Мастер-класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master_klass_rmo_22222.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Приветствие.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер классе.

Постановка педагогической проблемы. 

Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер класса.

Нужно разгадать ребус. (слайд №1)

Совершенно верно. Тема моего выступления читательская грамотность, а именно, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка.

Тема мастер-класса «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка». (на слайде 2)

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .

Задачи (слайд№3)

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом (работа в группах).

 -Что такое «грамотность» знают все. А если забыли, перед вами определение из «Толкового  словаря русского языка».(слайд№4)

-А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение.

-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем  современного образования.  

-А что же такое читательская грамотность? В международном исследовании говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(слайд №5)

“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”.
                                                                                   Э.Тоффлер (слайд№6)

-Говорит Э́лвин То́ффлер — американский философ.

-В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.

 В своей практике  я столкнулась со следующими проблемами: 

– дети имеют низкую скорость чтения;

– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.

       -   Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую  в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют  их к познавательной и творческой активности,  способствуют формированию читательской грамотности.

Работа с  ассоциациями для определения текста.(слайд №7)

- Работать сегодня мы будем с текстом из книги  Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром» . Они у вас на столах.

-Я предлагаю вам прочитать текст. (Приложение 1).

        Описание приема:

            - Прочитайте текст (Приложение 1).

– Докажите, что материал является текстом.

 (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Каковы основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)

Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится)

- О чём этот текст?

- Об умении человека делать добро.

- Какова главная мысль текста?

- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни. 

- Подберите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)

         -Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

-   Давайте озаглавим  этот  текст.(Он называется «Доброта»)

-  РАБОТА  с коллегами…

Сейчас я предлагаю вам поработать .  Нужно объяснить смысл афоризма о добре:

1.  Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов

2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец

3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)

5. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.

Ф. Достоевский

6. Добро по указу — не добро.

И. Тургенев

7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.

К. Ушинский

Использую  следующие  задания.

                                           

                                          Задание № 1.   

Определите,  верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

+

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

+

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

+

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

+

Добро слагается из малого.

+

                                                          Задание № 2.

                         Найдите в тексте ответ на вопрос.

                         В чем заключается самая большая цель жизни?

                         Как бы вы ответили на поставленный  вопрос?

                                                                                                               

                                                Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

1.

2.

3.

Подведение итогов мастер-класса.

Применяя  в работе данныезадания,   я отмечаю следующие преимущества:

- учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

-увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

-обостряется любознательность, наблюдательность;

-развивает активное слушание;

-повышается самооценка.

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности школьников.

                 

           Рефлексия.    Прием «Пятёрочка»

   Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую  руку каждый палец –  это какая-то  позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах,  позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

  • Большой – «Для меня важно и интересно…»
  • Указательный – «Мне было трудно…»
  • Средний – «Для меня недостаточно…»
  • Безымянный – «Мне понравилось…»
  • Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)

   

Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…».  В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является читательская грамотность.

                                       

  

       

 

Приложение №1

                                        Текст

    Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

    Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба –  это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

    Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д.С. Лихачёву)

                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                     Приложение №2

                                       

                                         Задание № 1.   

Определите,  верно или неверно утверждение.

Да

Нет

Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли.

Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи.

Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия.

Цель каждого человека – увеличить добро в мире.

Добро слагается из многого.

                                         

                                             

                                            

                                                           

                                                        Задание № 2.

                         Найдите в тексте ответ на вопрос.

                         В чем заключается самая большая цель жизни?

                         Как бы вы ответили на поставленный  вопрос?

                                                     

                                                     

                                                          

                                              Задание № 3.

На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.

1.

2.

3.

             

       

Сердечность такой же дар, как красота и ум.( В.И.Качалов)

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. (А.Дюма)

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта .(Мигель Сервантес)

Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях. (Блёз Паскаль)

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра. (Ф. Достоевский)

Добро по указу — не добро.( И. Тургенев)

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)

                                     

.  Нужно объяснить смысл афоризма о добре:

1.  Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов

2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец

3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)

5. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.

Ф. Достоевский

6. Добро по указу — не добро.

И. Тургенев

7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.

К. Ушинский

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...