Синтаксический разбор словосочетания в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Урок содержит поэтапные виды работ по разбору, по определению типов связи в словосочетаниях и по нахождению словосочетаний в тексте,

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс. Синтаксический разбор словосочетания.

1 этап: настрой на урок. В прошлый раз мы желали друг другу каких-то событий: желаю отличных оценок. Давайте сегодня мы соединим в словосочетания слова, содержащие указания на достопримечательности нашего города: Аничков мост… Продолжаем. Если есть главное и зависимое слова – это подчинительная связь.  Привлечь иллюстрации с видами города

2 этап: повторение известного материала. Какие словосочетания по типу связи мы назвали? – Согласование (возможно управление). Какие еще виды словосочетаний мы знаем?

Записываем дату и тему: Синтаксический разбор словосочетания.

3 этап: введение в тему урока. А теперь запишите предложение со своим или любым услышанным словосочетанием. Зачитать. А теперь усложним: запишите предложение, соответствующее схеме: -,п.о.,=. – Зачитать предложения, называя знаки препинания.

Какое пунктуационное правило мы использовали в этом предложении? Делаем синтаксический разбор предложения.

Кто скажет: как сделать синтаксический разбор словосочетания? Ваши версии? Алгоритм работы:

1)указать главное слово;

2)задать вопрос к зависимому;

3)определить вид словосочетания по типу связи (согласование, управление, примыкание).

4 этап: отработка синтаксического разбора. Кто идет к доске? (2 человека)

Записано: Пр..красное настроение, пр..восходить противника, пр..одоление страха, пр..ступить немедленно, невероятно пр..чудливый;

Р..стущий кверху, плавающие водор..сли, заг..рающие в парке, разг..ревшийся внезапно, заг..релся идеей.

Для сильных: исправить ошибки в определении вида словосочетаний: стоящий на берегу (какой?) – согласование; бегущий по воде (где?) – примыкание, исполненный легкости (какой?) – согласование.

С любым из предложенных словосочетаний составить предложение, соответствующее схеме: ..,до,.. Зачитать, называя знаки препинания.

5 этап: отработка задания по типу ОГЭ. Как перестроить словосочетание одного типа подчинительной связи в другое? Например, построенное по типу согласования: деревянный дом – в управление? (дом из дерева).

Кто пойдет к доске поработать над этим заданием?

Лебеди..ая стая, ледя..ые фигуры, звери..ая нора, обеде..ый перерыв. (Какое правило надо применить в этих словах?)

Переделать словосочетания по типу управления в примыкание:
предл..гать с настойчивостью, спрятать для надежности, ответить с увере..остью, ответить без ошибок. – Сделать разбор словосочетаний.

Какого вида словосочетаний нет в этом предложении: Гринев  уверенно вошел и избу. За оказанную услугу он подарил мужику заячий тулупчик. Задремавшему Гриневу приснился странный сон.

Д/з. Упр. 148, 1 часть. Расставить точки, запятые. Выписать словосочетания все возможные, сделать их разбор

Подведение итогов: Нам предстоит писать контрольную работу. Дома вас спрашивают: по какой теме будет работа? Какие будут задания? – Какими будут ваши ответы?

Быстро работающим раздаются индивидуальные задания

Индивидуальные задания:

Исправь ошибки в предложениях:

  1. Сидя в комнате, на улице сгущались сумерки.

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отвечая на вопросы, были допущены ошибки в ответах.

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Записывая в тетради, была пропущена тема урока.

_________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Решая вопрос о подготовке к празднику, было принято интересное решение

______________________________________________________________________________________________________________________

 Индивидуальные задания:

Найди ошибки в определении типов связи в словосочетании. Выпиши отдельно то, что не является словосочетаниями:

Привести к другу (согл)                        Начать заново (прим)

Веселые по характеру (согл)                Неизвестный нам (упр.)

Иногда задумываюсь (прим)                Нечаянно толкнуть (упр.)

Из-под дивана      (упр)                                  Не захотелось (прим)

Зайти в дом (упр.)                                  Решил зайти (прим)

Определи виды связи в словосочетаниях (С,У, П):

Решился поступать, нечаянный выход, поступил неосторожно, бежим не оглядываясь, бежим без ускорения, остаться в тени, ближайшая остановка, скорость поезда, неожиданный поступок.

Выпиши возможные словосочетания из предложения, определи их вид: Вчера вечером стало известно о приезде наших родственников в Санкт-Петербург вечерним поездом. __________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Синтаксические связи слов в словосочетаниях Синтаксический разбор словосочетаний

урок в восьмом классе. Синтаксические связи слов в словосочетаниях . Синтаксический разбор словосочетаний...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания"

Данный урок разработан к УМК  С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме "Словосочетание". Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре...

Виды словосочетаний по способу связи слов. Синтаксический разбор словосочетаний.

Первый урок по связи слов в словосочетании, прослеживаются все этапы работы на уроке, предусматривается и исследовательская деятельность учащихся....

презентация к уроку русского языка в 8 классе "Синтаксический разбор словосочетания"

ЦЕЛИ УРОКА:• отработать навыки работы со словосочетанием.• проверить понимание учащимися главного и зависимого слова в словосочетании.• закрепить знания по видам связи слов в словосочетаниях, их струк...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Синтаксический разбор словосочетаний".8 класс

Цель: Актуализировать знания по темам: «Словосочетание», « Типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание)»....

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

Цель: сформировать представление о видах связи слов в подчинительных словосочетаниях, обобщить знания по теме «Словосочетание как единица синтаксиса»....

8 класс Синтаксический разбор словосочетания

Презентация к уроку русского языка в 8 классе...