Методы и приемы способствующие повышению качества образования на уроках русского языка, при работе со словарными словами
методическая разработка по русскому языку
Работа со словарем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!!!
вашему вниманию будет представлено выступление
«Реализация функциональной грамотности в обучении и воспитании»
в рамках Городского мастер – класса по русскому языку.
Цель работы: познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.
Планируемые результаты:
- Предметные: повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка.
- Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер – класса; осуществлять действия по заданному алгоритму.
- Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно–следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
- Коммуникативные: участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.
- Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой.
В настоящее время основным приёмом проведения словарно- орфографической работы на уроках, является механическое запоминание графического облика слова. Такой приём не активизирует мыслительную деятельность учащихся и поэтому он малоэффективен. Считаю, что работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Слайд 2.
По словам известного российского учёного - методиста А.В. Текучева, он писал: что, «Словарная работа – должна быть не эпизодической в работе учителя, а систематической, хорошо организованной работой, педагогически целесообразно построенной, связанной со всеми разделами курса русского языка», только такой подход приведет к высокому результату.
Слайд 3.
Хотелось бы начать своё выступление со слов К.Д.Ушинского…
« Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего – нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить класс сделать этот шаг».
К.Д. Ушинский
Слайд 4.
Сегодня я хочу поделиться с Вами тем, какие методы и приёмы способствуют повышению качества образования на уроках русского языка, при работе со словарными словами.
Слайд 5.
Как же всё- таки помочь ребенку запомнить написание словарных слов?
На этот вопрос я постараюсь ответить в ходе своего мастера – класса.
Лучшему усвоению написания словарных слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание.
Для формирования более точного зрительно образа принято выделять цветом или простым карандашом. Слайд 6.
Ознакомление с новыми словами, я стараюсь проводить в увлекательной форме.
Обращаю Ваше внимание на первую методику работы:
Слайд 7.
«Составь предложение со словарным словом».
(Предлагаются картинки).
Обучающиеся, выбирают картинку на раннее изученное слово и составляют с ним предложение.
Этот вид работы способствует усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний.
Слайд 8.
Следующий вид работы, я провожу в 3 – 4 классах, он связан с Толковым словарём (использую для урока повторение или закрепление).
Не называя словарного слова, объясняю детям его лексическое значение. Дети угадывают его и записывают с проговариванием.
Попробуем?
Слайд 9.
1.Справочная таблица, в которой перечислены все дни года с делением на месяцы и недели. (Календарь)
Слайд 10.
2.Химическое вещество, которое проводит тепло и электричество: железо, золото, медь, олово, серебро, чугун это… (Металлы)
Слайд 11.
3.Аппарат, устройство для приёма передачи новостей, по нему передаются изображения и звук. (Телевизор)
Слайд 12.
4.Живое существо. Отличается от других животных тем, что обладает мышлением, речью, способностью создавать орудия труда и трудиться. (Человек)
Слайд 13.
5.Коллективное посещение музея, выставки, поездки с целью узнать новое. А также организованный показ чего – либо, сопровождаемый объяснениями. (Экскурсия)
А также провожу данную работу в обратном порядке.
Загадываю загадку и на отгаданное слово, дети находят лексическое значение в Толковом словаре сами. (Примеры)
Этот вид работы развивает мышление и расширяет словарный запас.
Одним из интересных видом работы со словарными словами является:
Слайд 14.
«Зрительный диктант»
(По сюжетной картинке, дети должны узнать слово, которое прячется), а также:
Слайд 15.
« Словарные слова в ребусах»
Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.
Следующий вид работы, который я провожу в начале урока или на этапе закрепления изученного материала:
Слайд 16.
«Лишнее слово»
Что общего? Найди лишнее?
Орех, орешек, орешник, ореховый.
Библиотека, прекрасный, шоколад, газета.
Сорока, ворона, дорога, корова.
Этот вид работы учит мыслить, развивать воображение и логическое мышление.
Уважаемые коллеги!
Известно, что дети утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
А физминутки помогают предупреждению и снятию умственной усталости.
Вот и мы с Вами сейчас отдохнем. (с установкой) Но будьте внимательны к словам!
Слайд 17.
Становитесь по порядку-
На весёлую зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять –
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
Наклониться, не лениться,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Дружно делаем зарядку!
Слайд 18.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышел зайчик погулять,
Но охотник не пришёл,
Зайчик поле перешёл,
Даже усом не повёл,
В огород потом забрёл.
Что нам делать,
Как нам быть?
Нужно зайку изловить.
Снова будем все считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Физминутка «Буратино»
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно!
Какие словарные слова Вы услышали?
Слайд 19.
Следующий вид работы, который развивает мыслительную активность детей. Игра - «Собери слово»
Пус, ка, та, роз, мо, же, ин, нер, тор, трак. (работа с аудиторией)
Слайд 20.
«Найди меня в ребусах»
Попробуем? Примеры.
Слайд 21.
Игра - « Оживи слово»
(Перед Вами набор согласных букв, между ними необходимо вставить подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.)
На слайде Вы видите группы слов.
Как Вы думаете, по какому принципу они распределены?
Пример: живые существа: КРВ (корова)
СРК (сорока)
ЛБД (лебедь)
ЖРФ (жираф)
СНГР (снегирь
Школьные принадлежности: ПНЛ (пенал)
ПРТФЛ (портфель)
КРНДШ (карандаш)
ТТРД (тетрадь)
Это растёт: ЗМЛНК (земляника)
ДРВ (дерево)
ЧРМХ (черёмуха) т.д.
Уважаемые коллеги!
Когда заканчивается учебный год и Вы являетесь обучающимися 4 класса (на Слайд 22. даны слова), Ваша задача в течение 30 сек нужно запомнить как можно больше слов. Записать и подчеркнуть орфограмму.
Эту работу я провожу с взаимопроверкой. Дети обмениваются тетрадками.
Такая методика называется « Копилка минутка».
Подводя итог, достаю «Умную шкатулку» это быстрая проверка знаний, где каждый ученик (работа по цепочке) берёт по одному слову и называет, какая орфограмма пропущена.
Такую работу можно проводить по окончанию каждой четверти изученных слов.
В 3 классе я перешли на рабочую тетрадь Слайд 23.
«Словарная работа» по О.Е.Жиренко и Е.А. Шестопаловой.
Тетрадь хороша тем, что в неё уже включены разные формы работы.
Особенно интересным видом деятельности для школьников, я активно применяю самостоятельное создание кроссворда Слайд 24. учениками. Детям очень нравится придумывать самим, чем решать готовое, так как создание кроссвордов задействуют творческие качества каждого ребенка.
Ребята составляют вопросы в виде картинок, загадок, дают характеристику предмету (его описание), составляют вопросы.
На основе личного опыта хочется отметить, что использование разнообразных методов, приемов, форм работы над словарными словами активизирует умственную деятельность учащихся и повышает интерес к изучению словарных слов. А также использование разнообразных грамматических, орфографических, фонетических упражнений всё это способствует прочному усвоению словарных слов, формирует навыки грамотного написания слов с непроверяемым написанием.
Уважаемые коллеги!
Хотелось бы подвести рефлексию своего мастера – класса.
Перед Вами картинки: Слайд 25. если Вы считаете, что получили полезную информацию и будете использовать её в дальнейшем в своей практике, то выберите «портфель», как методическую копилку для себя.
Если Вам понравилась информация, но требует доработки это картинка «полка с папками» и «корзина» - материал был не интересен и бесполезен для Вас.
Слайд 26.
Благодарю за внимание!
Творческих Вам успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание положительной мотивации деятельности участников образовательного процесса как средство повышения качества образования на уроках русского языка.
На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личнос...
Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы....
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
Выступление на педагогическом семинаре "Повышение качества образования"...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"
Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....
Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы
В последнее время широко обсуждаются вопросы качества образования. Качество образования - важнейший показатель успеха школы и педагогов, работающих в ней. Качество образования - задача и напрвление де...
«Способы повышение качества образования на уроках русского языка и литературы».
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Инновационные технологии как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы
Статья, освещающая современные инновационные педагогические технологии...