Технологическая карта урока по русскому языку. Повествование как тип речи.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Керимова Изольда Лермонтовна

Технологическая карта урока по русскому языку. Повествование как тип речи. 5класс  Русский язык Ладыженская, 1часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_vord.docx.docx29.35 КБ
Microsoft Office document icon tk_russkiy_yazyk.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение

школа № 584 «Озерки»

Выборгского района Санкт-Петербурга.

Технологическая карта

урока «Русский язык»

для обучающихся 5а класса

с нарушением опорно-двигательного аппарата

Тема: «Повествование как тип речи.»

Составитель:

учитель

Керимова И.Л.

дата проведения: 10.10.2024

Санкт-Петербург

2024 – 2025 учебный год

Керимова И.Л.  Повествование как тип речи.

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник (УМК): Русский язык: 5 класс / Т.А. Ладыженская и др., 2023 (Часть1, §24).

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, доска

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока: распознавание текста-повествования и составление текста – повествование.

    Задачи: 

    Образовательные: уточнить понимание смысла слов «текст», «тема», «основная мысль»;

     научиться ставить вопросы к тексту и пересказывать текст по вопросам.

    Развивающие: тренировать мыслительные операции анализ и синтеза, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику;

    развивать представление об окружающем мире.

   Коррекционные: - корригировать умение пересказывать текст по вопросам.

 - коррекция формирования умения выполнять инструкцию, коррекция и пополнение словарного запаса обучающихся;

 - корригировать умение работать с текстом;

 - корригировать умение работать сообща, индивидуально.

  Воспитательные: воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.

Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Начало формирования навыков проведения различных видов анализа слова, умения обосновывать выбор написания, формирования, умения находить проверочные слова в словах с безударными гласными.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

продолжение формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


Методы обучения: словесно-логический, метод самостоятельной работы обучающихся, метод работы обучающихся в паре и т.д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 40минут.

Педагогические технологии (элементы):

Игровые технологии

Личностно – ориентированные технологии

Активные методы обучения

Технология уровневой дифференциации

Природосообразное воспитание грамотности

Здоровьеформирующие технологии и т.д.

Ресурсы урока:

 для учителя

   учебно - методическая

-  рабочая программа по предмету

- технологическая карта урока.

- дидактический материал контролирующего характера: задания и т.д.

для обучающихся:

  Учебник(УМК): Русский язык: 5 класс / Т.А. Ладыженская и др., 2023 (Часть1, §24).

- тетради

- презентации, видеофильмы

- дидактический материал обучающего характера: рисунки, демонстрационный материал, карточки с заданиями и т.д.

ЭОР:

мультимедийный проектор

электронная доска

компьютер

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент  3мин

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Подготовка класса к работе.

2.  Мотивация к учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

10мин

Повторение темы «Безударные проверяемые гласные в корне» https://wodrwall.net/ru/resource/3107962 

Устный опрос по предыдущей теме.

Проверка домашнего задания с последующим выходом на новую тему.

Ответы на вопросы. Игра с безударными гласными. Подбор проверочных слов.

3. Актуализация опорных знаний

 Формирование нового знания

12мин

  1. Проверка домашней работы.
  2. Когда мы хотим рассказать о том, что происходило, мы создаем текст – повествование. Когда мы хотим описать предмет, человека, мы строим текст – описание, когда доказываем свое мнение – рассуждение.
  3. Формулирование определения
  4. Работа по презентации
  5. Работа с определением
  6. Типы речи. Повествование
  7.  Определить тип текста. Определить тему текста.
  8. Выделите эпизод, с которого начинается развитие действия.
  9. Проследите за тем, как действие развивается, чем заканчивается.
  10. Какова роль выделенных в тексте глаголов? Изучение теоретических сведений на с.71.

  1. Всё, что есть в тексте-описании, можно

представить на одной фотографии, в тексте- повествовании - на нескольких фото.

Ответы на вопросы

Работа в тетради

Чтение текста по слайдам

Совместное открытие знания

Запись в тетрадях определения. Повествовать – рассказывать о том, что произошло.

Повествование – рассказ о развитии событий во времени.

Работа с учебником с.71

4. Динамическая пауза

2мин

Видеоролик

Повторяют движения

5.Первичное закрепление.

Самостоятельная работа  

9мин

Самостоятельная работа учащихся по карточкам

Работа с карточками

Вставляют пропущенные буквы

Определяют тип текста

Взаимопроверка

6.Рефлексия

2мин

     

-Что нового открыли на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Что удалось легче всего?

- Чего добились?

Осуществляют

самооценку.

7. Домашнее задание

2мин

Упр.137, стр 72

Алгоритм выполнения

Запись д.з  

Упр.137,стр 72

.

        8. Итог урока.

Выставление оценок



Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                     КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение

школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга.

__________________________________________________________________________

Технологическая карта

урока русского языка для обучающихся 5 «В» класса

Тема: «Подготовка к изложению по вопросам»

         Составитель:

  учитель Дронова Т.Ю.

                                                                                                                                                  дата проведения:21.10.2021г.

Санкт-Петербург

2021– 2022 учебный год

5 «В» класс

Учитель: Дронова Т.Ю.

Дата проведения:21.10.2021.

Предмет: Русский язык

Тема урока: «Подготовка к изложению по вопросам»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формировать умение писать изложение по вопросам.  

Задачи: 

Образовательные: уточнить понимание смысла слов «текст», «предложение», «основная мысль»;

научиться ставить вопросы к тексту и пересказывать текст по вопросам.

Развивающие: тренировать мыслительные операции анализ и синтеза, развивать внимание, память, речь, мелкую моторику;

развивать представление об окружающем мире.

Коррекционные:- корригировать умение пересказывать текст по вопросам.

- коррекция формирования умения выполнять инструкцию, коррекция и пополнение словарного запаса обучающихся;

- корригировать умение работать с текстом;

- корригировать умение работать сообща, индивидуально.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Формирование представлений слов «текст», «предложение», «основная мысль»;

  Формирование инициативности в обучении

Составлять из слов предложения

Формирование умения слушать ответы друг друга

Учить переписывать слова по образцу

Формирование положительного отношения к учебе

Учить составлять вопросы к тексту

Формирование дисциплинированности и целеустремленности, трудолюбия при работе на уроке

Учить пересказывать по вопросам

Формировать умение работать по инструкции

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесно-логический, метод самостоятельной работы обучающихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная

Место проведения: учебный кабинет.

Время занятия: 35 минут.

Педагогические технологии (элементы): 

- личностно – ориентированная технология

- здоровьеформирующая технология

- педагогика сотрудничества

- игровые технологии

- технологии уровневой дифференциации

Ресурсы урока:

  • для учителя

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой; Москва «Владос» 2017.  

Рабочая программа по предмету «Русский язык».

  • для обучающегося

 Учебник:

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык. 5 класс.  Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение

 Демонстрационный материал: картинка «Лось в лесу»

Оборудование: индивидуальный раздаточный материал: карточки с текстом изложения, карточки с вопросами и «словами – подсказками», набор – текст изложения-конструктор.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

1 мин.

Приветствие. Настрой на работу

Готовят рабочее место к уроку

2. Актуализация опорных знаний

4 мин.

Сегодня мы будем готовиться к изложению по вопросам и попробуем написать его. А для начала вспомним, что такое изложение по вопросам и последовательность работы над ним.

- Что такое изложение по вопросам? (Передача текста, который мы запомнили, по вопросам).

- С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем нашу речь).

- Рассказ, который вы сегодня услышите, будет про лося.

Давайте вспомним, кто это. (Раздаёт картинки с изображением лося, рассматривают, обсуждают).

Выполняют задания по инструкции учителя

2. Изучение нового теоретического материала через практическую деятельность.

Работа с текстом

Совместное открытие знания

10  мин.

Первичное чтение текста

- Прослушайте текст, определите его основную мысль. Подумайте, как лучше озаглавить текст.

Чтение текста.

Лось — большой лесной зверь. Он ест траву и ветки. Зимой трава засыпана снегом.  Лесники подвозят им ветки и соль.

 Беседа по содержанию текста

- О ком говорится в тексте?

- Где происходит действие?

- Какова основная мысль?

- Как лучше озаглавить текст?

- Сколько предложений в тексте?

Составление вопросов к тексту

- Давайте к каждому предложению составим вопрос! (Учитель записывает вопросы на доске)

  1. Кто такой лось?
  2. Чем питается лось?
  3. Почему лосю трудно зимой?
  4. Как люди помогают животным?

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

3. Закрепление полученного знания на практике с применением индивидуального набора слов изложения

4 мин.

Работа со словами.

Прослушайте ещё раз текст.

Возьмите ваши карточки.

Составьте текст из четырёх предложений, отвечая    на вопросы, написанные на доске.

 

 Выполняют задания по инструкции учителя.

Составляют текст, опираясь на вопросы.

5. Динамическая пауза

3 мин.

Ветер тихо клен качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клен. 

(Руки подняты вверх, движения по тексту.)

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Слушают, выполняют движения.

Самостоятельная работа

10 мин.

Работа на листах для изложений.

Посмотрите на лист перед собой. У вас написано название текста, четыре вопроса к тексту. После каждого вопроса в скобочках – написан ответ на вопрос, но слова перепутаны местами. Вам надо переписать название текста и составить изложение из четырёх предложений, собрав каждое из написанных слов.

Выполняют задания на листах.

Самостоятельная работа с заданием.

Переписывают название текста.

Составляют предложения.

Отвечают на наводящие вопросы учителя.

Рефлексия.

2 мин.

 Итоги урока.

1 мин.

Что мы сегодня с вами писали?

Что помогло нам написать изложение?

О ком был текст?

Понравилось ли вам занятие?

Что было сложным?

Что было полезным?

Словесное оценивание работы учеников.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...

Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе                                        ...

Технологическая карта урока по русскому языку. Повествование как тип речи.

Технологическая карта урока по русскому языку. Повествование как тип речи. 5класс  Русский язык Ладыженская, 1часть...