Урок русского языка «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка
«Правописание приставок пре- и при-»
6 класс
Тема урока: Правописание приставок пре- и при-
Предмет: русский язык
Класс: 6 (общеобразовательная программа)
Учебник: Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2015
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые и сигнальные карточки
Понятия урока: приставка, пре-, при-, значение приставки
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.
Цель урока: 1. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся
Предметные
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с правописанием приставок пре- и при-;
Сформировать представление учащихся о способе выбора написания е-и в приставках пре- и при-;
Развить орфографическую зоркость учащихся, монологическую речь.
Ученик узнает о правилах правописания приставок пре- и при-;
Научится комментировать условия написания е-и в приставках пре- и при-, применит полученные знания на письме.
Регулятивные
Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.
Познавательные
Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.
Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.
Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.
Личностные
Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Учится выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus.yaz_.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
«Правописание приставок пре- и при-»
6 класс
Тема урока: Правописание приставок пре- и при-
Предмет: русский язык
Класс: 6 (общеобразовательная программа)
Учебник: Русский язык. 6 кл.: учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2015
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Оборудование: мультимедийная презентация материалов урока, групповые и сигнальные карточки
Понятия урока: приставка, пре-, при-, значение приставки
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии.
Цель урока: 1. Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации нового способа действия: умения определять написание Е-И в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
2. Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения учащихся
Предметные
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с правописанием приставок пре- и при-;
Сформировать представление учащихся о способе выбора написания е-и в приставках пре- и при-;
Развить орфографическую зоркость учащихся, монологическую речь.
Ученик узнает о правилах правописания приставок пре- и при-;
Научится комментировать условия написания е-и в приставках пре- и при-, применит полученные знания на письме.
Регулятивные
Научить определять последовательность операций с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Ученик научится самостоятельно выполнять действия по алгоритму, сравнивать выполненную работу с образцом, планировать, осуществлять и оценивать самостоятельную работу.
Познавательные
Научить выбирать наиболее оптимальные средства и способы решения задач. Преобразовать информацию из одной формы в другую.
Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Создать условия для учебного сотрудничества на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; учить доносить свою позицию до других.
Ученик учится осуществлять диалоговое общение, словесную презентацию итога своей работы.
Личностные
Учить проводить самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Ученик осознаёт потребность в творческой деятельности и реализации собственных замыслов.
Учится выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Этап урока (задачи)
Содержание этапа
Деятельность учителя (предметные умения)
Деятельность учащихся
(метапредметные умения: регулятивные, познавательные, коммуникативные; личностные)
Формируемые УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности, создание условий для перехода учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
- Итак, друзья, внимание!
Садитесь поудобнее,
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
-Сегодня у нас гости. Повернитесь к ним, поприветствуйте их кивком головы и садитесь.
- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок?
(получать новые знания)
- Философу М.Монтеню принадлежат такие слова: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью». Как вы понимаете это высказывание? (новые знания интереснее открывать самому, самостоятельный способ получения новых знаний более ценен для человека) слайд №1
- Я предлагаю вам сегодня на уроке последовать примеру М.Монтеня, известного французского философа и писателя эпохи Возрождения.
Учитель приветствует учащихся, создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации.
Личностные: самоопределение (мотивация учения)
Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала.
- Прочитайте текст. Кто его автор? (Э.Успенский)
Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный- пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел. слайд №2
- В какой части слова пропущены буквы? (в приставке)
- Что такое приставка? Имеют ли приставки значения?
- Правописание каких приставок вам знакомо? (по-, про-)
- Выпишите слова с ними, объясните написание. (промок, пожалел)
-Приставка ПРО- в данном слове указывает на действие, осуществленное в один прием, за один раз. (промок)
-Приставка ПО- указывает на действие, совершаемое в небольшой мере, непродолжительно. (пожалел)
Это неизменяемые приставки.
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у учащихся.
Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его.
Познавательные: формулирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков
Коммуникативные: участие в диалоге, слушание и понимание других.
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения
- Назовите приставки, написание которых вызывает затруднение. (пре- и при-)
- Почему возникли затруднения? Хватает ли вам знаний, чтобы правильно написать, где нужно приставку пре-, а где – приставку при-? (не знаем правил, как правильно написать данные приставки)
Организует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения.
Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
Коммуникативные: выражение мысли, формулировки затруднения.
Познавательные: определение круга своего незнания.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
- Определяем проблему урока. (какую букву- е или и- писать в приставках пре- и при-) слайд №3
- По проблемному вопросу сформулируйте тему урока. (правописание приставок пре- и при-)
- Сформулируйте для себя цель урока, опираясь на тему и проблемный вопрос. (выяснить условия написания гласных е-и в приставках при- и при-)
- Давайте подумаем, как мы действовали при написании других приставок? (правописание приставок на з-с и написание неизменяемых приставок типа за-, по, в-)
- Можем ли мы действовать по данному алгоритму? (ответы учащихся неоднозначны)
- Каким способом мы попытаемся добыть новые знания? (способом исследования, уточнения, т.е. новые действия мы будем конструировать на основе исследования языкового материала, на основе анализа, наблюдения)
Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока.
Определяют проблему урока, цель – устранение возникшего затруднения, тему, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Работают в группах.
Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно).
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
5.Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.
- Какие будут выдвинуты гипотезы: какую букву- Е или И ?- писать в приставках Пре- и При-? (выдвижение гипотез)
- Я предлагаю по группам проанализировать языковой материал, чтобы обосновать гипотезы. Каждая группа работает над парами слов. слайд № 4
1 Группа:
а) пр…ехать, пр…лететь
б) пр…открыть, пр…сесть
2 Группа:
а) пр…шить, пр…клеить
б) пр…добрый, пр…милый
3 Группа:
а) пр…школьный, пр…дорожный
б) пр…градить, пр…рвать
4 группа:
а) пр…говаривать, пр…танцовывать
б) пр…готовить, пр…учить, пр…думать
- Подумайте над значением каждого слова. Вы сами должны определить эти значения. (далее от каждой группы представляются результаты исследований). Выходит опорная схема: слайд №5
При-
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
Пре-
Пре- = очень
Пре- = пере-
Новый способ действий фиксируется в речи и знаково)
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать буквы Е-И в приставках Пре- и При-? Алгоритм: слайд № 6
1.Выделить приставку в слове;
2. Определить ее значение;
3. Написать Пре- или При-;
4. Подобрать слова с этими приставками, доказать, почему пишется Пре- или При-.
- Давайте теперь прочитаем правило написания приставок Пре- и При- в учебнике и сравним формулировки с вашими выводами. (чтение правил на стр. 187 учебника)
- Совпали ли ваши выводы с текстом правил? (да)
- Обратимся к словам, вызвавшим затруднение в начале урока, зафиксируем графически выбор орфограммы по алгоритму (приехало, принес, пресильный).
- Подведём итог нашей исследовательской работы, составим себе памятку
(Приём фишбоун) слайд 7
Организует работу в группах
Составляем памятку по группам
(прием «фишбоун») («Рыбий скелет»)
Обсуждают различные варианты реализации построенного проекта (выдвижение гипотез), анализируют языковой материал (работают в группах), выбирают оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, сравнивают полученный результат с правилами в учебнике, построенный способ используют для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, аргументировать, понимать точку зрения другого, участвовать в работе группы, договариваться друг с другом (разрешение конфликтов), предвидеть последствия коллективных решений в группе.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
1) упр.102 с.188
2) Проведение лингвистической физминутки.
ЗАДАНИЕ: Я называю слова. Если в слове приставка ПРИ-, вы топаете 3раза.Если в слове приставка ПРЕ-, вы хлопаете 3 раза.
прИбрежный, прЕувеличить прИостановиться, прИпрятать, прЕрвали, прИумолкла, прЕзабавный, прЕхорошенький, прИбрежный, прИстегнуть, прЕмилый, прИоткрыть, прИлечь, прЕпятствие.
3) упр.103 с.188
4) Чтение информации после правила по учебнику (с.188). Составление словосочетаний со словарными словами.
3) Закрепим полученные знания и поиграем в игру «Одним словом».
Ваша задача: заменить предложенное словосочетание одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-
-лечь ненадолго – прилечь
- очень милый – премилый
- сесть на краешек стула – присесть
- очень скверный – прескверный
- заболеть, но не сильно – приболеть
- очень хорошенький – прехорошенький
- нарушитель закона – преступник
- чуть-чуть приоткрыть окно – приоткрыть
- город около моря – приморский
4) Работа с сигнальными карточками:
Е или И?
Слова для выполнения задания: пр…ступить, пр…землиться, пр…цепить, пр…серьезный, пр…скакать, пр…добрый, пр…жечь, пр…длинный, пр…вокзальный. слайд №8
5) Работа с перфокартами: Е или И? Ответы проверять с помощью сигнальных карточек с буквами «Е»-«И»
1) прИбрежный, прЕувеличить прИостановиться, прИпрятать, прЕрвали, прИумолкла, прЕзабавный, прЕхорошенький, прИбрежный.
2) прЕмилый, прИоткрыть, прИлечь, прЕдобрый, прЕдолгий, прИгореть, прЕвеселый, прИвязать, прИзадуматься.
3)ПрИскакать, прЕградить, прИумолкнуть, прИморский, прИшить, прЕодолеть, прИвинтить, прИземлиться, прЕгорький.
Организует работу по применению новых знаний на практике.
Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (фронтально). Работа с сигнальными карточками.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.
Регулятивные: корректировать работу по ходу выполнения задания.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
- Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание, данное на слайде, и сделать самопроверку.
слайд №9
Пр…одолеть, пр…восходная работа, пр…лагать силы, пр…кратить ссору, пр…увеличить опасность, пр…образовать формулу, пр…винтить ручку, пр…жаться щекой, пр…открыть форточку.
Проверяю себя! слайд №10
- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?
Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует для каждого ученика ситуацию успеха.
Самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы).
Личностные: оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные: контроль и оценка, волевая саморегуляция.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
- Назовите ключевые слова урока. (приставка, пре-, при-, значение)
- Сделайте вывод: что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-
-Послушайте стихотворение о написании приставок пре- и при. слайды 12-15
Стихотворение:
ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет:
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Прибыл ли поезд, приплыл пароход,
Космонавт прилетел из Вселенной –
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,
Пишется ПРИ-, несомненно.
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело –
Помни, что пишется ПРИ- обо всем,
Что добрые руки приделали.
Язык прикусил – не совсем откусил,
Пригорело – не значит горит.
Помни, что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ-.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой, кто очень сякой,
ПРЕ- мы пишем при этом.
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным – дождь не преграда.
Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,
Там только ПРЕ- ставить надо.
Организуя этот этап урока, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Автоматизация умственных действий по изученным нормам.
Регулятивные: оценка (все выше перечисленные УУД фиксируются на данном этапе)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке.
- В конце урока надо подвести итог. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.
-Оцените свою работу на уроке (поднимите свою сигнальную карточку):
«!» - мне все понятно, все выполнил верно;
«+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки;
«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь. Слайд №16
Домашнее задание: слайд №17
Общее задание: 1) подготовить рассказ о правописании приставок пре- и при- по параграфу 40 или по таблице в тетради.
По выбору:
- по учебнику- упражнение 106 с.189
-Спасибо за урок! Слайд №18
Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке.
Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.
Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).
Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).
Маршрутный лист учащегося 6 класса____________________________________
Прочитайте текст. Кто его автор?
Наконец письмо дяди Федора в город пр…ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр…нес. А на улице дождик сильный- пр…сильный. Почтальон весь пр…мок до ниточки. Папа даже его п…жалел.
2.
Проблема урока:
3.
Тема урока:
4.
Цель урока:
5.
Работа по группам:
1 Группа:
а) пр…ехать, пр…лететь
б) пр…открыть, пр…сесть
2 Группа:
а) пр…шить, пр…клеить
б) пр…добрый, пр…милый
3 Группа:
а) пр…школьный, пр…дорожный
б) пр…градить, пр…рвать
6.
Опорная схема:
При-
Приближение = близко
Присоединение = друг к другу
Расположение вблизи = около
Неполное действие = чуть-чуть
Пре-
Пре- = очень
Пре- = пере-
7.
Памятка в форме рыбки
8.
Е или И? Вставить пропущенную букву.
Пр…одолеть, пр…восходная работа, пр…лагать силы, пр…кратить ссору, пр…увеличить опасность, пр…образовать формулу, пр…винтить ручку, пр…жаться щекой, пр…открыть форточку.
9.
Оцените свою работу на уроке.
«!» - мне все понятно, все выполнил верно;
«+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки;
«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"
ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"....
урок русского языка"Правописание приставок пре- и при-"
Полная разработка урока в 5 класе и приложение,содержащее упражнения на закрепление темыи материал для учителя....
Урок русского языка "Правописание приставок"
Обобщающий урок русского языка в 10 классе «Правописание приставок.Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)...
5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок
Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок....
презентация к уроку русского языка "Правописание приставок" 5 класс
Наглядная демонстрация орфограммы "Правописание приставок -з,-с" в 5 классе...
Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются следующие задания : создание самоинстр...
Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...