Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются следующие задания : создание самоинструкции "Правописание приставок", создание кластера "Почему приставки пре-, при- самые трудные?"; практические задания фотодиктант, игра в "словесный мяч".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse_-_kopiya.doc | 78 КБ |
prilozhenie_1.doc | 802.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 772 КБ |
prilozhenie_3.doc | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
"Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
(открытый урок в 5 классе)
Класс: 5
Тема урока: «Знакомимся с приставками ПРИ- и ПРЕ- »
Место урока в теме: первый урок по данной теме
Тип урока: урок получения новых знаний
Задачи урока:
- вызвать познавательный интерес к проблеме и готовность к поиску её решения;
- организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;
- отработка навыков самоанализа и самооценки результатов собственной деятельности;
- определить направления для дальнейшего изучения темы.
Структура урока.
Методы :
Словесные, наглядные
Проблемно-поисковые
Взаимоконтроль, самопроверка
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
- фронтальная;
- групповая;
- парная
-индивидуальная
- коллективная
Оборудование урока:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- презентация
- дидактический материал
- карточки-задания для работы в группах, парах
- учебник
- шкала для оценивания
- ответы-заготовки для таблицы «Фишбоун» (согласно правилу)
Технологии, используемые на уроке: используются приемы технологии критического мышления, ИКТ – технологии, элементы дифференцированного обучения
Этапы урока:
Встреча с проблемой
- Актуализация имеющегося знания и опыта
- Создание проблемной ситуации
- Осознание и формулирование проблемы
Построение знаний
- Анализ имеющейся знаний
- Определение направления и выбор методов исследования
- Поиск решения
- Обобщение полученных знаний
- Сопоставление с культурным аналогом
- Формулирование окончательных выводов
- Применение полученных знаний
Рефлексия
- Оценивание по шкале (прилагается)
ХОД УРОКА
Организационно-мотивирющий этап
1. Встреча с проблемой
Актуализация имеющихся знаний и опыта
- Синтаксическая пятиминутка.
Графический разбор предложения, составление схемы.
1)Двор первый рассказывал ребятам о весне, 2)когда в один прекрасный мартовский день они выходили из школы на улицу и вдруг замечали, 3)что на крышах уже начали таять сосульки. (По С.Георгиевской)
(СПП в сложном предложении одна часть следует за другой)
Беседа с классом.
- Фронтальный опрос.
- На какие три группы делятся приставки?
- Какая из групп приставок подчиняется фонемному правилу?
- Докажите, что приставка с- пишется по главному правилу орфографии.
- Почему приставку с- называют коварной? В чем ее «коварство»?
- Назовите все приставки второй группы?
- Когда в приставка на з-, с- пишется буква з, а когда с?
- Почему параграф, в котором изучается эта приставка, назван в учебнике «Все наоборот»?
- Языковая разминка
1.Послушайте отрывок из стихотворения А.Барто. В каких словах вы услышали приставки второй группы?
Вот-вот листва распустится,
Вот-вот придет тепло,
Ну а пока распутица,
Дороги развезло.
2.Какой частью речи являются слова распустится и распутица? Разберите их по составу.
распустится - глагол распутица – существ.
- Приведем наши знания в порядок
Давайте вспомним, когда в приставка на з-, с- пишется буква з, а когда с?
Для этого обратимся к уже знакомому вам правилу.
Самоинструкция. Правописание приставок (приложение 1)
Далее учащиеся выполняют практические задания
Работа с тренажером с последующей самопроверкой (1 и 2 ряд).
(Учащимся на карточках выдается деформированный текст. На экран проецируются верные ответы)
Бессвязный, бесхозяйственный, расстояние, рассердиться, расколоть, рассылать, исследовать, восстание, беспорядок, безрассудный, рассказ, расшуметься, расцвести, разжигать.
Работа в парах с последующей взаимопроверкой ( 3 ряд)
- К данным «отрезкам» слов подберите приставки второй группы. Запишите полученные слова. Сделайте морфемный разбор первых двух слов.
...совестный, …свет, …сыпаться, …сказывать, …станавливать, …суждать, …ставлять, …сердечный, …следование.
2.Вспомните как можно больше слов, в которых есть две с: одна на конце приставки, а другая – в начале слова. Запишите слова.
Мы вспомнили, как пишутся приставки первой и второй группы, и теперь пора отправиться в путь за новыми знаниями
Создание проблемной ситуации
Сегодня мы познакомимся с приставками третьей группы – ПРИ- и ПРЕ-.
Почему эти приставки объединены в одну группу? (потому что у них своё основание для написания – смысл).
Научимся узнавать их.
Задание
Выпишите только те слова, в которых есть приставки третьей группы.
Пробежать, прибежать, непрерывный, запретный, приподнять, надорвать, преграда, прадедушка, рассеянный, преждевременный.
Назовите слова, с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Объясните, почему выписали именно их.
Осознание и формулирование проблемы
Выясним, почему приставки ПРИ- и ПРЕ- самые трудные.
Работа с учебником (чтение правила)
- Создание кластера и сравнение с культурным аналогом (приложение 2)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
2. Построение знаний
Анализ имеющейся информации
Чтобы решить возникшую перед нами проблему: Е или И надо писать в приставках третьей группы, давайте четко определим смысловые функции приставок.
- Коллективный метод работы
Ответы детей оформляются в виде фишбоун 1 и 2
Четыре значения приставки ПРИ-
Фишбоун 1 (приложение 3)
Два значения приставки ПРЕ-
Фишбоун 2
Запомнить, что написание приставок ПРИ-, ПРЕ- зависит от
значения слова, вам поможет песенка-напоминалка.
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Поиск решения
Фотодиктант (на экране появляется фотография, дети подбирают к ней слова с приставками ПРИ-, ПРЕ-, называют значение приставки, записывают слова в тетрадь, выделяя приставки) (приложение 4)
Пришить, приклеить, приморский, преграда, присел, премудрый, приплыл, прибить, прибежал.
Вывод : правописание ПРИ-, ПРЕ- зависит от смысла приставки
Обобщение полученных знаний
Работа с учебником упр. 595
- Поищите приставки пре- и при- в следующих словах. Не забудьте, что приставки иногда «играют с нами в прятки».
Беспристрастный, достопримечательность, непринужденный, бесприютный, непрерывный, неприметный, времяпрепровождение, неприхотливый.
- «Съешьте» слова глазами, а затем запишите под диктовку.
- Проверьте себя по ответу в Справочнике.
Формулирование окончательных выводов
Сделайте вывод, от чего зависит выбор написания Е и И в приставках
- Сопоставление с культурным аналогом – слайд
Применение полученных знаний
- Игра в «словесный мяч»
Учитель называет значене приставки - дети называют приставку, приводят пример. (Слова записываются в тетрадь)
Домашнее задание
Записывается и разбирается домашнее задание.
Упражнение 593 (1 и 2 дифференцированно)
1задание - «соберите» предложения так, чтобы получился текст. Вместо точек вставьте подходящее по смыслу слово. Найдите слова с приставками.
2 задание (творческое) – Как вы думаете, а на чем еще можно путешествовать? Может быть, на мухе, на слоне, на удаве? Придумайте небольшой забавный рассказ «Путешествие на…».
3.Рефлексия
Рефлексия учебной деятельности.
− Что нового вы сегодня узнали?
− Какую цель вы ставили и смогли ли достичь ее?
− Что использовали, открывая новое правило?
− Где вы сможете применять новые знания?
А теперь я предлагаю каждому оценить свою работу. Перед вами карточки самооценки, заполните их.
Утверждения | Да, нет |
1. Я знаю, как определить, когда пишется И, в приставках. | |
2. Я умею определять, когда писать Е в приставках. | |
3. При работе в парах у меня не было затруднений. | |
4. При работе в парах у меня были затруднения (перечислить их). | |
5. В работе с алгоритмом были затруднения | |
6. В самостоятельной работе у меня были затруднения (перечислить их). | |
7. При выполнении домашнего задания у меня не возникнет затруднений. | |
8. Я выберу 1 часть домашнего задания. | |
9.Я выберу 2 часть домашнего задания. |
Если вы дали больше 5-ти ответов «да», значит усвоение нового материала прошло удачно.
Если меньше, то на последующих уроках у вас будет возможность повысить свой результат.
ПРИМЕЧАНИЕ На всех этапах урока используется презентация
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Самоинструкция. Правописание приставок
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- Создание кластера и сравнение с культурным аналогом
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"
ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ДЛЯ ПЕРВОГО УРОКА ПО ТЕМЕ "ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРИ- И ПРЕ-"....
урок русского языка"Правописание приставок пре- и при-"
Полная разработка урока в 5 класе и приложение,содержащее упражнения на закрепление темыи материал для учителя....
Урок русского языка "Правописание приставок"
Обобщающий урок русского языка в 10 классе «Правописание приставок.Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)...
5 класс. Урок русского языка - Правописание приставок
Цель урока: познакомить обучающихся с правописанием одновариантных и двувариантных приставок....
презентация к уроку русского языка "Правописание приставок" 5 класс
Наглядная демонстрация орфограммы "Правописание приставок -з,-с" в 5 классе...
Конспект урока русского языка "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"...
Урок русского языка «Правописание приставок пре- и при-» 6 класс
Урок русского языка«Правописание приставок пре- и при-»6 класс Тема урока: Правописание приставок пре- и при-Предмет: русский языкКласс: 6 (общеобразовательная программ...