Методическая разработка урока "Повторение по теме "Частица"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Конспект урока содержит технологическую карту урока по теме "Повторение материала по теме "Частица" для 7 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
7 класс
Тема: Повторение и обобщение по теме «Частица»
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цели:
- Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.
- Формирование и развитие познавательной компетенции.
Задачи:
- Показать своеобразие частиц.
- Развивать познавательный интерес.
- Формировать мотивацию творческой деятельности.
- Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Развивать умение публично выступать.
Планируемые УУД:
Личностные: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового, развить ассоциативное мышление, применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.
Регулятивные: быстро воспринимать и решать задачи этапов деятельности; контролировать процесс и результаты собственной деятельности в команде.
Познавательные: оперативно и продуктивно включаться в процесс узнавания и обсуждения; формулировать промежуточные выводы в процессе поиска; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные: вести продуктивное общение в процессе ценностного поиска; проявлять доброе отношение к товарищам при работе в группе, правила вербального и невербального поведения с учётом учебно-воспитательной ситуации; охотно включаться в обсуждение вопроса.
Оборудование:
ПК, проектор, презентация, сигнальные карточки, раздаточный материал.
Ход урока:
I.Мотивация.
Добрый день, ребята!
Все готовы к работе? Присаживайтесь на свои места. Начиная урок, пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы. II..Актуализация и пробное учебное действие.
Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков?
III.1.Формирование темы учащимися
Итак, о какой части речи мы сейчас говорили. Исходя из этого, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. (Обобщение и повторение по теме «Частица»).
-Запишите в тетрадь: число, тему урока.
2. Определение цели урока
Итак, ребята, ответив на поставленные вопросы, мы сможем достичь цели сегодняшнего урока: мы повторим и закрепим знания по теме «Частицы».
IV. Творческая и практическая деятельность по закреплению знаний. Работа в группах с использованием презентации.
Учащиеся делятся на группы (примерно по 5-6 человек в каждой), получают карточку, на которой записывают имена участников и в которой будут записывать ответы на задания 1-3.
Участники: | |
Задание 1: | |
Задание 2 | |
Формообразующие | Смысловые |
Задание 3: | |
1.Игра «Найди неверное утверждение»
(Группы вносят номер верного ответа на карточку. На каждое задание 30 секунд)
- Частица – служебная часть речи.
- Частицы делятся на два разряда: формообразующие и смысловые.
- Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому она относится, после него и даже отделяться от него другими словами.
- Частицы служат для связи слов в предложении.
- Частицы не изменяются.
- Частицы да, пусть, пускай служат для образования повелительного наклонения глагола.
- К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования форм слова.
- Смысловые частицы употребляются только в публицистическом стиле речи.
- Частицы ли, разве, неужели могут выражать, кроме вопроса, сомнение, недоверие.
- Частица не может выступать в роли союза.
- Частица ни может использоваться для усиления отрицания, которое выражается частицей не или словом нет.
- Частицы делают речь ярче, эмоциональнее, конкретнее.
2.Выпишите на карточку частицы, определив их в верный столбик. (слайды 5-10)
3. Выпишите слова, которые с НЕ пишутся слитно.
(Не) убранные поля
(Не) смотря по сторонам
Писал (не) аккуратно
Вовсе (не) скучный
(Не) досмотреть за ребенком
(Не) кто иной, как твой брат
Сказал (не)громко
(Не) решенная вовремя
(Не)обыкновенный вкус
(Не) вспоминая о прошлом
4.Правописание частиц НЕ и НИ (на карточке)
5. Употребление частиц: составить комикс, используя частицы
Сдаем карточки, работы.
Самостоятельная проверка (слайды 13,14,15)
-Задание: Запишите предложения, раскройте скобки, частицу заключите в прямоугольник.
Страшно подумать, какой богатой почвой послужило_(бы) все это для тысячи слабостей, телесных и душевных. (Л. Стерн)
Но жизнь течет все в тех_(же )угрюмых берегах, а огни еще далеко. (В. Г. Короленко)
Хотя я невежда и старосветский помещик, а всё_(таки), негодник старый, занимаюсь наукой и открытиями… (А. Чехов)
То( же )слово, да не так (бы) молвить. (Пословица)
– Ну(_ка), как вы из этого выйдете? – сказал он. (Л. Н. Толстой)
Был, знаете ( ли ), такой случай. (А. П. Чехов)
Индивидуальное задание.
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание.
(Не)говорил (не, ни) слова, (не)был (не, ни) разу, (не) спешил (не, ни) куда, (не)сделал (не, ни) чего, (не) мешал (не, ни) кому, (не) беспокоясь (не, ни) чуть, (не) построены, (не) открыты.
6.Игра «Светофор».
Устная работа с сигнальными карточками.
На руке была (не)заметная царапина.
(Не)правда а сила была на его стороне.
Двигаться (не)устрашимо.
Здесь (не)говорят громко.
(Не) сделанная а отложенная работа.
Он был полный (не)вежа.
Далеко (не)легкое дело
V Работа с текстом
А вы любите ходить в гости? Конечно, приятно, когда тебе рады, уделяют внимание, угощают чем-то вкусным. Всегда ли это приятно? Давайте послушаем одну историю, рассказанную великим баснописцем И.А. Крыловым ещё в начале 19 века.
ДЕМЬЯНОВА УХА
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».—
«Соседушка, я сыт по горло».— «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —
«Я три тарелки съел».— «И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,—
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И — очищает всю. «Вот друга я люблю!»
Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой —
И с той поры к Демьяну ни ногой.
Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:
Но если помолчать во время не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь:
То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Вы не бывали в такой ситуации?
Проследим поведение хозяина. Каков он в начале басни? (Анализируя текст, помогаем учащимся увидеть, что Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой.) в кого превращает его чрезмерное гостеприимство, радушие? (Уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом)
Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть? (был очень воспитанным, деликатным)
Что означает выражение “демьянова уха”? С точки зрения лексики, как называются такие выражения, пришедшие в речь из художественных текстов? (крылатые выражения, фразеологизмы)
Обратите внимание на выделенные слова. Посмотрите, как изменится текст без них. (слайд 16 ) Поменялся ли смысл? Все ли теперь так ясно? (делается вывод). К какой части речи относятся выделенные слова? (частицы)
-Какую роль играют частицы в предложении?
- Частицы вносят в предложение различные оттенки значения, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении, а еще они участвуют в образовании … (форм слова). Частицы, как вы могли заметить, необходимы в нашей речи.
VII. Рефлексия.
Продолжи:
Неужели этот урок оказался таким ………………?
У меня возникли трудности только ……………… .
Все-таки я ……………… свой работой.
VIII. Домашнее задание:1. Найти в художественной литературе и выписать 7 предложений с частицами, указать их значение. ИЛИ Написать диалог из 7 – 9 реплик, включив минимум 7 частиц.
IX.Подведение итогов.
Просмотр клипа на песню Б.Окуджавы «Давайте восклицать!»
Всем спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...