Интегрированный урок по теме «Письма Д.С. Лихачёва как духовное напутствие молодому поколению».
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Обучениеанализу публицистического текста, ведению диалога-рассуждения.
Осмысление нравственного опыта Д.С. Лихачёва с точки зрения современного ребёнка в вопросах осознания лучших сторон своего собственного Я; понимание важности таких духовно-нравственных категорий как историческая память, патриотизм, совесть, забота о других людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение анализу публицистического текста, ведению диалога-рассуждения. | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к приказу Департамента образованияимолодѐжной политики
администрации города Нефтеюганскаот01.12.2022 №889-п
Технологическая карта урока/занятия
Образовательнаяорганизация(сокращенноенаименование) | МБОУ «СОШ №2 им.А.И.Исаевой» | |||
Описаниеурока/занятия | ||||
Предмет | Литература | |||
Класс | 10-11 | |||
Тема | Интегрированный урок по теме «Письма Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодому поколению». | |||
Автор/ыурока(ФИО,должность) | Рипп Л.В., учитель русского языка и литературы. Токарская В.А., учитель русского языка и литературы. | |||
Типурока/занятия | Комбинированный | |||
Времяреализацииурока | 40 мин. | |||
Целиурока/занятия: -образовательные -развивающие -воспитательные | Обучениеанализу публицистического текста, ведению диалога-рассуждения. Осмыслениенравственного опыта Лихачёва с точки зрения современного ребёнка в вопросах осознания лучших сторон своего собственного Я; понимание важности таких духовно-нравственных категорий как историческая память, патриотизм, совесть, забота о других людях. | |||
Планируемыерезультаты: -предметные -личностные -метапредметные | Предметные УУД:ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Личностные УУД: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Метапредметные: Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке; – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом или иллюстрацией; Познавательные УУД – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы группы или класса; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |||
Дидактическаяструктураурока.КакимобразомданныйурокбудетсодействоватьреализацииновыхФГОС? | Формирование разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитание гражданина, патриотана уроке литературы в контексте системно-деятельностной образовательной парадигмы (элементы Сингапурских методик) в свете требований ФГОС. | |||
Дополнительнаяинформация | ||||
Размермультимедиакомпонента | ||||
Вид мультимедиа компонента (презентация, видео,электронная таблица, др.) | Видео | |||
Ресурсы,оборудованиеиматериалы: 1. Портрет Д.С.Лихачёва 2. Раздаточный материал 3. Отрывки из книги «Письма о добром и прекрасном» 4. Отрывки из «Слова о полку Игореве» 5. Картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» 6. Выставка книг, посвящённая творчеству Д.С.Лихачёва 7. ПК, электронная доска | ||||
Списокучебнойидополнительнойлитературы: 1.Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева.– СПб: СПбГУП, Наука, 2007.– 528 с.– (Новое в гуманитарных науках.Вып. 27) 2.Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре.– СПб: СПбГУП, 2006.– 416 с. (Переизд. 2015, 2021 гг.) 3. Запесоцкий А.С. Дмитрий Лихачев: многогранность научного наследия.– СПб: СПбГУП, 2006.– 40 с.– (Избранные лекции.Вып. 47) 4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.– М.: Дет.литература, 1985.– 207 с. (Переизд. 1988, 1989, 1990, 1994, 1999) | ||||
СсылкинаиспользованныеИнтернет-ресурсы: 1.Сайт – Фонд им. Д.С. Лихачева http://likhachev.lfond.spb.ru/monogr.htm 2.Сайт – Площадь Д.С. Лихачева 3.Фонд Научной библиотеки им. Д.А. Гранина СПбГУПhttps://library.gup.ru/jirbis2/index.php?option=com_content&view=article&id=8&Itemid=412 | ||||
Используемыепедагогическиетехнологии,методыиприемы: Сингапурские методики, кейс – технологии, технология критического мышления; приёмы: кубик Блума, модель Фрейер, МЭНЭДЖ МЭТ (распределение учеников в одной команде из 4 человек 1234) | ||||
Этап | Деятельностьучителя | Деятельностьучащихся | ФормируемыеУниверсальныеУчебные действия | |
1.Организационный -старт урока -установление взаимодействия междуучащимисяиучителем -мотивацияучебной деятельности (созданиеситуацииуспеха) | Проверка готовностиучащихся Создание эмоционального настроя на работу. Приветствие класса. Здравствуйте, ребята. Мотивационныйэтап. Учитель 1. . Родина, Отечество, родная земля, сыновняя верность … Это для каждого из нас святые понятия, c Родиной связаны не только сегодняшний день, но … Родина — понятие вневременное, она объединяет нас всех в великий, могучий род. Ученик в роли Вещего Бояна (стилизованный образ древнерусского сказителя; исполняет музыку данной эпохи на старинном инструменте воронок) декламирует строки из вступления «Слово о полку Игореве»: «Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Пусть начнётся же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлениюБояна.» | Ученики готовятся к уроку | УУД: Регулятивные (волеваясаморегуляция). Личностные (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству) | |
2.Актуализация опорных знаний. Постановка цели и формулировка темы урока. | Формулировка задания: Учитель 2 Здравствуйте, ребята! Читая книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Но самое ценное в них то, что через них каждый может найти самого себя, обрести смысл своей жизни. Обращение к эпиграфу урока: «Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине, семье, стране, народу. Верность есть верность правде, истине и справедливости». Эпиграфом к нашему уроку стало высказывание писателя из книги “Письма о добром и прекрасном”. Учитель 2: Ребята, как вы понимаете слова Лихачёва? (комментарий детей к эпиграфу) Подведение учеников к теме и цели урока: -Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Какова цель нашего занятия? -Как можно сформулировать тему нашего урока? | Ученики слушают Чтение. . Озвучивание собственного мнения, комментирование. Ответы на вопросы. Примерные ответы. приблизить нравственный опыт Лихачева к нашей жизни, понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего я, задуматься о важности таких духовно-нравственных категорий как историческая память , патриотизм, совесть, забота о других людях. Тема урока:«Письма Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодому поколению». | Познавательные УУД: -анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства. Коммуникативные УУД: - высказывать свое мнение (точку зрения); - анализировать и делать выводы; - строить устное и письменное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей - отвечать на вопросы учителя. Регулятивные УУД: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой -принимать и сохранять учебную задачу; | |
3. Решение учебной задачи. Работа с текстом. | Формулировка задания: Учитель 1. Сегодня мы попытаемся приблизиться к нравственному опыту Лихачева, проанализировав главы из его книги «Письма о добром». Постараемся ответить в ходе совместных рассуждений на вопрос: В чем смысл жизни? Какую о себе память оставит человек? Что значит любить Родину? Учитель 1. За нашей спиною тысяча лет истории, Родина-это деды и прадеды, это все мы, ныне живущие, взрослые и дети, Родина — это и особый уголок, та заветная, родная земля, где мы родились. Русская природа, русская история, русское искусство, русское слово связывают прошлое и настоящее, без чего невозможна живая связь поколений, связь времен. Искренностью, любовью к родной земле, её прошлому, настоящему и будущему, к людям проникнуты главы книги Д,С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Учитель 2Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями. Ребята, а что вы знаете о Д.С.Лихачёве, чьё имя известно во всём мире? Учитель 1 Велика и многранна личность Д.С.Лихачёва. Чтобы прикоснуться к творческому наследию и попытаться его осознать, мы сегодня обратимся к «Письмам о добром и прекрасном» и жемчужине древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Для доверительного разговора предлагаем вам, ребята, определиться с направлением вашей исследовательской деятельности (их три: литераторы, искусствоведы, историки), а поможет нам в этом кубик Блума и учебные кейсы. (бросаем кубик участник №1, выбирают направление, получают кейсы)! | Предполагаемые ответы: ПОРТРЕТ ЛИХАЧЁВА Лихачёв — автор многочисленных исследований по древнерусской литературе, один из выдающихся учёных современности, литературовед, общественный деятель, знаток русского слова, Он очень много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны. Многогранна личность учёного: предметом его исследований была древнерусская литература. Д,С. Лихачёв рассматривает как неотъемлемую часть нашей культуры. В книгах и статьях учёного оживает далёкое прошлое, запечатлены реальные исторические события. Родился Лихачёв 28 ноября 1906 года в Петербурге в семье инженера, умер З0 сентября 1999 года, Почти ровесник века, он был и остаётся символом интеллигентности, духовности России, его часто называют человеком-эпохой, человеком-легендой. Д.С. Лихачёв — человек, чьё имя известно во всё мире, выдающийся знаток не только отечественной, но и мировой культуры, избранный почётным членом многих зарубежных академий, Автор многих научных и публицистических трудов. У него много переводов с древнерусского языка: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Великое наследие»? 2006 год был объявлен Президентом Российской Федерации Путиным Годом Лихачёва. Лихачёв — человек, чьё имя вышло за пределы планеты Земля: 1З июля 1984 года имя «Лихачев» присвоено малой планете Солнечной системы NQ 2877 и занесено в Международный планетный каталог. Работа в группах: чтение, слушание, анализ прочитанного, запись ключевых слов | Познавательные УУД: - формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности - извлекать необходимую информацию из текста; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - высказывать и обосновывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - осуществлять самоконтроль; - осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя | |
4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации(проблемные задания) | Формулировка задания Поддержание беседы Учитель 2Дорогие ребята, предлагаем вам поработать с письмами Лихачева и ответить на вопросы по теме нашего урока. В конвертах тексты писем и к ним учебные кейсы. В конвертах тексты писем: 1 конверт – литераторы 1.письмо №3 + 2.отрывок из «Слова о полку Игореве» «Плач Ярославны». 2 конверт – историки: 1.письмо №27 + 2.отрывок из «Слова о полку Игореве» «Золотое слово Святослава». 3 конверт – искусствоведы: 1.письмо №32 + 2.картина В.М.Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами». Задания для кейсов строятся в формате сочинения-рассуждения (элементы 27 задания ЕГЭ) (таймер 10 мин); используется прием Сингапурских технологий МЭНЭДЖ МЭТ (распределение учеников в одной команде из 4 человек 1234): 1. Прочитайте внимательно текст, который находится в конверте №1. 2. Сформулируйте проблему исходного текста с помощью модели Фрейер. Отвечает участник под №2 3. Прокомментируйте позицию автора. Отвечает участник под №3 4.Выразите своё отношение к позиции автора, приведите примеры из живописи, литературы, истории, чтобы доказать свою точку зрения.(примеры в конвертепод №2) Отвечаетучастникпод №4 Диалог педагогов и выход на проблему. Учитель 1 Как вы думаете, Лариса Васильевна, насколько актуальны произведения писателя? Учитель 2 А как вы считаете, Валентина Александровна, насколько современны его произведения? Д.С.Лихачёв в своих научных, публицистических трудах поднимает много проблем. Сегодня на уроке, ребята, вы их выявили: проблема исторической памяти, понимания искусства, патриотизма. Но не совсем понятно из ваших раздумий, стоило ли князю Игорю из «Слово о полку Игореве» отправляться в поход против половцев. Неизвестный автор произведения устами Святослава говорит, что не нужно было этого делать. Но ведь Игорь защищал Отечество! Возникает проблема, которую нужно решить. А как вы считаете? Если согласны, то почему? И если не согласны, то в чём? | Комментирование, аргументирование своей позиции Визуальный сбор информации Творческая интерпретация данных Ответы по цепочке Чтение Групповая работа, совместное составление развернутого ответа Озвучивание собственного мнения Предполагаемый ответ. Нельзя не согласиться с позицией Святослава, так как она заключена в призыве к объединению, иначе русских князей победит внешний враг и завоюет русские земли. | Познавательные УУД: - находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы и иллюстраций Коммуникативные УУД: - строить монологическую и диалогическую речь; - строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; - слушать и понимать речь других; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные УУД: - сознательно организовывать свою познавательную деятельность; - оценивать свои учебные достижения, поведение; - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; | |
5. Рефлексия Оценивание | Подведение учеников к выводу, рефлексия Давайте подведём итог. Чем интересны были для вас его произведения? Учитель рассказывает притчу о старике и трёх сыновьях. | Предполагаемый ответ: я думаю, эти письма можно назвать также напутствием начинающим жить подросткам, это для нас уроки нравственности и духовности, доверительного разговора о том, как находить согласие с окружающим нас миром. | ||
Ссылканаразмещениевидеоурока/занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы и обществознания «Уклад русской жизни – залог духовного здоровья».
Интегрированый урок обществознания и литературы по рассказу В.Астафьева "Фотография,на которой меня нет"....
Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе
Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...
Интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе "Нравственно-духовные уроки повести А.С.Пушкина «Метель» и сюиты Г.В. Свиридова «Метель»"
Одна из задач современного российского образования – формирование у обучающихся целостной картины мира. Решается она довольно сложно, поскольку школьники пока ещё с большим трудом соединяют свои базов...
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....
Интегрированный урок математики и письма:"В царстве почемучек".
В царстве почемучек...
Доклад на тему «Духовная безопасность молодого поколения»
Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени, однаиз главнейших для человека, семьи. Эта проблема тесно связана с Церковью, деятельностью религиозных организаций. Безопаснос...
Открытое интегрированное мероприятие на тему: Письмо Деду Морозу.
Интегрированное мероприятиена тему: Письмо деду Морозу«Говорят под новый год, что не пожелается, то всегда произойдет, то всегда сбывается!»Цель: написать письмо Деду Морозу, изготови...