Урок русского языка в 5 классе на тему: «Морфема - наименьшая часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Васильева Антонина Васильевна

Урок русского языка разработан для  учащихся 5-го класса   с учетом возрастных особенностей и требований ФГОС. Тип урока: урок изучения нового материала .;Цели.  понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение  к пониманию морфемы как значимой части слова. Методы, применяемые на уроке: методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:  групповые;  общеклассные;  индивидуальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfema_.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Республики Марий Эл «Верх-Ушнурская средняя общеобразовательная (национальная) школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок русского языка
«Морфемика- наименьшая значимая часть слова»

Разработали:
учителя русского языка
и литературы
Васильева А.В.,

2022г.

Тема «Морфема – наименьшая значимая часть слова»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели. понятие о морфемике как разделе языкознания, подведение к пониманию морфемы как значимой части слова.

Обучающая: - знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;

- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;

- выстраивать композицию рассуждения;

- выполнять морфемный разбор;

- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.

Развивающая: - развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, потребность в речевом самосовершенствовании;

Воспитательная: прививать любовь к спорту, воспитать сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
Методы, применяемые на уроке:

Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.

Формы организации урока:

- групповые;

- общеклассные;

- индивидуальные.

Оборудование:

- Проектор

- экран

- компьютер,

Литературный ряд

#1054;рганизационный этап

-Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь. Записываем число, классная работа.

2. Актуализация знаний

Лексический диктант «Если хочешь быть здоров». (слайд№2)

-Вид спорта, досуга, состоящий в походах, путешествиях (туризм).

-Вид спортивной гимнастики (аэробика).

-Гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединенных короткой рукояткой (гантели).

-Исполнитель сложных и опасных трюков при съемке фильма (каскадер).

-Высшее достижение в спорте (рекорд).

-Ледяная площадка для катания на коньках (каток).

Задание: обозначьте графически, из каких частей состоит слово КАТОК (слайд №3)

-Какая часть слова не присутствует в этом слове? (приставка)

3.Определение темы, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, определите тему урока с помощью схемы ( слайд № 4).

-Какие это части слова? (Значимые).

Запись темы в тетрадь: Морфема – наименьшая значимая часть слова (слайд№5)

А какова основная ЦЕЛЬ нашего урока? (научиться находить морфемы в слове) (слайд №6)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель. Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А слова сделаны из своего «строительного материала». Вспомните материал начальной школы и ответьте. Из каких частей состоят слова?
Ученик: Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания.

Учитель: «Строительные блоки» для слов называются морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Изучаются они в разделе «Морфемика» (Чтение правила)

Каждая морфема в слове имеет свое значение. Вот, например, слово ПОДСНЕЖНИКИ( чтение в учебнике стр. ).

5. Первичная проверка понимания

Игра «Отгадай слово!»

(Слайд №7 ) На слайде слово тигрята, оно закрыто. Приоткрывается буква т.

Учитель: Какое слово записано? (ответа нет)

Раскрывается слог ти, (ответа нет)
Раскрывается буквы тиг
Ученики: Слово тигр.

Учитель: Когда появляется важная информация о слове?
Ученик: Когда появляется корень.

Учитель. Когда говорят о важном, о главном, употребляют слово КОРЕНЬ:корень зла, в корне неправильно, смотри в корень. У слов тоже есть самое важное. Самое главное – корень. Корень – это главная часть слова, которая несет главный смысл. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем оказываются родственными (однокоренными).

#1048;гра «Четвертый лишний».

Учитель: Подумайте, все ли слова родственные. Найдите лишнее слово.

Лес, лестница, лесной, перелесок. Горе, гора, горный, пригорок.(слайд№8)
Ученик: Слова лестница и горе лишние.
Занимательная грамматика

Учитель: Найдите корень в слове стряпуха. Стряп или тряп?

Ученик: Корень слова стряп.

Работа над текстом стихотворения М.Ф.Домрачева (местного поэта)«Зимним утром», в книге «На свете больше доброго».стр.60. (слайд №9, №10)
Раним утром лыжней запорошенной

У деревни у всей на виду

Я и незваный, и непрошеный

На свидание к тебе иду.

Зимний лес, ты моя отрада,

Шапки белые на ветвях.

Не придумать модней наряда,

Чем снежная одежда твоя.

На поляне от поземки ночь.

Облаков сероватых клочья

В высоте уползает прочь.

Под большой суковатой елью,

Где проходит моя лыжня,

Прикорнул длинноухий «бездельник»,

Воровато косит на меня.

Вон стучит на березе дятел

Белка чистит свое дупло.

А сорока: «Ко мне, приятель,

В мое справочное бюро.

Расскажу, что за эти сутки

Быть случилось в моем лесу».

- Брось, сорока, сорочьи шутки,

Не к тебе я сейчас спешу.

Посмотри, как кругом красиво,

Как природа кругом хороша,

В царстве сказок, покоя и ласки

Отдыхает моя душа.

Учитель: Найдите в стихотворении «Зимнее утро» слова с ПРИСТАВКАМИ и выпишите их в тетрадь. Выделите приставки, какой смысл они несут?
Ученик: Приставки образуют новые слова.

Учитель. Понравилось ли вам стихотворение М. Домрачева?

Ученик: Понравилось. Его стихи как живые картины.

Работа по учебнику

Задание на стр. 5 – прочитать слова, назвать морфемы.

Учитель: Для чего служат СУФФИКСЫ?
Ученик: Суффиксы служат для образования новых слов

Развитие умений определять значение суффиксов.

Учитель: Угадайте о каких людях пойдёт речь, больших или маленьких? (слайд №11)

В книге Н.Носова« Незнайка в Солнечном городе» встречаются такие герои: Козявкин, Букашкин, Штанишкин, Сапожкин, Гулькин, Мулькин, Таракашкин. Ученик: Речь идет о малышах. На это указывают суффиксы – ин.

Учитель: А какие фамилии были бы у них, если бы они были великанами?

Ученик: Козявищин, Сапожищин…..

Учитель: Каким живым существам дают названия с суффиксами –ат- и ят-?

Ученик: Котята, зверята. Детенышам животных.

Учитель: Назовите слова с суффиксами –«дразнилками» на –юга
Ученик: Жадюга, хитрюга.
6. Физкультминутка (слайд №12)

С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ.

С ПО – приставкою ПОПРЫГАТЬ.

С ПОД – приставкой ПОДМИГНУТЬ.

С ВЫ – ВЫТЯГИВАЕМ руки.

Вот и все, настало время

С ЗА – зарядку ЗАВЕРШИТЬ.

7. Первичное закрепление

Учитель: Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.( Работа в группах. Задание на листах. )

Вода- безводный, безводность; подводный- подводник; звезда- звездочка- звездный, беззвездный; трава- травка, травонька, травушка, травинка, травяной.

Работа парами. Учащиеся исправляют ошибки в тексте и графически выделяет орфограммы. (слайд №13, №14)

В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

Учитель: Взаимопроверка по слайду. Поставьте + чья пара не допустила ошибку. Поднимите руку.
Учитель: Какой вывод можно сделать, выполнив это задание
?

Ученик: Орфография и морфема тесно связаны между собой:

Учитель: Ребята, давайте теперь подведем итоги: Что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу?

Ученик: Для развития чувства языка, орфографических умений

Учитель: Легко ли находить в слове его части? Найдите ошибку в схемах: (слайд №15, №16, №17, №18)

,

8 Домашнее задание: Упр.376

9. Рефлексия: Учитель: Над какой темой работали? - Что мы сделали, чтобы эта тема не вызывала у нас трудности? (ответ учеников)

Учитель: Закончим наш урок пословицей, которую вы должны составить из следующих слов: ученик, учитель, судят, по, об, и.

Ученики: По ученику и об учителе судят.

Учитель: Проведем оценку нашей работы.

Сегодня я доволен работой, т. к. … (слайд

Не совсем доволен, т.к. …

Не доволен своей работай, ведь я …

- Наш урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...