Мастер-класс
методическая разработка по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Приветствие.
-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на своём мастер классе.
Постановка педагогической проблемы.
Предлагаю вам выполнить задание и определить тему моего мастер класса.
Нужно разгадать ребус. (слайд №1)
Совершенно верно. Тема моего выступления читательская грамотность, а именно, приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка.
Тема мастер-класса «Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка». (на слайде 2)
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы по формированию читательской грамотности на уроках .
Задачи (слайд№3)
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом (работа в группах).
-Что такое «грамотность» знают все. А если забыли, перед вами определение из «Толкового словаря русского языка».(слайд№4)
-А вот что же такое читательская грамотность, я бы хотела услышать ваше мнение.
-Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных проблем современного образования.
-А что же такое читательская грамотность? В международном исследовании говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать (письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.(слайд №5)
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер (слайд№6)
-Говорит Э́лвин То́ффлер — американский философ.
-В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской грамотностью.
- Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я использую в своей работе. Они помогают моим ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Работа с ассоциациями для определения текста.(слайд №7)
- Работать сегодня мы будем с текстом из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром» . Они у вас на столах.
-Я предлагаю вам прочитать текст. (Приложение 1).
Описание приема:
- Прочитайте текст (Приложение 1).
– Докажите, что материал является текстом.
(Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
- Каковы основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)
( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с опорой на схему)
Б) Определите тему текста (Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится)
- О чём этот текст?
- Об умении человека делать добро.
- Какова главная мысль текста?
- Умение человека делать добро другим является самой большой ценностью жизни.
- Подберите синонимы к слову «доброта». (чуткость, доброта, отзывчивость, сердечность)
-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:
Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим
- Давайте озаглавим этот текст.(Он называется «Доброта»)
- РАБОТА с коллегами…
Сейчас я предлагаю вам поработать . Нужно объяснить смысл афоризма о добре:
1. Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов
2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец
3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)
5. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.
Ф. Достоевский
6. Добро по указу — не добро.
И. Тургенев
7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.
К. Ушинский
Использую следующие задания.
Задание № 1.
Определите, верно или неверно утверждение. | Да | Нет |
Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли. | + | |
Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи. | + | |
Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия. | + | |
Цель каждого человека – увеличить добро в мире. | + | |
Добро слагается из малого. | + |
Задание № 2.
Найдите в тексте ответ на вопрос.
В чем заключается самая большая цель жизни?
Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
Задание № 3.
На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.
1.
2.
3.
Подведение итогов мастер-класса.
Применяя в работе данныезадания, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
-увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
-обостряется любознательность, наблюдательность;
-развивает активное слушание;
-повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности школьников.
Рефлексия. Прием «Пятёрочка»
Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
- Большой – «Для меня важно и интересно…»
- Указательный – «Мне было трудно…»
- Средний – «Для меня недостаточно…»
- Безымянный – «Мне понравилось…»
- Мизинец – «Мои предложения» (слайд №7)
Свой мастер – класс хотелось бы закончить словами Альберта Эйнштейна: «…образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности, одной из составных частей которой и является читательская грамотность.
Приложение №1
Текст
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.
Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.
(По Д.С. Лихачёву)
Приложение №2
Задание № 1.
Определите, верно или неверно утверждение. | Да | Нет |
Чтобы уметь желать добра другим - надо иметь большую силу воли. | ||
Чтобы не потерять человеческое достоинство, нужно уметь отказать человеку в помощи. | ||
Развивая в себе сочувствие, ты бережешь себя от равнодушия. | ||
Цель каждого человека – увеличить добро в мире. | ||
Добро слагается из многого. |
Задание № 2.
Найдите в тексте ответ на вопрос.
В чем заключается самая большая цель жизни?
Как бы вы ответили на поставленный вопрос?
Задание № 3.
На основе текста составьте советы (рекомендации) как сделать мир добрее.
1.
2.
3.
Сердечность такой же дар, как красота и ум.( В.И.Качалов)
Всякое доброе дело несет награду в себе самом. (А.Дюма)
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта .(Мигель Сервантес)
Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях. (Блёз Паскаль)
Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра. (Ф. Достоевский)
Добро по указу — не добро.( И. Тургенев)
Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. (К. Ушинский)
. Нужно объяснить смысл афоризма о добре:
1. Сердечность такой же дар, как красота и ум. В.И.Качалов
2. Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А.Дюма-отец
3. “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
4. “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блёз Паскаль)
5. Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.
Ф. Достоевский
6. Добро по указу — не добро.
И. Тургенев
7. Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.
К. Ушинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...