Приемы и методы, используемые мною на уроках русского языка
опыты и эксперименты по русскому языку (9 класс)

Можно использовать учителями на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.odt26.92 КБ

Предварительный просмотр:

     Лопатина Г..В

  1.Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала.  Использую такой приём, как 1.«цветной» диктант.(Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем  зеленым ветом, а если НН – желтым.)Ученики осуществляют самопроверку «цветного» диктанта и ставят себе отметку.

2.Использование универсального приёма «Морфологический ящик» позволяет учащимся конструировать новые слова, видеть состав слова.

3.Прием «Лови ошибку»

4.Лингвистическая сказка

  1. Критическое мышление
  2. Кластер
  3. Инсерт
  4. Синквейн
  5. Корзина идей

      Развитие современного образования идет по пути все большего разнообразия идей, подходов, содержания. Объем знаний, который человек может усвоить за период обучения в школе, ограничен. Современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе.

Цель конкретного человека состоит по существу в том, чтобы занять в обществе положение, дающее возможность максимально раскрыть свои созидательные возможности и обеспечивающее одновременно адекватную оценку его вклада в развитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как к самостоятельной ценности.

   В связи с этим на первый план выходит задача формирования критического мышления и, прежде всего, таких ее компонентов, как способность к усвоению новой информации, адекватное усвоение текстов, интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, рефлексивность, являющиеся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

    Критическое мышление исторически выступало как наиболее практически ориентированное и педагогически значимое приложение теоретических результатов, полученных формальной и неформальной логикой. В своих работах Д. Дьюи высказал мнение о важности формирования критического мышления, так как «в процессе именно его развития ученик путем экспериментирования, исследования открывает для себя новые истины»

    Следует отметить, что критичность мышления, а именно — склонность к сомнению, формируются в человеке по мере расширения им границ познания окружающего мира. Способность анализа, критичного отношения к существующим и вновь возникающим парадигмам упорядочивает идущий к личности поток информации, так как критичность мышления позволяет человеку анализировать его, отбирать нужные факты, логически их осмысливать, делать выводы и обобщения, позволяет не верить слепо авторитетам, а формировать собственную точку зрения на явления жизни. В целом критическое мышление определяется как качество личности, проявляющееся в способности субъекта адекватно понимать мысль другого, выделять главную идею в содержании, осознавать и сопоставлять множество точек зрения, выдвигать тезис и аргументировать его. В понятии «критическое мышление» как в целостности представлены мотивационно-ценностный, интеллектуальный, деятельностный компоненты. Критическое мышление обеспечивает процессы самопознания, самообразования, самореализации личности.

    Мышление обучаемого в ходе собственного развития по-разному выявляет свое отношение к критике. Коржуев А.В. и Попков В.А. рассматривают несколько этапов формирования критического мышления. Начальный этап в формировании мышления можно назвать докритическим. Критика вообще не возникает в ситуации непосредственной включенности сознания человека в практику его жизнедеятельности. Иллюзорным становится утверждение об исходной критичности субъекта познания. В начальные моменты формирования интеллектуальных способностей просто не существует механизма, который делал бы возможным возникновение критики. Такие условия возникают при появлении объективно-формальных отношений. Интерес условия возникает при появлении объективно-формальных отношений. Интерес к формам собственного мышления реализуется в том числе и в критике данных форм. Это — формально-критический этап в развитии мышления. Критика приобретает односторонний характер, так как ограничивается выискиванием слабых сторон рассматриваемого объекта. В развитии ребенка это проявляется в критическом отношении ко всему и вся, когда позитивное заявление взрослого воспринимается как нравоучение и догматическое утверждение

   И, напротив, высшим этапом в развитии мышления является содержательно-критическое мышление. Этот тип мышления должен характеризовать студента вуза. Личность с данным типом мышления критикует уже не просто нечто другое, а возникает самокритика, в результате которой выясняются слабые стороны собственной концепции. Самокритика не сводится к простому отрицанию своей позиции, она предполагает позитивное решение. Реальная логика развития мышления идет именно в данном содержательно-критическом направлении. Этап «нигилистического критицизма» в развитии ребенка рано или поздно проходит, и после этого возможны два варианта становления личности: формально-догматический и содержательно-критический.

   Остановимся на критике в обучении. Известно, что она может быть внешней и внутренней. Первая связана с анализом формы, вторая — с рассмотрением содержания. Внешняя критика всегда произвольна, она носит ярко выраженный субъективный характер и воплощает в себе личностный произвол критикующего. Так критиковать не составляет большого труда, достаточно указать на несоответствие какого-либо положения теории практике. Критика будет действенной лишь в том случае, если удастся показать внутренние противоречия теории, которые являются не истоком ее жизненности, а показателем ее краха. До тех пор сумма фактов остается «внешнекритической массой» по отношению к данной теории. Внутренняя, или имманентная, критика берет совокупность фактов в их необходимой логике и отсюда выводит ложность теории. Содержательной становится только самокритика — критика себя как другого и другого как себя. Самокритика является важнейшей составляющей самообразования. Как самокритика есть высшая точка критики, так самообразование есть наиболее высокоорганизованное образование. Образование никогда не станет истинным, если оно не будет доведено до самообразования, а это последнее предполагает критическое отношение к достигнутому собственному уровню культуры. Эта самокритичность и становится импульсом к овладению все новыми областями знания и совершенствованию педагогического метода.

   Таким образом, мы приходим к выводу, что в большинстве случаев проблемы формирования критического мышления связаны с формализмом в знаниях школьников, который проявляется в виде:

1.неумения применять теорию на практике;

2.преобладания памяти над пониманием.

  Главным «бедствием» школы действительно остается то, что педагогические задачи преимущественно используются для закрепления готовых знаний, используются готовые задачи, школьников не учат моделированию и составлению текстовых задач, вопросы и задания используются лишь для контроля предметных знаний, умений и навыков, а не для диагностики уровня.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."

Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка.  Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...

Методы и приемы обучения коммуникативной деятельности учащихся на уроках русского языка в 6 - 7 классах.

Презентация содержит материал о формировании ключевых компетенций у обучающихся 6 - 7 классов. В ней представлены разнообразные упражнения, которые учитель может использовать на уроках русского языка ...

Приемы и методы деятельностного подхода к обучению русскому языку и литературе

Приемы и методы деятельностного подхода к обучению русскому языку и литературе...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Сообщение на заседании творческой группы учителей гуманитарного цикла «Приемы и методы развития мотивации на уроках русского языка и литературы».

Задача состоит в том, чтобы научиться педагогическому мастерству. Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных услов...

Приемы и методы смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Презентация для изучения и применения приемов и методов смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...