Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание корней" для 7 класса
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)
В данном вордовском документе расписаны правила, упражнения на закрепление темы : " Правописание корней"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_orfogrammy_v_korne.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
в 7 классе по теме «Орфограммы в корне»
Образовательное учреждение: МАОУ СОШ № 20 г. Южно-Сахалинск
Учитель: Дуганец Алина Сенгиевна
Тема урока: «Орфограммы в корне»
Цели урока: Содержательная: повторение изученного в 5-6-х классах на тему « Орфограммы в корне».
Деятельностная: формирование у обучающихся умения выделять существенную информацию, систематизировать ее обобщать; развитие умения формулировать собственную позицию, строить связное высказывание.
Результаты деятельности учащихся
Предметные результаты: обучающиеся должны уметь опознавать орфограммы в тексте, классифицировать их, группировать по видам; знать правила, определяющие написание орфограмм.
Метапредметные результаты.
Познавательные: анализировать текст, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; строить логические цепочки рассуждений; синтезировать материал при составлении таблицы с восполнением недостающих компонентов.
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в способ действия, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать результаты работы.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, обосновывать свою позицию, работать в группе, согласовывать свою деятельность с деятельностью других.
Личностные: определять цели своего обучения.
Инструментальный блок.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Формировать навык правописания гласных в корне.
2.Развить умение формулировать определение понятий.
3.Обогащать словарный запас учащихся.
4.Совершенствовать орфографические навыки и умения.
Развивающие:
1.Осуществление системно - деятельностного подхода.
2. Развитие внимания.
3.Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;развитие творческих, речевых способностей учащихся;формирование логических умений;развитие умения опираться на уже известное, на свой опыт.
Воспитательные:
1.Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.Воспитание ценностного отношения к слову;
3.Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Тип урока: Повторение изученного материала в 5-6-х классах на тему «Орфограммы в корне».
1.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Учебник «Русский язык.7 класс», Москва, ООО «Дрофа», 2019, авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова.
- компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска,
- учебник,
-раздаточный материал(карточки)
Используемая литература:
2.Учебник «Русский язык. 7 класс», Москва, ООО «Дрофа», 2019, авторы: М.М. Разумовская, С.И. Львова.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, открывайте тетрадочки, записывайте число, классная работа. Отступите одну строку для темы, тему вы назовёте сами, как и цель.
2. Мотивация к учебной деятельности. Давайте сегодня будем внимательными, любознательными, активными и собранными.
3. Актуализация знаний и умений. Посмотрите на стихотворение А. С. Пушкина( слайд 1)
Унылая п…ра! (О/А)чей оч…рованье!
Приятна мне тв…я прощальная кр…са.
Люблю я пышное природы ув….данье,
В багрец и в зол…то одетые л…са.
Задание 1 (Письменно). Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их написание(один человек работает у доски) П..ра (поры), ..чей (очи), оч..рованье (чары), тв..я (твой), кр..са(краше), зол..то (позолота),ув..данье, л..са (лес).
Задание 2. (Устно) Назовите орфограмму, над которой вы работали( Правописание безударной проверяемой гласной в корне слова)
Задание 3. ( Устно)Какими средствами воздействует на читателей Пушкин? (метафора «очей очарованье», эпитеты «унылая», «прощальная», «пышное», олицетворение «в багрец и золото одетые», оксюморон «пышное увяданье»).
Как вы думаете, какова тема урока? ( Орфограммы в корне.)
Какова цель урока? ( Вспомнить, что такое корень слова, повторить и закрепить правила написания гласных в корнях слов )
Записали тему урока: Орфограммы в корне.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Работа с раздаточным материалом. Скажите, пожалуйста, что такое корень слова? (ученики отвечают)
Посмотрите на следующее задание (выпишите слова, вставьте пропущенные буквы и назовите орфограмму, имеющуюся в корне). После выполнения учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга. Ответы даны на интерактивной доске, когда учащиеся проверили друг друга, начинается проверка по интерактивной доске( слайд 2).
Приятна, прощальная, природы, багрец (непроверяемые безударные гласные в корне слова)
Задание 4. Составьте два простых предложения с двумя словами. Некоторые учащиеся зачитывают предложения.
Задание 5. Один человек работает у доски. Записываем предложение под диктовку. Выполнить синтаксический разбор простого предложения.
Люблю я пышное природы увяданье( Повест., невоскл., простое, двусост., распр.)(подлежащее(я),сказуемое(люблю),определение(пышное), дополнение( природы увяданье)).
Выполнить морфемный разбор слова: пышное.
Физкультуминутка( встали со своих мест)
Раз-два
Мы становимся все выше,
Достаем руками крыши.
Раз-два — поднялись,
Раз-два — руки вниз.
5. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.
- На предыдущих уроках мы повторили два вида орфограмм в корне. Задание на лингвистическую тему(Устно). Напомните их.(о-ё после шипящих в корне слова, и-ы после ц в корне слова).Расскажите о правописании букв О-Ё после шипящих в корне слова.
Задание 6. Найдите эту орфограмму в следующем поэтическом отрывке. Отрывок на раздаточном материале. Учащиеся выходят к доске, записывают по одному слову, выделяют корень, подчёркивают гласную.
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку жёлтым серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом(окончание ом). (И.А.Бунин)
Задание 7. Расскажите о правописании букв И – Ы после Ц в корне слов( рассказывают устно)
6. Работа с учебником. Самостоятельная работа. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Задание 8. Стр. 40( Упр. 105). Выпишите слова, разделив их на три колонки( проверяемая безударная гласная в корне слова, непроверяемая безударная гласная в корне слова, правописание о-ё после шипящих в корне слова, и-ы после ц в корне слова). Несколько учащихся выходят к доске и работают у доски.
Вода(вод),цыплёнок(цыпл),шов(шов),золото(золот),картина(картин),зайцы(зайц),зелёный(зелен),город(город),спина(спин),гроза(гроз),тропинка(троп),пенал(пенал),цирк(цирк),шёпот(шепот),полёт(лет),тетрадь(тетрадь),ноябрь(ноябрь),шорты(шорт),крыжовник(крыжов),циркуль(циркуль),ключик(ключ),шёлковый(шёлк),собака(собак),земля(земл).
1 столбик(безударные проверяемые гласные в корне слова): вода, спина, гроза, тропинка, земля, золото, зелёный (то есть можно подобрать проверочные слова); 2 столбик(непроверяемые): картина, город, пенал, полёт, тетрадь, ноябрь, собака. (здесь уже нельзя подобрать проверочные слова - словарные слова); 3 столбик( гласные после шипящих и ц в корне слова): цыплёнок, шов, зайцы, цирк, шёпот, шорты, крыжовник, циркуль, ключик, шёлковый (здесь по правилу правописания букв И Ы после Ц и О Ё после шипящих в корне слова)
Задание 9. Работа с раздаточным материалом( Устно). Прочитать текст, определить тему текста, озаглавить текст, объяснить правописание пропущенных орфограмм.
7. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Оценивание. Выставление отметок.
- Подведем итоги нашего урока. Что хорошего из урока вы для себя взяли? Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
(слайд 3 оценка) Выберите ответ(ответ записывают на выданных листочках):
А) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь;
В) для полного понимания мне нужно повторить тему;
Г) я ничего не понял.
- Рефлексия
1.Как вы чувствовали себя на уроке?
2.Какие возникали трудности при выполнении заданий?
3. Вспомните цель урока.
4.Как вы считаете, достигнута ли цель урока?
5.Какие орфограммы мы сегодня вспомнили и закрепили ?
8. Домашнее задание. Объяснение и обсуждение.
Стр. 41 (упр. 107).
Раздаточный материал(карточки)
Корень — это основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение родственных (однокоренных) слов.
Примеры: поделить, отдельно, делимое, делитель, раздельный, деление.
В слове чаще всего один корень, но может быть и больше. Слова с двумя и более корнями называются сложными.
Чтобы правильно определить корень слова, нужно подобрать родственные (однокоренные) слова.
Задание 6. Найдите орфограмму правописание букв О-Ё после шипящих в корне слова.
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку жёлтым серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом. (И.А.Бунин)
Задание 8. Выпишите слова, разделив их на три колонки( проверяемая безударная гласная в корне слова, непроверяемая безударная гласная в корне слова, правописание о-ё после шипящих в корне слова, и-ы после ц в корне слова).
Вода,цыплёнок,шов,золото,картина,зайцы,зелёный,город,спина,гроза,
тропинка,пенал,цирк,шёпот,полёт,тетрадь,ноябрь,шорты,крыжовник,
циркуль,ключик,шёлковый,собака,земля.
Задание 9. Работа с раздаточным материалом( Устно). Прочитать текст, определить тему текста, озаглавить текст, объяснить правописание пропущенных орфограмм.
Ч…ловек сам как трава, как р…стение, на которое и(з,с)вечно действуют две против…положные силы: тяжести, пр…вязанности, пр…кр…пленное к земле и стр…мления вверх, полета, роста.
У прор…стающего семени по…вляются два р…стка. Один неук…снительно стр….мится вниз, а другой кверху. Один пр…вр…щается в корни, к…торые все глубже будут зарываться в землю, другой в стебель, а то и в ствол, ко...торый будет т…нуться выше, в небо. С одной стороны, растение тянет к себе центр земли, а с другой стороны — центр солнца. Поэтому р…стение не обв…сает, подобно мертвому бе…чу(вс,с)твенному шнуру. Пока оно ж…во, то есть пока оно сп…собно подв…ргаться в…здействию внешних к…смических сил и воспр…нимать их, оно будет натянуто в пространстве. Оно ра…тягивается в противоп…ложные стороны двумя, к…залось бы, вр…ждебными, а на самом деле согл…сованно действующими силами.( В. Солоухин)
Правило.
Гласные о-ё после шипях
В корнях слов под ударением после шипящих произносится о, а пишется ё, если произносимый звук [о] чередуется с [е] при изменении форм слова или в родственных словах: дешёвый — дешевле, шёл — пришедший, шёпот — шепчет.
В том случае, если невозможно подобрать родственное слово с подобным чередованием, в корне под ударением следует писать о: шорох, чокаться, чопорный.
Внимание! Существительные ожог и поджог следует писать с буквой о, а глаголы ожёг и поджёг — с ё.
Под ударением после шипящих произносится и пишется о:
- в окончаниях существительных и прилагательных: ключом, плащом, большого;
- в суффиксах существительных -ок, -онк, -онок: дурачок, девчонка, бочонок и -он (где о беглое): княжны — княжон;
- в суффиксах прилагательных -ов: парчовый, холщовый и -он (в одном слове с беглым о): смешной — смешон;
- в суффиксах наречий: общо, горячо (но ещё).
В остальных случаях под ударением после шипящих пишется ё:
- в окончаниях глаголов: печёт, течёшь;
- в суффиксах -енн, -ен страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: печёный, вооружён, огорчённый;
- в суффиксах глаголов и в суффиксах существительных, образованных от глаголов: выкорчёвывать, размежёвывать, корчёвка, ночёвка, тушёнка;
- в суффиксе существительных -ёр: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр;
- в местоимении что в предложном падеже: о чём, в чём; и в составе других слов: причём, нипочём.
Внимание! В некоторых иноязычных словах буква о пишется после шипящих и не под ударением, например: жокей, шоколад, шоссе, шофер, жонглер.
Следует запомнить написание некоторых слов с затемненным составом и непродуктивными суффиксами: трещотка, трущобы, чащоба, обжора, крыжовник, чечетка.
Правописание «и» и «ы» после ц.
После «ц» в корне слова пишется буква «и»: цИфра, цИркуль, цИрк, цИтата и др.
После «ц» пишется буква «ы»:
в окончаниях существительных и прилагательных: птицЫ, голубцЫ, куцЫй и др.;
в суффиксах прилагательных: курицЫН, куницЫН и др.
Нужно запомнить! После «ц» пишется буква «и» в суффиксах слов иностранного происхождения на -ЦИЯ, -ЦИЙ, -ЦИЗМ, -ЦИСТ и слов, образованных от них.
Правописание букв в корнях с чередующейся гласной -гар-//-гор- подчиняется следующему правилу:
1.Если гласная в корне -гар-//-гор- находится под ударением, то ставим букву «а».
2.Если без ударения, то выбираем «о».
При этом в словах «пригарь», «выгарь», «изгарь» всегда пишем «а».
Примеры:возгорание, разгореться, прогореть — у всех слов гласный в корне безударный, поэтому выбираем «о»;нагар, загар, угарный — гласные в корне под ударением, поэтому ставим «а».
Правописание корней «зор – зар» зависит от ударения в слове:
1.Если корень безударный, то нужно писать гласную «а» (например, «заря»).
2.Если корень под ударением, то пишется либо «а», либо «о» — в зависимости от того, какая гласная слышится (например, «зори», «зарево»).
Исключение: слово «зоревать», в котором в безударном корне пишется не гласная «а», а гласная «о».
В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-стел-стил
пишется и, если дальше следует суффикс -а-:
собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать.
В противном случае пишется е:
беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
В корнях ЛАГ-ЛОЖ происходит чередование гласных А//О.
1.Гласная А пишется в том случае, когда после корня есть суффикс А (или корень заканчивается на Г).
2.Гласная О пишется в том случае, когда после корня нет суффикса А (или корень заканчивается на Ж).
Алгоритм работы со словом:
1.Определи корень.
2.Найди суффикс А (согласные Г//Ж).
3.Если он есть (буква Г), напиши гласную А в корне.
4.Если суффикса А нет (буква Ж), напиши гласную О.
5.Проверь, не является ли слово исключением.
6.Выдели орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"
Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...
конспект урока по русскому языку на тему "Правописание личных местоимений".
урок русского языка в школе 8 вида....
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок "
Урок построен по ФГОС...
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"...
Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".
Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...