Открытый урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Открытый урок русского языка в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Тема: Имена существительные собственные и нарицательные.

Имена существительные в нашей жизни.
Цель: дать понятие о нарицательных и собственных именах существительных.

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, воспитание усидчивости, самостоятельности, чувства патриотизма.

Методы: обучение русскому языку средствами субъективизации.

Оборудование: 1) презентация на экране медиапроектора; 2)учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А. и др.

Ожидаемые результаты:

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
  • развивать творческие способности обучающихся;  воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей.

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, проводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

  Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование.

Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Мобилизующий этап

На доске:

Ономастика – наука, изучающая историю возникновения имён, их значение и смысл.

  Слово учителя.  Всё в окружающем нас мире имеет название.Как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самим людям.

Историю возникновения имен, их значение и смысл изучает специальная наука - ономастика. Буквально этот термин означает "искусство давать имена".
Ономастика - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымышленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало. Этим, в частности, отличаются названия некоторых рек, морей, гор, звезд. Напротив, существуют другие имена и названия, дата рождения которых установлена точно или даже широко известна; они нередко молоды, часто известны и авторы этих слов-названий.

Задание для сильных учащихся: подготовить сообщение о словах - названиях, появившихся в 21 веке.

Обратите внимание на доску.

На доске записаны слова:

(И, и)мя(Н,н)иколаев

(О, о)тчество(М,м)ихаил

(Ф, а)милия(И,и)ванович

(У, у)лица (Р, р)оссия

(Р, р)ека                           (Т, т)ёша

(О, о)зеро                        (А, а)рхангельское

(С, с)ело                         (Б, б)ольшая Роща

(С, с)трана                       (С, с)ветлое

Учитель. Прочитайте вслух слова в левом и правом столбиках. Что общего в словах обоих столбиков?

Ученик. И в том, и в другом столбиках записаны имена существительные в единственном числе.

Учитель. Чем отличаются имена существительные левого и правого столбиков?

Ученик. Имена существительные левого столбика обозначают названия однородных предметов. Это нарицательные существительные, они пишутся с маленькой буквы. Имена существительные правого столбика обозначают названия отдельных предметов. Это собственные имена существительные, они пишутся с заглавной буквы.

2.        Формулировка темы и цели урока.

Учитель. Исходя из нашего вывода, скажите, о каких именах существительных мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик. Тема сегодняшнего урока – «Имена собственные и нарицательные»

Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему урока и используя опорные слова на доске:

1)        Углубить и расширить знания о …;

2)        Учиться правильно … .

Цель нашего урока: углубить и расширить знания об имени существительном. Мы должны будем с вами научиться различать имена собственные и нарицательные, научиться правильно писать имена существительные собственные и нарицательные.

3.        Актуализация знаний учащихся.

Формулировка первого вывода.

Учитель. Еще раз прочитайте имена существительные в обоих столбиках. Скажите, какое задание с ними можно выполнить.

Ученик. Можно соединить между собой подходящие по смыслу собственные и нарицательные имена существительные, записать их, раскрыв скобки.

Учитель. Выполните это задание, запишите составленные пары слов столбиком.

Прочитайте написанные пары слов

Ученики зачитывают пары слов, выделяя орфограмму.

Учитель. Скажите, с какими именами собственными вы сейчас работали и как они пишутся.

Ученик.Мы работали с именами, отчествами, фамилиями, названиями рек, озёр, сёл, стран. Пишутся они с большой буквы.

Учитель. Найдите общее понятие к названиям рек, озёр, морей, океанов, островов, городов, стран. Что это такое?

Ученик. Это географические названия.

Учитель. Ещё раз сформулируйте правило написания имён собственных, используя только что названное понятие.

Ученик.Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы.

4. Изучение нового материала.

Формулировка

 второго вывода

Работа с учебником

На доске:

Ойконимы - названия населенных пунктов

-Ребята, посмотрите, пожалуйста,  снова на слова, записанные в правый столбик. Какой темой их можно объединить?

(родной край)

-Знакомо ли вам имя Николаева Михаила Ивановича? Что вы о нём знаете?

Перед вами лежат листочки с текстом.

Прочитайте текствыразительно.

Николаев Михаил Иванович родился 20 ноября 1920 года в селе Обухово Первомайского района Горьковской области в семье крестьянина. После 4 класса Миша учиться не стал: нужно было помогать матери. Доучивался Михаил Николаевич после 1935 года. В 1940 году он закончил Дивеевское педагогическое училище, по окончании которого успел поработать 30 дней. В октябре Михаил попал на службу на Балтийский флот, где и застала его Великая Отечественная война.  

           В августе 1941 года попал на фронт, почти сразу оказавшись в кольце Ленинградской блокады. Несколько раз был тяжело ранен, лечился, затем снова вставал в строй. Демобилизовался в июле 1946 года. Николаев М.И. имеет много наград.

Вся послевоенная жизнь Михаила Ивановича была связана со школой: был учителем, завучем, директором. В 1971 году ему было присвоено звание «Отличник народного образования». На протяжении всей жизни Николаев М.И. вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.К сожалению, в январе 2017 года он ушел из жизни.
     Его стихи и статьи печатались в газетах «Новый путь», «Районный вестник», «Нижегородский инвалид». Они изданы в сборниках «Шатковские напевы», «Живи, родник!», «Обыкновенное чудо», «О чем сердца поют и плачут». Также Михаил Иванович выпустил собственный сборник стихотворений. Его стихи «Крошка хлеба», «К молодёжи», «Родничок», «Колокольня» не могут оставить равнодушными читателей.

Вопросы и задания к тексту:

  1. Какие факты биографии вам запомнились?
  2. Можно ли назвать данные предложения текстом? Докажите.
  3. К какому типу речи можно отнести этот текст?
  4. Подчеркните одной чертой имена существительные (1вариант-1-2 абзац, 2 вариант-4 абзац).
  5. Перечислите  имена собственные. Что они обозначают?
  6. Найдите названия произведений автора. Обратите внимание на то, как они пишутся.
  7. Название  какого исторического события встретилось в тексте? Как оно пишется?

Давайте сделаем вывод.

Имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия исторических событий пишутся с большой буквы.

-Какие имена собственные не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки?

Ученик. Названия произведений.

Чтение теоретического материала учебника стр.58-59

Учитель. Как называется село, в котором мы живём?

Ученик. Архангельское.

Учитель. А вы знаете, когда и почему появилось это название?

Выступление подготовленного ученика «Версии о названии села».

Ученик. Однозначной версии о названии села не существует. Первоначальное название села Кобылино. С 1800 г оно делится на две части - Архангельское-Кобылино и Никольское-Кобылино. Никто не знает, откуда пошло название села Кобылино. Существует две версии:

  1. Якобы, был помещик Кобылин, которому Иван Грозный передал сельцо за ратные подвиги при взятии Казани. Но эта версия отпадает, так как,  начиная с 1586 г, нигде ни в каких документах не числится помещик Кобылин, а упоминаются три фамилии помещиков в Кобылино - Левашов, Болтин и Товарищев.
  2. Может быть, это название осталось от татар. Ведь живя здесь, они разводили стада лошадей (кобыл), употребляли в пищу конское мясо. Но и вторая версия - это лишь предположение.

Что касается приставки Арх-, Ник-Кобылино, то это, вероятнее всего, происходит от названия престола церкви. В Ник-Кобылино престольный праздник был установлен на Николу, а в Арх-Кобылино – на Михайлов день (престол назван Рождественским и Михаила Архангела). Еще в 1762 г отчеты помещиков пишутся как из села Кобылино, а уже в 1800 г Гурьев и Безобразов значатся помещиками села Ник-Кобылино, а Левашов, Танеев и Вишняков - помещиками села Арх-Кобылино.  

Никольскую часть села в народе называли (да и сейчас называют) Мисюрево. Название идёт от имени владельца Мисюря – либо татарина, обратившегося в христианство, либо потомка от татар.

В 1950 году в период укрупнения колхозов (их тоже было два) Арх-Кобылино и Ник-Кобылино вновь объединяются в одно село с красивым названием – Архангельское. Название происходит от одного из  престолов  церкви, освящённого в честь Архангела Михаила.

Учитель.

-Как первоначально называлось наше село?

-В каком году его разделили на две части? Как они      стали называться?

-Когда появилось современное название села?

-С чем связано  такое красивое название?

-Что такое ойконимы?

Слово учителя

Гидронимы – это название водных объектов.

На территории нашего сельского поселения находится  много уникальных водных источников: Кипячий ключ, река Теша, два карстовых озера – Светлое первое и Светлое второе, сероводородный источник.

Ребята, вы должны были узнать, почему такие названия получили наши водные объекты.

Отчёты групп.

1 группа.

Рядом с селом протекает  река Тёша. Слово Тёша состоит из двух древних названий воды, реки: «ть» и «ша». Затем для благозвучия был добавлен гласный звук «о», буква ё.

2 группа.

Рядом с речкой находится  источник с сероводородной  водой, поэтому в народе его прозвали Тухлым.

3 группа.

Интересное название имеет озеро Светлое. Этот небольшой водоём получил такое название за то, что вода в нём  очень быстро очищалась и всегда была прозрачной. Озеро Светлое очень берегли наши предки, так как в нём находятся лечебные грязи. Люди  очень ценили то, что давала природа, так как она помогала им справляться с недугами.

4 группа

Настоящей достопримечательностью села является Кипячий ключ. В прежние времена он весело бурлил из-под земли, поэтому и получил такое название. И сейчас источник радует жителей села Архангельское своими вкусовыми и целебными качествами.

Таким образом, многие места нашего села  имеют такие названия, в которых окружающая природа нашла своё отражение.

-Как пишутся названия водных объектов?

Материал для наблюдений

Формулировка третьего вывода

На доске столбиком записаны слова:

Рассказ

    Стихотворение

    Журнал

    Газета

    Картина

Завод

    Автомобиль

Справка: «Нормалей», «Для Общей Пользы», «Тимур и его команда», «Утро в сосновом бору», «Жигули», «Зимнее утро», «Новый путь»

Учитель. Прочитайте слова и справку. Сформулируйте задание.

Ученик. Нужно к нарицательным именам существительным подобрать подходящие по смыслу собственные имена существительные.

Работа выполняется коллективно на доске и в тетрадях.

Учитель. Давайте сделаем вывод по этому упражнению.

Ученик. Заглавия книг, стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Чтение правила с.63.

Учитель. Давайте обобщим все наши рассуждения, используя следующий план:

1.        Какие имена существительные являются собственными?

2.        Как пишутся имена собственные?

 3.        Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?

Обобщение учебного материала.

5.        Закрепление изученного материала

Упражнение 1.

1.        Максим Горький, Аркадий Гайдар, Николай Васильевич Гоголь.

2.        Великая Отечественная война, Нижний Новгород, Куликовская битва.

3.        Волга, Ока, Светлояр.

Учитель. Прочитайте упражнение. Почему все слова записаны с большой буквы? Найдите в каждом ряду лишнее имя собственное. Обоснуйте свой выбор. Остальные имена собственные запишите. Орфограммы обозначьте графически.

Расскажите правило о правописании имён собственных.

Упражнение 2.

Прочитайте текст.

(Р, р)оссия - крупнейшее государство мира. Оно располагается на материке (Е, е)вразия и находится в двух частях света – (Е,е)вропе и (А, а)зии.

Географическое положение государства очень выгодное: оно имеет выходы в моря (А, а)тлантического, (Т, т)ихого и (С, с)еверного (Л, л)едовитого океанов.

    На огромной территории (Р, р)оссии сосредоточены значительные природные богатства. Нефть и газ добываются на (С,с)еверном(К,к)авказе, в (П, п)оволжье, на (У,у)рале, в (З,з)ападной (С,с)ибири.

    Никакая другая страна мира не имеет столь разнообразной природы, как (Р, р)оссия. Тепло (Ч, ч)ерного моря, ледяные купола острова (Ф, ф)ранца (И, и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К, к)амчатка - все это наша (Р, р)одина!

Учитель. Прочитайте текст. Определите тему. (Тема Родины, России)

Какова основная мысль этого текста? (Россия – великая и прекрасная страна)

Внимательно рассмотрите схемы:

1) нариц. сущ + собст. сущ.                    

2) прил. + сущ – собст. наименования

Сформулируйте задание.

Ученик. Из текста надо выписать словосочетания, которые состоят из нарицательного имени существительного и собственного, и имена собственные, которые состоят из прилагательного и существительного; раскрыть скобки, подчеркнуть орфограммы.

Учитель: Найдите общее понятие для всех этих названий. (Географические названия)

Подберите синонимы к слову Россия. (Отечество, Отчизна, Родина)

Что объединяет эти слова? (Значение слов, орфограмма)

Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.

6.Рефлексия

Итог урока

Оценки

Формулировка вывода

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке

Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, сейчас я вам расскажу сказку.

В стране “Существительное” жили два брата Имя Собственное и Имя Нарицательное. И вот как-то они заспорили.

Собственное говорит:

-Я всех главнее, я даю названия единичным предметам, меня пишут с большой буквы, а некоторые имена собственные ещё и в кавычки заключают.

- Ну, хорошо, - говорит Нарицательное. Ты, конечно, важное имя, но представь себе, если бы не было меня.Вот, например, я первым встречаю человека. Когда рождается малыш, у него ещё нет имени, а я его называют - человек, малыш, новорожденный.

Подумало Имя Собственное и говорит:

-Ну, хорошо, ты меня убедил, мы оба имеем большое значение в речи, поэтому давай помиримся,и никогда не будем ссориться.

Ребята, какой вывод сделаем, прослушав сказку?

Промежуточный контроль:

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с маленькой буквы
б) с большой буквы

3. Имена нарицательные называют:

а) единичные предметы

б) однородные предметы

4.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) животновод, комар, Майоров

5.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кутырёв, Куликов, Михеев

Взаимопроверка.

1.б 2. а 3.б 4.б 5. а

-Что нового вы узнали на уроке?

-Как пишутся имена существительные собственные?

- Что для вас было легко, что трудно?

-Что показалось на уроке самым интересным?

7.        Постановка домашнего задания

Задания на выбор:

1.п. 89  , упр.  539

2.Написать мини-сочинение на тему«Моя малая родина»

с использованием собственных имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...