Технологическая карта урока в 9 классе на тему "Сложносочинённое предложение"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Данная технологическая карта разработана для использования на уроке по изучению и углублению знаний по теме "Сложносочинённое предложение".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Сложносочинённое предложение.

Цель урока: повторить и обобщить сведения о группах сложносочинённого предложения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями ССП;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширить знания учащихся о постановке знаков препинания между частями ССП.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся:

  • рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности;
  • умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы;
  • коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию;
  • информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование ответственного отношения к учению;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные УУД:

умение работать по образцу, планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• удерживать цель деятельности до получения результата;

• планировать решение учебной задачи;

• контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность.

Познавательные УУД:

использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;

• извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

• выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, представлять информацию в виде схемы.

• группировать понятия по выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

• планировать сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения;

• уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• высказывать свои мысли посредством устной и письменной речи;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал.

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)
  3. Актуализация знаний. (7 мин)
  4. Изучение нового материала. (7 мин)
  5. Первичное закрепление материала. (19 мин)
  6. Итоги урока. (2 мин)
  7. Рефлексия. (1 мин)
  8. Домашнее задание. (1 мин)
  9. Выставление оценок. (1 мин)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап (1 мин)

Учитель (У): Здравствуйте, уважаемые ученики!

Сегодня мы с вами поговорим о сложносочинённом предложении. Прошу вас записать в тетрадях сегодняшнее число и тему – «Сложносочинённое предложение»

Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы, настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

- Как вы думаете, какие из простых предложений в составе сложных считаются независимыми? Почему? На сегодняшнем уроке мы начнём изучение сложносочинённых предложений.

Обеспечить мотивацию учения школьника включение его в совместную деятельность по определению проблемы и целей урока.

Пытается формулировать ответ.

Объясняет выбор орфограммы, разбирает предложения. Сталкивается с проблемой, предлагает способы её преодоления. Предлагает способы преодоления возникшей проблемы, постановка целей урока.

Познавательные УУД: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные УУД: контроль, коррекция;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулирование проблемы,

создание способов решения проблемы.

  1. Актуализация знаний (7 мин)

Словарный диктант:

Полоскать белье, балконная решётка, струны гитары, паркетный пол, посидеть на скамейке, фиолетовые чернила, развеваться на ветру, цветной телевизор, поласкать котенка, громадная туча, правильный маршрут, телефонный справочник, коробка конфет, лиловые соцветия сирени, велосипедные гонки, развивать усидчивость, играешь на пианино, тяжёлая корзина, поседеть от старости, мягкий диван, огромная библиотека, школьные кабинеты, пользоваться биноклем, аккуратный костюм.

Фронтальный опрос

Скажите, какими по структуре могут быть предложения (простыми и сложными)?

• Чем они отличаются друг от друга? (количеством грамматических основ: простое предложение – одна грамматическая основа, сложное – две и более)

• Назовите виды связи в предложении (сочинительная, подчинительная, бессоюзная).

• На какие группы делятся все сложные предложения? (ССП, СПП, БСП)

• Чем отличаются ССП от СПП? (Части ССП равноправны по отношению друг к другу, части СПП зависят друг от друга)

Организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Отвечает на вопросы вслух, дополняет. Пытается исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Личностные УУД: мотивация; смыслообразование;

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные УУД: коррекция; волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

  1. Первичное усвоение новых знаний (7 мин)

Объяснения учителя. (конспектирование основных положений).

Учебник стр. 35-36, теория

Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связанны сочинительными союзами и интонацией.

Части в сложносочинённом предложении равноправны, то есть нет главной и зависимой. Союз не входит ни в одну из частей сложносочиненного предложения.

Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (= и), тоже, также, ни...ни

а, да (= но), но, однако, зато, не только…но и

или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли.

Союзы в ССП предложении могут стоять не только между частями. Такие союзы, как тоже, также, же, могут стоять внутри второй части ССП предложения. Девятый класс поехал в музей, восьмые классы также отправились на культурные мероприятия .

Объяснение нового материала.

Организация работы с текстом. Сопровождение учащегося, включение его в совместную деятельность

Работает с теоретическим материалом. Определяет разряды местоимений, распределяет их по лицам и числам в колонки таблицы. Ведет записи в тетради для конспектов

Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

Регулятивные УУД: коррекция;

Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

5. Первичное закрепление (19 мин)

  1. Работа в парах.

Выполнить задание и прокомментировать: доказать, что это ССП.

  • Цвели яблони, и пахло мёдом.
  • Лето задержалось, но ягоды уже наливались соком.
  • То сладкая ягода попадётся, то от кислоты скулы сведёт.
  • То ли дождей мало, и ягода осыпалась, то ли дело совсем в другом
  1. Самостоятельная работа

Задание: переписать, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначить грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.

1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений.

2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали.

3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет.

4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал.

5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу.

6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой.

7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим.

8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила.

9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

Организация работы с текстом. Сопровождение учащегося, включение его в совместную деятельность

Организует работу по определению видов сложных предложений. Направляет и дополняет деятельность учащегося.

Выбирает способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулирует все «за» и «против», проговаривает правило вслух. Выполняет упражнение по заданию.

Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

Регулятивные УУД: коррекция;

Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (1 мин)

Выписать из произведения Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» 5 сложносочинённых предложений.

Организация домашней работы.

Фиксирование домашнего задания

Регулятивные УУД: отработка алгоритма по изученной теме

8. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)

Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами, союзными словами и интонацией.

Части в сложносочиненном предложении равноправны, и союз не входит ни в одну из частей.

Смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях выражаются при помощи союзов. Соединительные союзы могут выражать одновременность, последовательность, причину. Противительные союзы − сопоставление и противопоставление. Разделительные союзы − взаимоисключение или чередование.

Закончите предложения:

Мне было интересно…

Я сегодня понял(а), что …

Для меня было легко…

Для меня было трудно…

Комментированное выставление оценок (1 мин)

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимся своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Комментирует полученные оценки.

Фиксирует результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивает свою деятельность.

Определяет свое эмоциональное состояние на уроке

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

Регулятивные УУД: оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса.

В архиве технологическая карта урока  по теме "Второстепенные члены предложения" по учебнику А. Д. Шмелёва, аудиозапись упражнения из аудиоприложения к уроку, презентация к уроку. Нет электронной...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Грамматическая основа предложения, технологическая карта урока 5 класс

Технологическая карта урока по теме "Грамматическая основа предложения". Урок проводится в 5 классе....

Технологическая карта урока по теме "Виды придаточных предложений в СПП" 9 класс

Технологическая карта урока по теме "Виды придаточных предложений в СПП" 9 класс...