"Разносклоняемые существительные"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока по русскому языку "Разносклоняемые существительные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разносклоняемые существительные21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:6

Тема урока:Разносклоняемые существительные

Тип урока:урок открытия новых знаний

Цель урока: Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, формировать умение правильно их писать

Задачи урока:

образовательные:Формирование критического стиля мышления в процессе изучения материала

развивающие:развитие умения находить, перерабатывать и принимать информацию, развитие навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности

воспитательные: воспитание интереса к русскому языку, его истории, ответственного отношения к учению.

Предметные результаты:

Знать: разносклоняемые существительные; особенности их склонения;

Уметь:распознавать в тексте, склонять разносклоняемые существительные, обосновывать выбор гласных в окончаниях; совершенствовать навыки правильного написания падежных окончаний имен существительных

Личностные:Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме,слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы:разносклоняемые существительные

Межпредметные связи:литература


Организационный этап(мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

-Добрый день, ребята! Нарисуйте на полях круг такого цвета, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Рисуют круг и демонстрируют своё настроение

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Цель этапа:повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Выявляет знания, полученные по теме «Имя существительное» в 5 классе, используя приём «Торт»

Давайте мы с вами испечём торт.

Но чтобы он получился вкусным, мы повторим всё об имени существительном. Из скольких коржей он будет состоять?

1корж - общее значение

2-морфологические признаки

3- синтаксическая роль

  1. Дайте определение имени существительного.
  2. Как изменяются существительные?
  3. Как называется изменение существительных по падежам?
  4. Сколько склонений у существительных?
  5. Какие существительные относятся к 1 склонению?
  6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  7. Какие существительные относятся к 3 склонению?
  8. Какую роль выполняют существительные в предложении?

Отвечают на вопросы, называют признаки имени существительного

3

Постановка цели и задач урока.

Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся

Закончить фразу:

Склонение-это...

К 1 склонению относятся...

Ко 2 склонению относятся...

К 3 склонению относятся...

Сейчас проведём игру «Загадочные мешочки»

( существительные, относящиеся к разным склонениям, даны вперемешку, надо разложить существительные в «свой» мешочек)

Пассажир, перрон, вокзал, троллейбус, армия, долина, игра, сессия, опасность, знамя, вестибюль, мышь, окно, мяч, небо.

1ряд-1скл., 2ряд- 2 скл. .,3р.-3скл.

Чем вы руководствовались, распределяя слова?

Какое слово оказалось лишним?

Как вы думаете почему?

Проблемный вопрос:имеются существительные, которые не относятся ни к первому, ни ко второму, ни к третьему склонению. Что это за существительные? Прием «Корзина идей и понятий».

4

Построение проекта выхода из затруднения

Какие пути решения вы предлагаете? Как будем действовать, чтобы проверить наши предположения? Проведём исследование, может окончания подскажут решение проблемы?

Просклоняем:

1) игра, имя

2) окно, имя

3) мышь, имя

Окончания какого склонения имеет существительное имя в Р.п, Д.п, П.п? ( 3-го склонения)

-А в Т.П? (2-го склонения)

Как можно было бы назвать такие существительные?

А чтобы узнать как называются существительные, и определить тему урока нам нужно разгадать ребус. Для этого нам нужно вспомнить и математику

1)Как называется результат математического выражения уменьшаемое минус вычитаемое (разность)

2)Часть горЫ (склон)

Какова же тема нашего урока?

Ребята, сформулируйте цель нашего урока, опираясь на тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске:
познакомиться с…

узнать…
понять…
научиться

- Цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с особой группой существительных – разносклоняемых, узнать, сколько их, понять, в чем их особенности, научиться их склонять.

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Групповая работа– 1гр-поиск информации о разносклоняемых именах существительных

Дети работают по следующему плану:

1. Какие существительные относятся к разносклоняемым?

#1055;очему они так называются?

#1050;аковы особенности склонения данных существительных?

Защита работы групп. Взаимооценка и самооценка работы групп.

Работают в группах с разными источниками.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯПродолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.

ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.

ПЛАМЯ–огонь

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ дорога

Давайте запишем данные слова в тетрадь

Упр._______

7

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ на выбор:

#1055;одобрать пословицы с разносклоняемыми словами.

  • Составить тест по теме «Разносклоняемые существительные».

#1059;пр._____

Записывают ДЗ в дневниках.

8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Урок-расследование в 6 классе по теме «Разносклоняемые существительные». «Детективное агентство «Черный кот».

 Данная статья представляет собой разработку урока русского языка в 6 классе. Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: М.Т. Барано...

Урок по теме "Разносклоняемые существительные" 6 класс

На данном уроке формируются следующие знания и умения: умение склонять существительные на – мя и слово путь; умение обосновывать выбор гласной в окончаниях разносклоняемых существительных; знани...

Урок по теме "Разносклоняемые существительные" 6 класс

На данном уроке формируются следующие знания и умения: умение склонять существительные на – мя и слово путь; умение обосновывать выбор гласной в окончаниях разносклоняемых существительных; знани...

Презентация "Разносклоняемые существительные", 6 класс.

В презентации представлены особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных....

Презентация "Разносклоняемые существительные"

На слайдах презентации таблицы, попогающие понять, почему разносклоняемые существительные так называются....

Стихотворение для запоминания разносклоняемых существительных

В текст стихотворения нужно вставить разносклоняемые существительные...