Работа со сказками и стихотворениями Габдуллы Тукая на уроках русского языка.
статья по русскому языку
В статье рассказываю о том, как применяю стихи татарского народного поэта Габдуллы Тукая на своих уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_tukay.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Валиуллина Гузаль Рузальевна, учитель русского языка и литературы РТ Арского района ГБОУ «Ново_Кинерская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Работа со сказками и стихотворениями Габдуллы Тукая на уроках русского языка.
«…Гражданин не может состояться в человеке, оторванно от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.» (Л. Леонов)
Основной задачей учителя в образовательном процессе является не только сообщить знания, систематизировать, укреплять их, но также и уметь прививать знания на базе культурных ценностей, традиций родного края. Целью учителя словесности в республике Татарстан, я считаю, должно стать также и стимулирование молодого поколения к желанию помнить литературное наследие великих татарских поэтов, в том числе и Габдуллы Тукая. Как А.С. Пушкин является «Солнцем русской поэзии», таковым является и Габдулла Тукай в поэзии татарской. В содержание учебников, реализующих федеральный компонент образования в области русского языка, не включен региональный компонент. Тем не менее, уделение внимания ценностям родной культуры, связь учеников с великим наследием родной литературы – один из важных принципов обучения в современной школе. Как говорили великие люди своего времени, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Ознакомление молодого обучающегося поколения с выдающимися личностями, событиями, сыгравшими огромную роль в становлении национальной культуры, и есть цель регионального компонента. Каждый учитель на своих уроках использует региональный компонент по-своему.
На уроках русского языка я применяю разнообразный дидактический материал для закрепления полученных на уроке знаний. Как региональный компонент я использую среди прочих заданий на уроке и задания с отрывками из сказок и стихотворений Габдуллы Тукая, переведенных на русский язык. Целью внедрения такого регионального компонента является узнавание татарского поэта по его произведениям, усвоение его сказок и стихотворений на русском языке, знание отрывков из сказок наизусть.
При закреплении темы «Имя существительное» среди различных видов заданий предлагаю учащимся карточки с отрывком из стихотворений Г. Тукая с заданиями, например, прочитать отрывок, определить падеж выделенных существительных:
Лес и поле оголила осень жёсткою рукой,
И уже зима выходит в белой шубе меховой.
Хлеб убрали, стало тихо и пустынно на полях,
Птицы южные вернулись зимовать в родных краях. («В школе»)
Указать падеж выделенных существительных, назвать автора и сказку:
Разумеется, что в этом удивительном лесу
Встретишь волка, и медведя, и коварную лису
... Много здесь тропинок тайных и сокровищ, говорят.
Много здесь зверей ужасных и чудовищ, говорят.
Много сказок и поверий ходит по родной земле
И о джинах, и о пери, и о страшных шурале. (сказка «Шурале»).
Закрепляя тему «Личные местоимения», разбираем отрывок из стихотворения Тукая «Родной язык» с заданием прочитать отрывок, найти личные местоимения, указать их лицо, число, падеж:
Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль. («Родной язык»)
В отрывке из стихотворения «Родной земле» (перевод А. Ахматовой)
учащимся предлагается поискать имена прилагательные, подчеркнуть их, перевести на родной язык:
Хоть юнцом с тобой расстался, преданный иной судьбе,
Заказанье, видишь, снова возвратился я к тебе.
Эти земли луговые, чувства издали маня,
Память мучая, вернули на родной простор меня.
Пусть несчастным сиротою в этом я возрос краю,
Пусть томили униженья юность горькую мою, -
Времена те миновали, птицей улетели прочь,
Дни былые вспоминаю, как с дурными снами ночь. («Родной земле»)
Сказка Г. Тукая «Шурале» богата глаголами: в данном отрывке предлагается поискать глаголы в форме прошедшего времени, найти и подчеркнуть их, произвести разбор одного глагола по составу:
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом дремучий бор.
Можно дать учащимся задание указать наклонение выделенных глаголов в следующем отрывке из той же сказки:
Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына не обижу я вовек.
- Ну-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Сказка «Шурале» изобилует обращениями, и во время изучения, закрепления темы «Обращение», учащимся можно предложить следующие отрывки как из сказки, так и из стихотворений Тукая:
О мой стих, воспоминаньем ты мне душу не волнуй!
Но постой, я замечтался... Вот бумага на столе...
Я ведь рассказать собрался о проделках Шурале.
Я сейчас начну, читатель, на меня ты не пеняй:
Всякий разум я теряю, только вспомню я Кырлай.
Ну-ка, пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели («Шурале»)
Я не трону вас, птицы, меня не пугайтесь, пичуги.
Я лишь пение ваше послушать хочу на досуге. (ст-е «К птицам»)
В процессе работы над текстами отрывков обращаю внимание учеников на простоту языка автора, близость к фольклору, изображение природы в движении, сочетание романтизма и реализма, красочные эпитеты и сравнения, параллелизм состояния души и природы. Таким образом, систематическое использование отрывков из произведений Габдуллы Тукая на уроках русского языка в качестве дополнительного дидактического, проверочного материала, являет за собой, как было выше сказано, узнавание поэта по его произведениям, знание отрывков наизусть, постижение учащимися мелодичного языка Г. Тукая, татарского поэта, «Солнца татарской поэзии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщён опыт работы по теме :Развитие самостоятельной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование элементов технологии критического мышления .
Обобщён опыт работы по данной теме....
Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...
Из опыта работы по теме "Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"
Представлен самоанализ работы по теме "Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка"...
Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»
Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте, повторить основные сведения об изобр...
Приёмы работы с детьми с ЗПР и ТНР на уроках русского языка, литературы, английского языка
В работе даны некоторые приёмы, облегчающие работу с детьми с ОВЗ...