Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Волкова Любовь Ивановна

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинструкции "Правописание приставок", создание кластера "Почему приставки пре-, при- самые трудные?"; практические задания фотодиктант, игра в "словесный мяч".

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Правописание приставок  ПРЕ- и  ПРИ-"

(открытый урок в 5 классе)

Класс: 5

Тема урока: «Знакомимся с приставками ПРИ- и ПРЕ- »  

Место урока в теме: первый урок по данной теме

Тип урока:  урок получения новых знаний

Задачи урока:

- вызвать познавательный интерес к проблеме и готовность к поиску её решения;

- организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования;

- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;

- отработка навыков самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;

- определить направления для дальнейшего изучения темы.

Структура урока.

Методы :

Словесные, наглядные

Проблемно-поисковые

Взаимоконтроль, самопроверка

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная;

- групповая;

- парная

-индивидуальная

- коллективная

Оборудование урока:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- презентация

- дидактический материал

- карточки-задания для работы в группах, парах

- учебник

- шкала для оценивания

- ответы-заготовки для таблицы «Фишбоун» (согласно правилу)

Технологии, используемые на уроке: используются приемы технологии критического мышления, ИКТ – технологии, элементы дифференцированного обучения

Этапы урока:

Встреча с проблемой

  1. Актуализация имеющегося знания и опыта
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Осознание и формулирование проблемы

Построение знаний

  1. Анализ имеющейся знаний
  2. Определение направления и выбор методов исследования
  3. Поиск решения
  4. Обобщение полученных знаний
  5. Сопоставление с культурным аналогом
  6. Формулирование окончательных выводов
  7. Применение полученных знаний

Рефлексия

  1. Оценивание по шкале (прилагается)

ХОД  УРОКА

Организационно-мотивирющий этап

1. Встреча с проблемой

Актуализация имеющихся  знаний и опыта

  • Синтаксическая пятиминутка.

Графический разбор предложения, составление схемы.

1)Двор первый рассказывал ребятам о весне, 2)когда в один прекрасный мартовский день они выходили из школы на улицу и вдруг замечали, 3)что на крышах уже начали таять сосульки. (По С.Георгиевской)

(СПП в сложном предложении одна часть следует за другой)

        

Беседа с классом.

  • Фронтальный опрос.
  • На какие три группы делятся приставки?
  • Какая из групп приставок подчиняется фонемному правилу?
  • Докажите, что приставка с- пишется по главному правилу орфографии.
  • Почему приставку с- называют коварной? В чем ее «коварство»?
  • Назовите все приставки второй группы?
  • Когда в приставка на  з-, с- пишется буква з, а когда с?
  • Почему параграф, в котором изучается эта приставка, назван в учебнике «Все наоборот»?
  • Языковая разминка

1.Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто. В каких словах вы услышали приставки второй группы?

Вот-вот листва распустится,

Вот-вот придет тепло,

 Ну а пока распутица,

Дороги развезло.

2.Какой частью речи являются слова распустится и распутица? Разберите их по составу.

распустится - глагол               распутица – существ.

  • Приведем наши знания в порядок

Давайте вспомним, когда в приставка на  з-, с- пишется буква з, а когда с?

Для этого обратимся  к  уже знакомому вам правилу.

Самоинструкция. Правописание приставок (приложение 1)

        

Далее учащиеся выполняют практические задания

Работа с тренажером с последующей самопроверкой (1 и 2 ряд).

(Учащимся на карточках выдается деформированный текст. На экран проецируются верные ответы)

Бессвязный, бесхозяйственный, расстояние, рассердиться, расколоть, рассылать, исследовать, восстание, беспорядок, безрассудный, рассказ, расшуметься, расцвести, разжигать.

Работа в парах с последующей взаимопроверкой ( 3 ряд)

  1. К данным «отрезкам» слов подберите приставки второй группы. Запишите полученные слова. Сделайте морфемный разбор первых двух слов.

...совестный, …свет, …сыпаться, …сказывать, …станавливать, …суждать, …ставлять, …сердечный, …следование.

2.Вспомните как можно больше слов, в которых есть две с: одна на конце приставки, а другая – в начале слова. Запишите слова.

                Мы вспомнили, как пишутся приставки первой и второй группы, и теперь пора отправиться в путь за новыми знаниями

Создание проблемной ситуации

                Сегодня мы познакомимся с приставками третьей группы – ПРИ-  и ПРЕ-.

Почему эти приставки объединены в одну группу? (потому что у них своё основание для написания – смысл).

Научимся узнавать их.

Задание

Выпишите только те слова, в которых есть приставки третьей группы.

Пробежать, прибежать, непрерывный, запретный, приподнять, надорвать, преграда, прадедушка, рассеянный, преждевременный.

Назовите слова, с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Объясните, почему выписали именно их.

 Осознание и формулирование проблемы

                Выясним, почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные.

Работа с учебником (чтение правила)

  • Создание кластера и сравнение с культурным аналогом (приложение 2)

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

2. Построение знаний

Анализ имеющейся информации

              Чтобы решить возникшую перед нами проблему: Е или И надо писать в приставках третьей группы, давайте  четко определим смысловые функции приставок.

  • Коллективный метод  работы 

Ответы детей оформляются в виде фишбоун 1 и 2

Четыре значения приставки ПРИ-

Фишбоун 1 (приложение 3)

Два значения приставки ПРЕ-

Фишбоун 2

          Запомнить, что написание приставок ПРИ-, ПРЕ- зависит от

значения слова, вам поможет песенка-напоминалка.

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

На  содержание слова смотри –

Сразу получишь ответ.

 Поиск решения

Фотодиктант (на экране появляется фотография, дети подбирают к ней слова с приставками ПРИ-, ПРЕ-, называют значение приставки, записывают слова в тетрадь, выделяя приставки) (приложение 4)

Пришить, приклеить, приморский, преграда, присел, премудрый, приплыл, прибить, прибежал.

Вывод : правописание ПРИ-, ПРЕ-   зависит от смысла приставки                                                                                                                                      

Обобщение полученных знаний  

Работа с учебником упр. 595

  1. Поищите приставки пре- и при- в следующих словах. Не забудьте, что приставки иногда «играют с нами в прятки».

Беспристрастный, достопримечательность, непринужденный, бесприютный, непрерывный, неприметный, времяпрепровождение, неприхотливый.

  1. «Съешьте» слова глазами, а затем запишите под диктовку.
  2. Проверьте себя по ответу в Справочнике.

Формулирование окончательных выводов

Сделайте вывод, от чего зависит выбор написания Е и И в приставках

  • Сопоставление с культурным аналогом – слайд

 Применение полученных знаний

  • Игра в «словесный мяч»

Учитель называет значене приставки - дети называют приставку, приводят пример. (Слова записываются в тетрадь)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Домашнее задание

Записывается и разбирается домашнее задание.

  Упражнение  593  (1 и 2 дифференцированно)

1задание - «соберите» предложения так, чтобы получился текст. Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово. Найдите слова с приставками.

2 задание (творческое) – Как вы думаете, а на чем еще можно путешествовать? Может быть, на мухе, на слоне, на удаве? Придумайте небольшой забавный рассказ «Путешествие на…».

3.Рефлексия

Рефлексия учебной деятельности.

− Что нового вы сегодня узнали?

− Какую цель вы ставили и смогли ли достичь ее?

− Что использовали, открывая новое правило?

− Где вы сможете применять новые знания?

А теперь я предлагаю каждому оценить свою работу. Перед вами карточки самооценки, заполните их.

Утверждения

Да, нет

1. Я знаю, как определить, когда пишется И, в приставках.

2. Я умею определять, когда писать Е в приставках.

3. При работе в парах у меня не было затруднений.

4. При работе в парах у меня были затруднения (перечислить их).

5. В работе с алгоритмом  были затруднения

6. В самостоятельной работе у меня были затруднения (перечислить их).

7. При выполнении домашнего задания у меня не возникнет затруднений.

8. Я выберу 1 часть домашнего задания.

9.Я выберу 2 часть домашнего задания.

Если вы дали больше 5-ти ответов «да», значит усвоение нового материала прошло удачно.

Если меньше, то на последующих уроках у вас будет возможность повысить свой результат.

ПРИМЕЧАНИЕ На всех этапах урока используется презентация



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Самоинструкция. Правописание приставок



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ  2

  • Создание кластера и сравнение с культурным аналогом


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"

ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"....

урок русского языка"Правописание приставок пре- и при-"

Полная разработка урока в 5 класе и приложение,содержащее упражнения на закрепление темыи материал для учителя....

Урок русского языка "Правописание приставок"

Обобщающий урок русского языка в 10 классе  «Правописание приставок.Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)...

5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок

Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок....

презентация к уроку русского языка "Правописание приставок" 5 класс

Наглядная демонстрация орфограммы "Правописание приставок -з,-с" в 5 классе...

Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...

Урок русского языка «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс

Урок русского языка«Правописание приставок пре- и при-»6 класс Тема урока: Правописание приставок пре- и при-Предмет: русский языкКласс: 6 (общеобразовательная программ...