конспект урока "Причастный оборот"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastnyy_oborot_konspekt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    План-конспект урока в 7 классе по теме «Причастный    оборот. Выделение причастного оборота запятыми".

Цель урока: дать понятие об одиночном причастии и причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формирование практического умения устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, находить границы причастного оборота.

Тип урока – урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные  результаты: 

Предметные: знать определение причастного оборота, синтаксическую роль причастного оборота (в предложении причастный оборот является одним членом предложения – определением), место причастного оборота по отношению к определяемому слову, условия выделения причастного оборота на письме; уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры

Оборудование :       компьютер,   проектор, раздаточный материал.

Ход урока:

1.   Мотивация Организационный этап. Приветствие учителя. Запись  даты и темы урока.  

2.Актуализация знаний

Прием ( да, нет).    

  1. Причастие – это самостоятельная часть речи ( Да)
  2. Причастие обозначает признак предмета (нет)
  3. Причастие объединяет свойства прилагательного и глагола(да)
  4. Причастие изменяется по родам, числам, падежам(да)
  5. Причастия имеют прошедшее, настоящее и будущее время (нет)
  6. причастие отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?( да)
  7. Причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов ем-(-ом-), -им-, -ущ-(-ющ-) -ащ- (-ящ-).( да)
  8. Причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш-, -ш-, -нн-, -т-, -енн-(-ённ-).(да)

        Запишите словосочетания в два столбика: в первый – причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие; выделите окончания причастий.

В застывшем воздухе; над сияющей землей; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрепанная челка. (Взаимопроверка по ключу на слайде.)

-Обратите внимание на словосочетание блистающая золотом листва, можно ли его отнести к какому-либо из столбиков? Почему? (в нем есть как определяемое, так и зависимое слово).

– Можно ли назвать причастие с зависимым словом в данном словосочетании смысловым отрезком? (Можно, так как зависимое слово вносит дополнительное значение в словосочетание, без него словосочетание станет непонятным.)

3. Целеполагание, изучение нового материала .

Какую цель вы поставите на уроке сегодня?

Открывается слайд с правилом:

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом, который является одним членом предложения – определением

-Прочитайте  предложения. Наступает золотая осень приносящая дожди.

Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

Замёрзшие цветы оживали. Назовите причастия. Какое существительное они определяют? В каких предложениях причастие имеет при себе зависимое слово? На  каком месте по отношению к определяемому существительному   находится причастие с зависимым словом? 

3. Какой вывод по итогам своих наблюдений вы можете сделать?

– Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и расстановке знаков препинания в различных случаях местоположения причастного оборота

Давайте посмотрим схему на стр.38.Что вы можете сказать, глядя на предложения?

(Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то выделяется на письме запятыми, а если впереди , то не выделяется.)

Важно обратить внимание на то, что от определяемого слова к причастию можно поставить один вопрос (картина( какая?)написанная), а от причастия к  зависимым словам- несколько:

написанная-   как?  когда?  кем?  по какому поводу ? и т.д.

4.Закрепление

1.К данным причастным оборотам подберите определяемые слова. Разлившиеся по весеннему небу; висевший в осеннем воздухе; усыпанные разноцветными листьями; много раз протоптанная  туристами.

2.С 2-3 причастными оборотами составьте и запишите предложения.

Проверим, как вы усвоили новый материал. Один человек будет работать у доски. Учащиеся на местах выполняют задание самостоятельно.

На доске учителем записан алгоритм выполнения задания:

1)Запиши предложение в тетрадь.

2)Найди в нём причастие, выдели его суффикс.

3)Найди зависимые слова, обозначь границы причастного оборота, подчеркни его как член предложения.

4)Графически обозначь определяемое слово.

5)Расставь знаки препинания

6) Обозначьте пунктограммы в записанных предложениях.. (Самопроверка правильности выполнения задания.

Золотистые листья берез колеблемые осенним ветром  шелестели но не опадали.

Дети играли на покрытом свежей травой лугу.

Полученное на практике задание следует выполнить к концу марта.

В мастерскую привезли табуретки сделанные столярами.

Учебники полученные в начале года и указанные в списке должны быть сданы на перерегистрацию.

Устная работа:

        Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.

        Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.

Предложения на доске:

  • Я увидел поля, окружённые садами. (Рука поднята).
  • Раненый капитан покинул строй.
  • Блестящий предмет лежал на столе.
  • Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
  • Мы любовались наступившей весной.
  • Девочка почувствовала запах розы, распространявшей вокруг себя неповторимый аромат. (Рука поднята).

        От чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом?

(От местонахождения определяемого слова).

Работа с учебником (письменно):

        Сейчас вы будете учиться составлять предложения с причастным оборотом. Откройте учебник на странице 38, найдите упражнение 85, прочтите задание. Вам необходимо изменить место причастного оборота в предложении, поставив его после определяемого слова и расставив знаки препинания.

        1.Распустившиеся за день цветы были срезаны. – Цветы, распустившиеся за день, были срезаны. 2.Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце. – Толстые сосульки, свисавшие с крыши, оттаивали на солнце. 3.Ярко светило холодное солнце с блестевшего голубой эмалью неба. – Холодное солнце ярко светило с неба, блестевшего голубой эмалью.

        Отличаются ли полученные предложения от исходных с точки зрения пунктуации?

(Да. В предложениях, данных в учебнике, причастные обороты не выделялись запятыми на письме. В составленных нами предложениях причастные обороты выделяются запятыми).

        Сформулируйте ещё раз правило постановки знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.

(Причастный оборот выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит перед причастным оборотом. Причастный оборот не выделяется на письме запятыми, если определяемое слово стоит после причастного оборота).

Выполните  теперь упр.86 и 87.

5. Рефлексия Подведение итогов урока. Контроль усвоения материала.

Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек: урок понравился – с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом

Сегодня вы открыли для себя много новых знаний. Давайте обобщим их, составив синквейн Причастный оборот.

Причастный оборот

Обособленный, зависимый

Выделяется, зависит, подчёркивается

Причастие с зависимыми словами

Определение

VI. Домашнее задание на выбор П.14,упр.88.или мини-сочинение «Осенняя прогулка в лесу», используя причастия и причастные обороты

Выставление оценок за урок

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Деепричастный оборот"

ЦЕЛИ УРОКА: закрепить  сведения о деепричастии и умение отличать деепричастие от других частей речи;познакомить  детей с понятием с понятием деепричастного оборота;формировать уме...

План-конспект урока "Обособление причастных оборотов"

План-конспект интерактивного урока по теме: "Обособление причастных оборотов"....

Конспект урока: Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"

Конспект урока русского языка  для 7 класса на тему: "Повторение изученного о причастном и деепричастном оборотах"....

Конспект урока русского языка по теме "Причастный оборот" (7 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала            Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки...

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....