Фонетика (презентация)
презентация к уроку по русскому языку (10 класс)

Базунова Татьяна Николаевна

Материал предназначен для повторения в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fonetika_10_klass.ppt972.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Слайд 3

Звуки и буквы Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака. Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи. Звук - это наименьшая звуковая единица слога. Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Слайд 4

Проверь себя Что изучает фонетика? Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания, соотношение со звуками? Чем различаются буква и звук? На какие две большие группы делятся звуки речи? В чём состоит принципиальное различие между гласными и согласными звуками? Назовите звонкие и глухие звуки, образующие пары. Какие звуки не образуют пар по твёрдости/мягкости? Какие буквы и когда обозначают 2 звука? Как обозначается на письме мягкость согласных звуков? Какие процессы, связанные с согласными буквами, и когда происходят в слове?

Слайд 5

Проверь себя Звуки речи. Графика . Букву видим и пишем, звук произносим и слышим. Гласные и согласные. При образовании гласных воздух проходит через рот свободно, при образовании согласных встречает какие-либо преграды. Гласные состоят из голоса, звонкие согласные – из голоса и шума, глухие - из шума.

Слайд 6

[б]–[п], [в]–[ф], [г]–[к], [д]– [т], [з]–[с], [ж]–[ш]. 3 твёрдых согласных: [ж], [ш], [ц] и 3 мягких согласных: [ч’], [ш’], [й’]. Буквы е –[й’э], ё –[й’о], ю–[й’у],я–[й’а] в начале слова, после разделительного ъ, ь, после гласной: ель, подъезд, поёт С помощью ь (мельче), букв е,ё,ю, я (ветер, лёд, люк) Озвончение – замена глухого согласного парным ему звонким перед другим звонким согласным (просьба). Оглушение - замена звонкого согласного парным ему глухим на конце слова и перед глухим согласным (город,варежки). Упрощение групп непроизносимых согласных лнц–[нц], здн–[зн], стн – [сн], стл – [сл], рдц – [рц] и др.(праздник – пра[зн]ик). Уподобление звуков (ассимиляция): (смеяться – смея[ца]. Расподобление звуков (диссимиляция): ногти – [нохт’и].)

Слайд 7

Поставьте ударение в словах Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят, , банты, столяр, торты, черпать, творог, эксперт.

Слайд 8

Проверь себя Премирова́ть, катало́г , краси́вее , заку́порить , сре́дствами, добы́ча , балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р , то́рты, , че́рпать, творог , экспе́рт .)

Слайд 9

Упражнения 1 . По какому признаку данные слова можно разделить на две группы? ( Ветер, льёт, мера, вяжет, поем, июнь, яркий, песня, люди, шьют). 2. Выпишите слова, в которых: а) количество букв совпадает с количеством звуков; б) букв больше, чем звуков; в) звуков больше, чем букв. Сошью, модель, вестник, домовой, подъём, мель, ягнёнок, музейный, бульон, гость, вьётся, местный, юг.

Слайд 10

Упражнения 3.Назовите слова, в которых происходит: а) оглушение согласных звуков; б) озвончение согласных звуков. Погрузка, сгибать, закуска, сторожка, зуд, сделать, заготовка, отбежать, сказка, покупка, косьба. 4. Назовите основные фонетические процессы, происходящие в словах: сож а леть, ук о ризна сочу в ствовать, предерзос т ный ро б кий, небоскрё б ко с ьба, ай с берг

Слайд 11

Фонетический разбор Всероссийская 1 в .скамья 2 в. съезд

Слайд 12

Упражнения [Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у то св’этлуй’у то груснуй’у] Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности? Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса. Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков.

Слайд 13

Аллитерация Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность? «Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)

Слайд 14

Фонетика- это «звучащая, выразительная музыка нашей речи». Запишите текст в соответствии с нормами русской орфографии и пунктуации [быт’ ч’илав’экам ф ч’илав’эч’искам опщ’иств’э вофс’и н’и т’ашкай’а аб’азанаст’ / а прастой’э разв’ит’ий’э внутр’эн’эй’ патр’эбнаст’и / н’икто н’и гавар’ит / што на пч’ил’э л’эжыт св’ищ’эный’ долк д’элат’ м’от / ана й'эво дэлайэт \ патаму што ана пч’ила //] (А. И. Герцен) .

Слайд 15

Ключи 1)4; 2)3; 3)3; 4) 4 звука; 5)3; 6)4; 7)1; 8) 4; 9) 1; 10) 3; 11) 3; 12) 4; 13) 2; 14) 3; 15) 4; 16) 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по теме «Фонетика»

Презентация к урокам по теме «Фонетика»Презентация «Фонетика» может быть использована на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении, при сопутствующем повторении орфографии ...

Презентация к уроку по теме: "Фонетика"

Повторить раздел русского языка: "Фонетику"...

Презентация к уроку по фонетике

Презентация "Фонетика сершывенче"...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Обобщение. Фонетика."

Данная презентация создана дляобобщающего урока русского языка в 9 классе. Выполняя тестовые задания, представленные в ней, учащиеся повторяют и обобщают полученные сведения по изученному разделу: "Фо...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...