

Предполагаемый ответ: я думаю, эти письма можно назвать также напутствием начинающим жить подросткам, это для нас уроки нравственности и духовности, доверительного разговора о том, как находить согласие с окружающим нас миром.

Ссылканаразмещениевидеоурока/занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и обществознания «Уклад русской жизни – залог духовного здоровья».

Интегрированый урок обществознания и литературы по рассказу В.Астафьева "Фотография,на которой меня нет"....

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"

Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....

Доклад на тему «Духовная безопасность молодого поколения»

Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени, однаиз главнейших для человека, семьи. Эта проблема тесно связана с Церковью, деятельностью религиозных организаций. Безопаснос...

Открытое интегрированное мероприятие на тему: Письмо Деду Морозу.

Интегрированное мероприятиена тему: Письмо деду Морозу«Говорят под новый год, что не пожелается, то всегда произойдет, то всегда сбывается!»Цель: написать письмо Деду Морозу, изготови...